Связан с правилом Паретто (правило 80/20)
Смысл анализа – нерационально уделять объектам, приносящим малую
часть вклада в общий результат то же внимание, что и объектам
первостепенной важности.
Сущность анализа – выбрать классификационный признак и по нему
ранжировать продукцию.
Алгоритм:
Описание номенклатуры
Определение суммарной стоимости по позициям номенклатуры
Ранжирование номенклатуры в порядке убывания стоимости
Определение % соотношения по рассматриваемым позициям
Распределение по группам а (75% стоимости ресурсов и 10%
наименований продукции), в (20 и 25) и с (5 и 65)
При графическом подходе:
Верт ось – доля вклада объекта в общий результат
Гориз ось - % от общего числа номенклатурных позиций
Для разделения кривой АВС на группы используется метод
касательной.
1. В начале соединяют исходную и конечную точку прямой линией,
2. затем // этой линии проводят касательную к наиболеее выпуклой
точке АВС кривой,
3. Перпендикуляр, опущенный из этой точке на гориз ось даст А.
4. В - Точку касания соединяют с завершающей точкой кривой АВС и
//этой линии проводят касательную к наиболее выступающей части
кривой АВС. Перпендикуляр – группа В. Остальное – С.
А – тщательный учет и контроль, отслеживание уровня запасов и
постоянное пополнение его. В – традиционный учет и контроль. С –
эпизодический учет и контроль.
В результате данного совмещения по двум показателям – степень
влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость
этого результата (XYZ) – получаем 9 групп объектов анализа (рис. 2).
AX, AY, AZ – тщательное планирование потребностей, норм расходов,
ежедневный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от
запланированных значений.
BX, BY, BZ – индивидуальные технологии планирования и
прогнозирования
CX, CY, CZ – укрупненные методы планирования
Структурирование ассортимента продукции с помощью XYZ-
Анализа.
Позволяет классифицировать продукцию в зависимости от хар-ра
потребления и давать определенную вероятность по точности
прогнозирования.
где xi – значение параметра в i-тый период, 𝑥
– среднее значение параметра, n – количество периодов.
КАТЕГОРИИ:
Группа Х относятся ресурсы, которые характеризуются стабильной
величиной потребления, возможностью достаточно точного прогноза.
Коэффициент вариации менее 10%.
Группа Y – ресурсы, потребность в которых характеризуется
известными тенденциями, возможность прогнозирования – средняя. В этой
группе коэффициент вариации от 10% до 25%.
Группа Z – это ресурсы, которые потребляются не регулярно и имеют
очень низкую точность прогнозирования. Коэффициент вариации выше 25%.
Разделение на группы XYZ осуществляется по коэффициенту
вариации спроса.
При использовании XYZ анализа возможны следующие варианты
работы с продукцией:
1. анализ мероприятий по закупке продукции.
Здесь в группе X закупка происходит синхронно процессу
потребления. В группе Y необходимо создание запасов. В группе Z
требуются индивидуальные запасы по закупке;
2. для скорости оборота товарных позиций, обычно при складах,
расположенных как на кротких, так и на длинных расстояниях. В этом случае
X – высокооборачиваемые товарные позиции, группа Y – средняя скорость
оборота, группа Zдолгооборачиваемые товарные позиции. В данном случае
определяющим фактором будет временной, и широко используется решение
транспортных задач.
Для принятия более точных управленческих решений результатыABC
и XYZ анализа ОБЪЕДИНЯЮТ В МАТРИЦУ!!
AX, AY, AZ – тщательное планирование потребностей, норм расходов,
ежедневный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от
запланированных значений.
уменьшает