Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Решение возникающих задач распределительной логистики на каждом уровне различно.
В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы: по какому каналу довести продукцию до потребителя; как упаковать продукцию; по какому маршруту отправить; нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю; какой уровень обслуживания обеспечить и др.
Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на микро- и макроуровнях. На уровне предприятия логистика решает задачи: планирования процесса реализации; организации получения и обработки заказов; организации сети складов; выбора вида упаковки, принятия решения о комплектации, организации выполнения операций, непосредственно предшествующих отгрузке;организации отгрузки продукции; организации доставки и контроля транспортирования; организации послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: выбор схемы распределения материального потока; определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. При выборе оптимальной схемы товародвижения следует учитывать всю цепь прохождения груза до конечного потребителя: минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, минимальные издержки.
Главным показателем успешной деятельности служит полученная прибыль, а основными направлениями деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия, связанные:
- с созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
- экономическим объединением производства и сбыта;
- выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса и др.
Для успешного ведения бизнеса предприятие должно решить вопросы: в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или непосредственно на рынке сбыта и др.
Задачи распределительной логистики, решаемые на макроуровне
Задачи распределительной логистики на макроуровне:
1) Выбор схемы распределения материального потока
2) Определение оптимального количества распределительных центров на
обслуживаемой территории
3) Определение оптимального места расположения распределительного
центра на обслуживаемой территории
Задачи распределительной логистики, решаемые на микроуровне
Задачи:
На микроуровне т.е на уровне предприятия задачами распределительной
логистики являются:
1)планирование процесса реализации;
2) организация получения и обработки заказа;
3) выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации;
4) организация выполнения операции предшествующих погрузке
5) организация погрузки продукции
6) организация доставки и контроль за транспортировкой
7) послереализационное обслуживание
Каналы распределения продукции (длина, ширина, уровни). Преобразование логистическогоканала в логистическую цепь
Управление каналами распределения
Канал распределения – это совокупность независимых организаций
вовлеченных в процесс продвижения товаров с целью обеспечения их
доступности для конечных потребителей.
Каналы распределения выполняют 2 основные функции:
1. Обеспечение доступности товаров в достаточном количестве мест
2. Физическое перемещение товаров, связанная с организацией движения
материальных потоков
Каналы распределения характеризуются длинной и шириной.
Длинна – это основной показатель, который определяется количеством
звеньев в цепи.
Ширина - обусловлена количеством участников в каждом звене канала
распределения. При этом производитель является начальным звеном канала,
потребитель – конечным.
При выборе длины и ширины канала используют следующие критерии:
1. Критерий доходов
Считают, что чем меньше посредников в канале, тем доходнее работает
предприятие – производитель.
2. Критерий затрат
Длина канала определяется условиями спроса на продукцию
3. Критерий гибкости
Показывает. Что формирование каналов является динамическим процессом и
требует постоянного уточнения
4. Критерии контроля
Чем больше посредников в данном канале, тем меньшим уровнем контроля
он характеризуется.
Обычно выделяю следующие виды каналов:
Каналы нулевого уровня целесообразны только в случае заказа очень
большого количества продукции
Каналы первого уровня позволяют формировать ассортимент обычно
достаточно массовый
Каналы второго, третьего и т.д уровня, позволяют формировать
разнообразный ассортимент в соответствии с любыми запросами
потребителей