Тема 21. Социология массовой коммуникации

План занятия

1. Понятие социальной коммуникации: основные подходы к определению.

2. Определение понятия средств массовой коммуникации в социологии.

3. Социология массовой коммуникации как специальная социологическая теория.

4. Основные социологические методы исследования процесса массовой коммуникации.

    Основные понятия темы: социология массовой коммуникации, массовая коммуникация, коммуникатор, коммуникант, информация, сообщение, коммуникативный процесс, коммуникативная сеть, свобода, аудитория, ценностные ориентации, дискурс, контроль, культура, общение, социальные связи, средства массовой информации (масс-медиа), цензура в СМИ.

Темы докладов и рефератов

(на выбор студентов)

1. Социология массовой коммуникации – специальная отрасль социологического знания.

2. Основные подходы к изучению процесса социальной коммуникации.

3. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема.

4. Функции и роль средств массовой коммуникации в общественной жизни.

5. Социологическое изучение роли средств массовой коммуникации в жизни общества и индивида.

6. Исследование взаимосвязи государства и средств массовой коммуникации.

7. Пресса и интересы политических сил: социологическое изучение особенностей социально-политической коммуникации в современном обществе.

8. Роль средств массовой коммуникации в экономике и бизнесе.

9. Исследование проявления в средствах массовой коммуникации интересов аудитории, личности и общества в целом.

10. Глобализация коммуникативных процессов в современных условиях.

11. Массовая аудитория и массовая культура в социологии коммуникации.

12. Социологические исследования аудитории средств массовой коммуникации.

13. Эмпирические социологические исследования эффективности СМИ.

14. Методы исследования массовой коммуникации в социологии: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов, качественные методы и др.

15. Социологическое исследование как основная технология сбора массовой социальной информации.

16. Социологические методы формализованного анализа содержания массовой текстовой информации.

 



Творческие задания

1. Выясните и опишите разницу в понятиях «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации».

2. Докажите, используя понятие «массовая коммуникация», что самые развитые современные общества имеют право называться информационными.

3. Выберите любой канал социальной коммуникации и опишите стереотипы, присутствующие в вашем сознании, которые были созданы этим каналом.

Темы эссе

1. Свобода и контроль в СМИ: как соблюсти баланс между этими явлениями и каким он должен быть.

2. Могу ли я, современный человек, прожить без средств массовой коммуникации, и от каких СМК я готов(а) безболезненно отказаться.

3. Ощущаю ли я, что средства массовой коммуникации манипулируют моим сознанием?

Контрольные вопросы

1. Что такое массовая коммуникация и какие элементы в ее структуре можно выделить?

2. Назовите основные средства массовой коммуникации, которые существуют сегодня в современном обществе, и дайте их краткую характеристику.

3. Какие теоретические подходы к изучению процесса массовой коммуникации вы знаете, изложите их суть.

4. Перечислите основные социологические методы исследования, которые используются для изучения массовой коммуникации, и опишите их специфику для данного вида исследований.

Статьи в журнале «Социология», рекомендуемая для прочтения

1. Елсуков, А.Н. Стигматизация как способ выделения объектов в структурах коммуникативного действия // Социология. 2010. № 4.

2. Киреев, П.С. Новые медиа в современном информационно-коммуникационном пространстве // Социология. 2010. № 2.

3. Мальченков, И.Е. Трансформация стратегий самопрезентации и идентификации в киберпространстве // Социология. 2011. № 4.

4. Маючий В.В. Международный спутниковый телеканал «Беларусь–ТВ»: опыт моделирования целевой аудитории // Социология. 2009. № 2.

5.  Шавель С. А. Мотивационные стратегии потребления: социологический анализ // Социология. 2003. № 2.

Литература

Основная

1. Бориснев С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

2. Буданцев Ю. П. Социология массовых коммуникаций. – М., 1995.

3. Елсукова, Н.А., Купчинова, Т.В., Рябая, Г.С. Конструирование социальной проблемы в печатных СМИ // Социология. 2010. № 1.

4. Конецкая В. П. Социология коммуникации: учебник. – М., 1997.

5. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. – М., 1999.

6. Социология массовой коммуникации: учеб. для вузов / Л. Н. Федотова. – СПб., 2003.

7. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

8. Шарков Ф. И., Радионов А. А. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие.        В 2 ч. – М., 2003.

Дополнительная

9. Бабосов Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов. – Минск, 2003.

10. Батурчик М. В. Аудитория как субъект массовой коммуникации: основные характеристики и направления исследования // Актуальные проблемы современной социологии: сб. аспир. тр. – Минск, 2004.

11. Бореев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986.

12. Брэтон Ф., Пру С. Выбух камунікацыі. Нараджэнне новай ідэалогіі. – Мінск, 1995.

13. Буданцев Ю. П. Теория и практика журналистики и массовых коммуникационных процессов. – М., 1993.

14. Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. – М., 1979.

15. Дридзе Т. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.

16. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

17. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.

18. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. – М., 1994.

19. Коробейников В. Редакция и аудитория. Социологический анализ. – М., 1983.

20. Костин А. В. Альбом схем по теории социальной информации и коммуникации. – М., 1995.

21. Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994.

22. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.

23. Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 1984.

24. Русакевич В. В., Ананич Л. С., Воробьев В. П. Информационный ресурс Беларуси. – Минск, 2004.

25. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Засурского. – М., 2001.

26. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

27. Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол.: Евелькин (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2004.

28. Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол.: Евелькин (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2005.

29. Социальные проблемы развития белорусского общества в условиях глобализации: сб. статей / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол.: Евелькин (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2006.

30. Социологическое знание и социальные процессы в современном белорусском обществе: сб. материалов IV межинстит. науч. практ. конф. молодых ученых, 7 июня, 2004 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол.: Евелькин (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2004.

31. Терин В. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. – М., 2000.

32. Федотова Л. Н. Анализ содержания телевизионных передач: учеб. пособие. – М., 1992.

33. Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

34. Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации. – Л., 1977.

35. Харланчук Т. Н. СМИ Беларуси и уровень доверия к ним населения республики // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2003.

36. Язык и массовая коммуникация. – М., 1984.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: