Применяется после операции термообработки, а также для обработки труднообрабатываемых материалов, из которых изготавливают зубчатые колёса. Возможны два способа шлифования: методом копирования и методом обкатки.
При шлифовании методом копирования применяются круги, имеющие форму впадины между зубьями. Используются методы прямой (радиальной) и продольной (осевой) подачи. Метод осевой подачи применяется при обработке крупномодульных зубчатых колёс. Впроцессе обработки осуществляется постоянная правка круга. При обработке применяют делительные устройства. Метод позволяет получить 6 квалитет точности.
При методе обкатки применяют тарельчатые шлифовальные круги.
Впроцессе обработки заготовка устанавливается в центрирующееустройство. Два шлифовальных круга вращаются и имеют продольное перемещение вдоль образующей зуба. Движение заготовки (1,2) создаётся с помощьюспециального обкатного барабана, диаметр которого оказывает значительное влияние на точность обработки. Изменение диаметра приводит к искажению угла профиля по делительной окружности. Впроцессе обработки после каждого второго хода круги подвергаются правке. Точность обработки в пределах 5 квалитета.
|
|
Недостаток: необходимость иметь большое количество обкатных барабанов для каждой заготовки.
К окончательным методам обработки зубчатых колёс относятся: обкатка, притирка, приработка и другие.
Обкатка - заключается во вращении обрабатываемого не термообра-ботанного зубчатого колеса совместно с тремя термообработанными эталонными шестернями. Применяется в массовом производстве.
Притирка - осуществляется с помощью мелкозернистых чугунных притиров, которые представляют собой косозубые зубчатые колёса или рейки. Доводка поверхности зубчатых колёс осуществляется засчёт взаимного трения зубьев и притира. Взону обработки подаётся мелкозернистый порошок или паста ГОИ и СОЖ - керосин.
Приработка - это взаимное сглаживание шероховатости парных зубчатых колёс. Поверхности зубьев в процессе приработки смазываются абразивной пастой. Кроме вращательного движения с притормаживанием одного из колёс, колёса совершают небольшие осевые перемещения друг относительно друга.