Если в средние века философия вступила в союз с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными знаниями, то теперь она опирается гл. образом на науку. Философы стремились пересмотреть и проверить на прочность все накопления знания, ищут рационального обоснования и доказуемости истины.
Становление научной картины мира началось с Коперника, Коппера, Галилея. Научная революция порождает нового ученого, главный инструмент которого – строгий эксперимент. Формируется механистическая картина мира. Материя – однородное, неодушевленное вещество, частицы которого, взаимодействуют по чисто механическим законам.
Эмпиризм - учение, признающее опыт человека единственным источником познания. Основатель Ф. Бэкон. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука средство, а не цель. Всякое познание и изобретение должны опираться на опыт, т.е должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положения.
В 17-ом веке остро витала проблема сближения физики и математики. Матем. имеет дело с идеальными объектами, а физика изучает реальные, природные объекты.
Декарт говорил, что лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Конечная цель научного познания – господство над природой.
Естествознание, математика и философия Нового времени: Галилей и Ньютон. Философские идеи Спинозы и Лейбница.
Философским содержательным у Галилея явились его теоретические открытия, в первую очередь принцип относительности. Программа, намеченная Галилеем была систематически развита Ньютоном. Ньютон считал, что все надо исходить из двух, трех принципов и уже на их основе объяснять их все явления (первый закон Н). Принципы желательно формулировать математически: книга природы, утверждает Галилей, написана математическим языком.
Ньютоновская механика в современных выражениях называется гипотетико-дедуктивной структурой научной теории. От принципа на путях дедукции – к эксперименту.
Учение Спинозы - единая субстанция которой являются все единичные вещи и существа. Атрибуты субстанции: 1) мышление, 2) распространенность.
Человек частица природы, его организация полностью объясняется законами механического детерминизма.
Немецкий философ Г.Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Монады представляют собой духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир.
Теория познания Лейбница - идеалистический рационализм - направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. Он утверждал, что источником и необходимостью знания может быть только разум, что душа содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются внешними объектами.
Вопрос 5
Наука в эпоху Просвещения (XVIII век). Свободомыслие, скептицизм, антиклерикализм, атеизм ученых и философов-просветителей. Просветительский эмпиризм, рационализм, демократизм, либерализм.
Во Франции философия выступала в 18 в как сердцевина, ядро просвещения (Вольтер, Руссо, Гольбах).
Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, он выступает сторонником естественной религии. Творчество Вольтера не достигшая особых высот в формулировке новых принципов, показала, что философия может иметь прикладной характер.
Жан-Жак-Руссо не хотел допустить порабощения свободного по природе своей человека. Общество заставляет людей ненавидеть друг друга. Чтобы человек был свободный, следует вернуться к «естественному» состоянию.
Поль Гольбах склонен к последовательному систематическому мышлению. «Природа - есть причина всего», она всецело материальна. Он верил в неисчерпаемость человеческого познания.
Французские материалисты добились успехов в объяснении природных явлений, проанализировали природу социально-политических и педагогических явлений. Они вели радикальную критику религии и метафизики. Важнейшая идея – идея знания, просвещения и здорового смысла.
Вопрос 6
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, натурализм, критический рационализм, как основные методологические концепции науки XIX-XX вв. (О.Конт, Э. Мах, Т. Кун, Д. Дьюи, Г. Башляр, К. Поппер и др.).
Позитивизм - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования они говорят о том, что истинное знание не может быть в непосредственном чувственном опыте.
Огюст Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задача исследователя - описывать и систематизировать то, что мы получили в ощущении. Поиск причин явлений – беспорядочная метафизика. Науки не нуждаются в какой-либо философии, а должна опираться на себя. Задача «новой» философии – обобщение научных данных. Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания.
На смену первому позитивизму приходит эмпиризм или махизм. Махисты главной задачей философии считали не обобщение частных наук, а создание теории научного познания. Мах: человеческое познание начинается с ощущений. Наука должна следовать: 1) экономии мышления, 2) быть чисто описательной.
В центре внимания позитивистов находится вопрос о взаимоотношении науки и философии. Позитивное знание м.б. получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их систематического объединения. Философия, как особая наука не имеет права на существование.
Неопозитивизм или аналитическая философия – начилась в начале 20 веке как новой форме Позитивизма. Философия при этом не является ни теорией познания, ни наукой о реальности, а выступает как анализ естественных или искусственных языков. неопозитивизм основывается на принципе верификации – эмпирического подтверждения научных положений.
Постпозитивисты как неопозитивисты пытались уяснить себе содержание научного знания, но в отличие от них считали, что ясное, вечное знание не м.б. достигнуто, т.к. человек – существо ошибающееся.
Т. Кун: научное сообщество создает научный образец (парадигму). Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом. под давлением проблем, кот-ые не может разрешить парадигма, она взрывается и на смену приходит другая парадигма.
К.Поппера - Суть критического рационализма состоит в том, что он отказывается считать истину целью познания. Отрицает связь между знанием и реальным миром.
Г.Башляр высказал концепцию нового рационализма. Суть: рациональное было то, что м.б. понято мыслью одного человека, теперь новорациональным следует называть то, что м.б. сделано коллективом людей, даже если ни один человек не понимает что это такое. Разум – источник рационализма.
Вопрос 7