Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо - плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций.
• Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой - к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
• Приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область - эротическую и детективно-развлекательную индустрию.
|
|
• Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
• Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
• Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
• Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи.
Практическое значение роли культуры в общественной жизни
Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова история развития понятия «культура»? Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации?
2. В чем специфика социологического подхода к анализу культуры?
|
|
3. Какие виды культуры принято выделять в социологии?
4.Что такое массовая культура? Когда и почему она возникает?
5. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?
ТЕСТ
1 Понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества, называется
а) контркультурой;
б) массовой культурой;
в) субкультурой;
г) цивилизацией.
Совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей
культурой и в то же время отличающейся от нее, называется
а) массовой культурой;
б) народной культурой;
в) субкультурой;
г) контркультурой.
3.Культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности и которые могут быть переданы другим поколениям, называются
а) традицией;
б) ритуалом;
в) обычаем;
г) социальной нормой.
4.На информационной основе базируется общество
а) сложное;
б) индустриальное;
в) открытое;
г) постиндустриальное.
5.По характеру и "целевому назначению" культура бывает
а) народной и "ученой";
б) материальной и духовной;
в) религиозной и светской;
г) общей и профессиональной.
6.Культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, так считал
а) Г.Тард;
б) Г.Лебон;
в) Руссо;
г) Вольтер.
7.Понятие "контркультуры" ввел
а) Т.Роззаку;
б) Г.Тард;
в) Г.Лебон;
г) Дж.Хоманс.
Глава 4. Личность и общество
Социологические теории личности
Причины создания объяснительных моделей личности различными социологическими теориями
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы, закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.
Проблема человека как предмет междисциплинарных исследований
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы, или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.