Тенденции развития культурной ситуации в нашей стране

Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо - плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, по­скольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противо­речива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб про­исходящих перемен. Однако уже зримо выделяются несколько тенденций.

• Деидеологизация культуры и ликвидация государствен­ной монополии на культуру. В содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе твор­чества и свободе выбора в сфере культуры, с другой - к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популяр­ная литература или многочисленные образовательные заведения.

• Приватизация и коммерциализация культуры. В на­стоящее время этот процесс имеет однобокую направ­ленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область - эротиче­скую и детективно-развлекательную индустрию.

Рост интереса к дореволюционному культурному насле­дию, в том числе к религии и церкви.

• Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.

• Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабле­ние интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости теат­ров, музеев, библиотек.

• Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыден­ной речи.

 

Практическое значение роли культуры в общественной жизни

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое зна­чение. В современных условиях становится отчетливо видно: нельзя усиленно проводить в жизнь экономические и полити­ческие программы без учета культурного уровня населения. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова история развития понятия «культура»? Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении куль­туры и природы, культуры и цивилизации?

2. В чем специфика социологического подхода к анализу куль­туры?

3. Какие виды культуры принято выделять в социологии?

4.Что такое массовая культура? Когда и почему она возникает?

5. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

ТЕСТ

1 Понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества, называется

а) контркультурой;

б) массовой культурой;

в) субкультурой;

г) цивилизацией.

 

Совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей

культурой и в то же время отличающейся от нее, называется

а) массовой культурой;

б) народной культурой;

в) субкультурой;

г) контркультурой.

 

3.Культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности и которые могут быть переданы другим поколениям, называются

а) традицией;

б) ритуалом;

в) обычаем;

г) социальной нормой.

 

4.На информационной основе базируется общество

а) сложное;

б) индустриальное;

в) открытое;

      г) постиндустриальное.

 

5.По характеру и "целевому назначению" культура бывает

а) народной и "ученой";

б) материальной и духовной;

в) религиозной и светской;

г) общей и профессиональной.

 

6.Культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее                вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, так считал

а) Г.Тард;

б) Г.Лебон;

в) Руссо;

             г) Вольтер.

 

7.Понятие "контркультуры" ввел

а) Т.Роззаку;

б) Г.Тард;

в) Г.Лебон;

г) Дж.Хоманс.

 

 

 

Глава 4. Личность и общество

Социологические теории личности

Причины создания объяснительных моделей личности различными социологическими теориями

 

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вари­ант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы, закономерности поведения лич­ности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социо­логии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.

 

Проблема человека как предмет междисциплинарных исследований

С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы, или обречен быть ее сле­пым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междис­циплинарных исследований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: