Смысловые различия понятий «человек», «индивид»,, «индивидуальность», «личность»

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “лич­ность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употреб­ляются как синонимы, но если подходить строго к определе­нию этих понятий, то можно обнаружить существенные смы­словые оттенки. Человек -понятие самое общее, родовое, ве­дущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуаль­ность можно определить как совокупность черт, отличаю­щих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

 

Значений понятие «личность»

В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. Ес­ли в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на пе­редний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием Я.

 

Причина разнообращия теорерических подходов в понимании феномена человека

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них -образ человека как совокупности социальных ролей.

 

Образ личности у З. Фрейда

Другой образ личности возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматри­вавшего человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения ин­стинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынуж­ден, постоянно искать компромисс между глубинным влечени­ем и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровне­вое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминания­ми”, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон “атакуют” психику человека, порождая невротиче­ский тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняю­щейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рас­сматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

 

Поведенческая концепция Б. Скиннера, Дж. Хоманса, К.-Д. Оппа.

Еще один образ личности - личность как система реакций на различные стимулы ( Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой ин­формации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе “блюдет” свой интерес: если его по­ведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает призна­ния со стороны общества, то будет вести себя скорее всего аг­рессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из­бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно­значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализи­руя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, “подкреплений”, проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса нау­чения, понимаемого как стимуляция “хороших”, т. е. желае­мых, действий.

В качестве стимулов может использоваться любое “благо”:

знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжела­тельное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается обще­ство. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал воз­награждающие воздействия со стороны других, тем менее цен­ным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межлично­стных отношений делается вывод, что добровольное взаимо­действие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его “вклад” в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: