Структура и организация группы

2. Структура и организация группы. Группы различаются по степени организованности. Которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято подразделять группы на формальные и неформальные. Первые имеют четкую структуру, упорядоченную иерархию отношений и позиций. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, институт, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения сотрудников. Они создаются для выполнения специальных целей, решения определенного круга задач.

Неформальные группы, представляют собой разновидность малых групп, нередко и возникают, и распадаются стихийно. Как видно из самого их названия неформальным группам присущи дружеские, доверительные отношения. Решающая роль в их создании принадлежит общности интересов и взглядов людей.

Проблема взаимоотношения формальных и неформальных групп была подробно исследована в ходе знаменитого Хоторнского эксперимента, проведенного в США в 1924-1932 гг. Многолетние исследования выявили, неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе играют большую роль в эффективной организации производства. Поиск оптимальных сочетаний формальных и неформальных групп на производстве стал одной из ведущих задач так называемой индустриальной социологии и теории менеджмента.

 

Культура группы

3. Культура группы.В больших социальных группах типа классов или наций соответствующая культура возникает самостоятельно как составная часть культуры общества. Для классов и профессиональных групп - это общая идеология, общие политические интересы и ценности и т.д. Для территориальных общностей - культура, особый образ жизни в городе или на селе, с присущими им нормами, обычаями, традициями.

Что касается культуры малых групп, то здесь термин культура берется в более узком смысле. Как особая мораль, обычаи и т.п., свойственные данной группе. В ней по характеристике социолога Т. Шибутани, находит выражение специфика социального бытия членов данной группы.

Культура группы часто имеет внешнее символическое выражение. Символ - важный элемент идентификации членов группы. Почти все политические группы - партии и движения имеют свои эмблемы, значки, флаги и т.п.

 

Интеграция группы

4. Интеграция группы.Особое место в изучении процессов интеграции заняла проблема сплоченности в малых группах. Одним из наиболее популярных методов является социометрическая процедура, предложенная американским ученым Дж. Морено. Суть ее довольно проста: проводят опрос всех членов данной группы об их отношении друг к другу, симпатии, доверии и т.п. Таким образом, каждый из опрошенных делает свой «выбор предпочтительности» по отношению к другим членам группы. Степень взаимной привлекательности людей в группе рассматривалась в качестве эмпирического показателя сплоченности группы.

В настоящее время зарубежными и отечественными учеными разработаны различные методики проведения социометрических опросов, позволяющих измерить как формальные, так и неформальные отношения в группе. Социометрический метод имеет большое практическое значение при изучении процессов формирования различных групп и возникающих в них конфликтах.

 

Цели деятельности группы

5. Цели деятельности. Группы могут различаться по цели деятельности, которая придает содержание и смысл деятельности людей, в большей мере определяя характер взаимоотношений между ними. Целевая направленность в значительной степени присуща многим формальным группам, поэтому их часто называют функционально-целевыми. Так, целью деятельности высшего учебного заведения является подготовка специалистов высшей квалификации и др. Некоторые неофициальные группы - различного рода добровольные организации также выдвигают определенные значимые для их членов цели совместной деятельности, подобно борьбы с наркотиками, со СПИДом и т.п.

 

 

Основные разновидности социальных групп

Понятие референтной группы

 Система межличностных отношений в группе определяется понятием референтности, на этой основе складывается понятие референтной группы, которая служит для индивида своего рода стандартом, системой оценки себя и других через призму определенных коллективных нормы и ориентаций.

 

Разновидности групп по разным основаниям классификации

По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства - группы реального присутствия и идеальные, а в зависимости от принятия или непринятия групповых норм выделяют положительные и отрицательные референтные группы.

Широкое распространение получили так называемые идеальные воображаемые группы - это существующие в сознании индивида, его ценностные и нормативные ориентиры, его идеалы, выступающие в виде персонифицированных эталонов. А в этом качестве нередко предстают сформированные СМИ «имиджи» - стереотипные образы спортивных и эстрадных кумиров, политических лидеров и т.п., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: