Структура и содержание дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид работы Трудоемкость (в акад. часах)
Общая трудоемкость 108
Аудиторная работа 66
Лекции   40
семинары 14
Практические занятия 12
Самостоятельная работа 42
Групповые и индивидуальные консультации  
Текущий контроль Тестирование, решение задач, контрольная работа
Итоговый контроль Экзамен–6 семестр

 

Содержание разделов дисциплины

Модуль 1. Введение в социальнуюпсихологию, личность в социальнойпсихологии

Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии

Основные подходы к определению предмета социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Структура социальной психологии. Задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.

 

Тема 2. Развитие социальной психологии в России, Украине и за рубежом

Предпосылки возникновения социальной психологии, выделение ее в самостоятельную область знания. Развитие социальной психологии в историческом контексте: первичные социально-психологические теории (психология народов, психология масс, теория инстинктов), социальная психология в период марксизма; основные направления развития социальной психологии в первой половине 20-го века; современные основные теоретические концепции социальной психологии на Западе. Развитие социальной психологии в бывшем Советском Союзе, в Украине и России на современном этапе.

 

Тема 3. Методы социальной психологии

Методологические основы социально-психологического исследования. Специфика научного исследования в социальной психологии. Проблема качества социально-психологической информации. Методы социально-психологического исследования, их характеристика.

 

Тема 4. Личность как субъект и объект общения

Подходы к исследованию личности в социологии и общей психологии. Понятие личности в социальной психологии. Социально-психологическая структура личности. Специфика социально-психологической проблематики личности. Понимание личности и представления о ее структуре, условиях и движущих силах развития в отечественных (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев и др.) и зарубежных (З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу и др.) теориях личности. Диспозиционная концепция регуляции поведения В.А.Ядова. Социально-психологические качества личности.

 

Тема 5. Понятие социализации личности

            Понятие социализации. Факторы и критерии социализации. Процесс социализации. Проблема этапности процесса социализации. Понятие асоциолизации, десоциализиции и ресоциализации личности. Психологические механизмы социализации. Основные институты социализации. Сравнительный анализ социализации детей и взрослых.

Тема 6. Личность в структуре социальных отношений

Особенности социального поведения личности. Статус личности как показатель положения в группе. Позиция как интегральная система избирательных отношений личности. Установка как центральный элемент позиции. Роль как реализация статуса и позиции личности.

 

Модуль 2.. Социальнаяпсихологияобщения

Тема 7. Проблема общения в социальной психологии

Понятие общения в социальной психологии. Развитие общения в онтогенезе. Общение как форма проявления активности личности. Подходы к определению структуры общения. Составляющие общения.

 

Тема 8. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Понятие о взаимодействии, его место в структуре общения. Разновидности взаимодействия. Кооперация и конкуренция.

Общение и деятельность.

 

Тема 9. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Понятие о коммуникации. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Виды коммуникации. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Знаковые системы невербальных коммуникаций. Барьеры общения.

 

Тема 10. Общение как взаимопознание людей (перцептивная сторона общения)

Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания при общении. Эффекты межличностного познания. Межличностная аттракция. Точность межличностной перцепции.

Социальная перцепция в системе "учитель-ученик".

 

Тема 11. Психологические способы воздействия в процессе общения

Понятие о способах воздействия. Традиционные механизмы воздействия. Эффективность механизмов психологического воздействия и методы его повышения.

 

Тема 12. Общение в образовательном процессе

Определение педагогического общения, его направленность и специфика. Единицы педагогического общения. Уровневая структура педагогического общения.

Педагогическое общение и межличностные ценности учащихся. Фронтальное и индивидуальное общение.

Определение, общая характеристика, функции затрудненного общения. Основные области затруднения в педагогическом общении: этно-социокультурная, статусно-позиционная, возрастная, индивидуально-психологическая, межличностная, педагогическая. Взаимооценка педагога и ребенка как барьер в общении. Влияние педагогических затруднений в общении на педагога.

Средства и техники педагогического общения.

Модуль 3. Социальная психология группы

Тема 13. Проблема группы в социальной психологии

Понятие группы. Группа как субъект деятельности. Признаки группы как человеческой общности (классовая принадлежность, совместная деятельность, уровень развития межличностных отношений, особенности организации и т.п.).

Классификация групп в социальной психологии.

Основные характеристики групп. Личность в группе. Позиция, статус, роль личности в группе.

 

Тема 14. Проблема больших социальных групп

Главные характеристики больших социальных групп. Классификация больших групп: люди, которые живут в одном государстве, нации, этнические общности, классы, партии, профессиональные организации, общественные движения, трудовые коллективы.

Особенности психологии классов.

Психологическая характеристика этнических групп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: