Президентство Дж. Г. У. Буша

Уже в середине 1980-х годов ряд влиятельных американских экономистов выразили беспокойство по поводу состояния в стране государст-

стр. 254

венной социально-экономической инфраструктуры. За время пребывания у власти рейганистов в США образовался "третий" (после внешнеторгового и бюджетного) дефицит - дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданского назначения. На фоне обнаружившегося в то время (еще до ухода Р. Рейгана) смещения общественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требования преодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет и переориентировать бюджетную стратегию в пользу "человеческих" ценностей (инвестиции в человека). Идеи более милосердного правительства снова стали входить в моду.

Отход от консервативной концепции социально-экономического государственного регулирования произошел с приходом в 1989 г. в Белый дом республиканца Дж. Буша. Заявив в бюджетном послании Конгрессу в начале 1991 г. о желании правительства взять на себя большую ответственность за развитие экономики и социальной сферы, правительство акцентировало переориентацию бюджета на обеспечение долгосрочного экономического роста, выдвинув в качестве приоритетной задачу "капиталовложений в будущее" Америки, что предполагало сдвиг приоритетов от военных к гражданским программам, а в рамках последних - от трансфертных выплат к прямым инвестициям.

Правительство отказалось от последовательного курса на ослабление регулирования бизнеса, которым следовала рейгановская администрация, в пользу "разумного" регламентирования. Руководство республиканцев признавало за федеральным правительством ряд важных социально-экономических функций, отвергнув при этом их кейнсианскую трактовку. Дж. Буш в немалой степени победил на президентских выборах 1988 г. потому, что сумел предстать перед избирателями в образе "президента-образование" (или "президента-просвещение"). Уже на 1991 фин. г. были запланированы рекордные бюджетные ассигнования на нужды образования, особенно на программы, ориентированные на молодежь (поддержка молодежи из малообеспеченных семей в получении среднего образования, детям-инвалидам - в получении начального и среднего образования, программа "Неограниченные возможности для молодежи", нацеленная на помощь "трудным" подросткам из бедных семей). Кроме того предусматривалось выделение крупных средств не только на общее, но и профессиональное образование молодежи, на борьбу с употреблением наркотиков, на материальное поощрение лучших школ и учителей, финансирование "негритянских" колледжей и др. Одновременно администрация Дж. Буша предприняла шаги по преодолению тенденции сокра-

стр. 255

щения федеральных ассигнований на гражданские научные программы. Началось финансирование многолетней программы помощи малообеспеченным семьям в приобретении собственного жилья.

В целом концепция "капиталовложения в будущее" (которая поддерживалась и администрацией демократа Б. Клинтона) определяла в качестве основной задачи государства долгосрочные инвестиции по трем направлениям: 1) непосредственно в производительный (физический) капитал, 2) в технологическое развитие и научно-технические разработки и 3) в человеческий капитал. Общая цель такого курса состояла в том, чтобы с помощью мер налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики создать условия для долгосрочного экономического роста в качестве ключевого фактора для "устранения неопределенности в будущем". Однако самого по себе экономического роста недостаточно для борьбы с социальной необеспеченностью. Поэтому кроме перечисленных выше государственных социальных программ, ориентированных на молодежь, было начато финансирование программы профессиональной подготовки и содействия в трудоустройстве для всех получателей пособий из числа бедных семей с несовершеннолетними детьми и для инвалидов. Кроме того с 1990 г. до 4,25 дол. в час был увеличен федеральный минимум зарплаты как одно из средств помощи 6 млн. глав семейств - так называемым "работающим беднякам". В рамках объединенного федерального бюджета был также создан целевой интегрированный фонд социального страхования (с запрещением использования его средств для финансирования любых государственных программ, кроме страховых). В качестве дополнения к государственным и фирменным пенсионным системам тогда же были введены льготные программы индивидуальных сбережений, согласно которым взносы на индивидуальные пенсионные счета освобождались от налогообложения.

Таким образом, еще до прихода к власти администрации демократа Б. Клинтона в 1993 г. в США произошел поворот государственной социальной политики от практики "рейганомики" в сторону большей социальной ответственности государства. В период президентства Дж. Буша были предприняты меры по преодолению наиболее одиозных сторон консервативной социально-экономической политики - и то лишь за счет повышения налогов и дальнейшего роста бюджетного дефицита.

Б. Клинтон и концепция "третьего пути"

После поражения на президентских выборах 1984 г. Демократическая партия вступила на путь очередной идейно-политической переориентации. В ней усилились ярко выраженные правоцентристские тенденций. С середины 80-х годов в рядах демократов активизировались поиски

стр. 256

"третьего пути" - новой долгосрочной программы, ориентированной на приспособление экономики США к условиям современного этапа НТР и сохранение определенного уровня социального регулирования. Демократы поставили перед собой цель - укрепить позиции партии в среде монополистической буржуазии и зажиточных слоев населения, не отталкивая при этом однако беднейшие слои Америки.

В 1992 г. 42-м президентом США был избран губернатор Арканзаса Билл Клинтон - демократ-прагматик, сторонник политического центризма и признанный лидер "новых демократов". После 12 лет правления республиканцев США столкнулись с рекордными бюджетными дефицитами, высокой безработицей и растущей преступностью. Клинтон обещал избирателям "новый договор" для "забытых рабочих семей Америки".

После обещаний Р. Рейгана покончить с "ползучим социализмом", пустившим корни в США в 1960-е годы, президент Клинтон казался открытым идеологическим противником Рейгана, требующим остановить "тревожное усиление неравенства"1. Своей политикой Б. Клинтон стремился похоронить "консервативную революцию" со всеми ее атрибутами - неприкосновенностью рынка, государственным дерегулированием, монетаризмом, снижением налогообложения прибылей корпораций и высоких частных доходов. Предложенный им пакет мер преследовал три главные цели: 1) расширение государственных капиталовложений и обеспечение долгосрочного экономического роста, 2) преодоление бюджетного дефицита, 3) создание более справедливой налоговой системы.

К наиболее важным достижениям администрации Клинтона следует отнести: самый продолжительный (107 месяцев) в американской истории период экономического подъема; переход от рекордных бюджетных дефицитов (в 1992 г. дефицит федерального бюджета США составлял 290 млрд. дол.) к бюджетным профицитам (в 2000 г. профицит федерального бюджета составил 230 млрд. дол., или 2,4% от ВНП). В 1993 - 2000 гг. в США было создано 22,2 млн. новых рабочих мест - больше, чем за 12 лет правления администраций Рейгана и Буша; безработица снизилась с 7,5% в 1992 г. до 3,9% в 2000 г., достигнув самых низких показателей за 30 лет; 15 млн. семей получили дополнительные налоговые скидки; был повышен предел минимальной заработной платы с 4,25 до 5,15 долларов в час, что позволило увеличить заработную плату 10 млн. американцам; произошло

1 За годы правления республиканских администраций Рейгана и Буша из общей суммы прироста доходов населения (доход на душу населения возрос в 1982 - 1990 годы на 18%) свыше 4/5 пришлось на верхний 1% населения при уменьшении дохода средней семьи (см. Financical Times. 1993. Feb. 19).

стр. 257

значительное увеличение инвестиций в новые образовательные технологии: с 23 млн. дол. в 1993 г. до 769 млн. дол. в 2000 г.; снизилась (за счет создания дополнительных возможностей для поиска работы) доля получателей пособий в рамках системы вспомоществования с 14,1 млн. человек в 1993 г. до 6,3 млн. в 2000 г. и др.1

За годы правления демократов была повышена верхняя ставка налога на прибыль корпораций (с 34 до 36% на прибыли свыше 10 млн. дол.), ставка федерального дохода налога на высокие частные доходы (с 31 до 40%) и даже на средние доходы (свыше 30 тыс. дол. в год). В связи с этим Клинтон неоднократно говорил о необходимости социальной солидарности, восстановлении долгосрочного роста производительности труда и веры в "американскую мечту". Во время президентства Клинтона существенно сократилось число американцев, получавших продовольственные талоны или другие выплаты, но увеличилось число лиц, которые вовлекались в различные программы профессиональной переподготовки.

В 1990-е годы в США в широких масштабах осуществлялась конверсия ВПК, были существенно сокращены военные расходы. Высвобождаемые средства должны были смягчить проблему бюджетного дефицита, но одновременно обеспечить финансовую базу для поощрения научно-технического прогресса, повышения государственных расходов на образование и профессиональную подготовку, стимулировать дальнейшее развитие малого бизнеса. Бедняки при этом должны были меньше рассчитывать на социальные пособия и сами активнее заниматься поисками работы. Важное значение имело так и не реализованное намерение Клинтона провести глубокие реформы системы медицинского обслуживания.

Президентство Б. Клинтона совпало с самым длительным периодом экономического роста в мирное время. Закон о сокращении дефицита 1993 г. вывел США на путь финансовой ответственности и положил конец бюджетным дефицитам. Получив в наследство в 1992 г. дефицит в 290 млрд, Клинтон ушел со своего поста с профицитом в 230 млрд. долларов. При Клинтоне уровень безработицы сократился с 7,5% в 1992 г. до 4,3% сегодня - самый низкий уровень за последние 30 лет. Клинтон стал первым после Рузвельта президентом демократом, переизбранным на второй срок в 1996 г.

Политика администрации Клинтона привела к тому, что в последнее десятилетие XX в. сформировался новый образ Демократической партии - партии "третьего пути", сочетающего в себе рациональные элементы политики как республиканцев, так и демократов.

1 www.whitehouse.gov/WH/Accomplishments/additional.html

стр. 258


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: