Кадровое обеспечение АПК

Основной задачей является обеспечение сельхозпредприятий управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых соответствует современным требованиям, что необходимо для стабилизации кадров на селе, укрепления мотиваций на работу в сельском хозяйстве.

Для решения кадровой проблемы необходимо выполнение следующих мероприятий:

1. Целевая подготовка выпускников сельских школ и сельской молодежи в сельскохозяйственных вузах и средних специальных учреждениях.

2.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

сельскохозяйственного производства.

3.Организация и проведение районных конкурсов, семинаров:

- повышение квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций;

- подготовка и переподготовка, повышение квалификации специалистов

с высшим и средним образованием;

- профессиональная подготовка и переподготовка рабочих кадров в сельскохозяйственных предприятиях района для работы на современномоборудовании;

- проведение практических семинаров по внедрению передовых технологий;

- проведение конкурсов операторов машинного доения коров, пахарей, техников по искусственному осеменению животных;

- участие в областных смотрах-конкурсах.

4.Организация и проведение учебы/переподготовки кадров

сельскохозяйственных предприятий в осеннее-зимний период.

5.Организация профориентационной работы среди учащихся сельских

школ и профтехучилища.

6.Организация прохождения производственной практики для студентов сельскохозяйственных средних и высших учебных заведений области и района.

Сильные стороны

К сильным сторонам социально-экономического положения Вольского района Саратовской области относятся:

-значительная доля Вольского района в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерновые и масличные культуры, овощеводство, мясо, молоко) в области;

-имеющийся ресурсный потенциал: наличие земельных ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции;

-наличие свободных инвестиционных площадок.

- реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации молочных ферм;

- участие сельхозтоваропроизводителей в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств района, в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы».

 

Слабые стороны     

Использованию сильных сторон Вольского района Саратовской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:

-наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья;

-значительный физический и моральный износ основных производственных фондов организаций;

-природно-климатическое расположение района в зоне рискованного земледелия с тенденцией истощения почвенного плодородия земель сельхозназначения;

- дефицит квалифицированных кадров.

Возможности

К возможностям социально-экономического развития Вольского района Саратовской области относятся:

мировой продовольственный кризис, формирующий повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности.

Угрозы

К потенциальным угрозам социально-экономического развития Вольского района Саратовской области относятся:

истощение невозобновляемых природных ресурсов, в том числе почвенного плодородия, водных ресурсов (обезвоживание и загрязнение Волги и других рек, протекающих на территории области), видового разнообразия флоры и фауны района.

 

    2.4 Сценарии развития Вольского района

Данная Стратегия определяет долгосрочные цели и задачи деятельности органов местного самоуправления по решению проблем экономики района, а также основные направления развития, является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Вольского муниципального района на долгосрочную перспективу. Основные положения Стратегии конкретизируются при разработке документов среднесрочного и текущего планирования, что создает необходимый механизм для ее реализации.

Стратегическое планирование строится по принципу «от будущего - к настоящему». Поэтому основной задачей стратегического планирования является правильный выбор главной цели развития. Главная цель развития соответствует статье 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Радикальное улучшение качества жизни достижимо лишь при успешной, эффективной экономике, при условии реализации основных национальных проектов Российской Федерации в области образования, здравоохранения, обеспечения доступным жильем, развития АПК.

Ключевыми целями социально-экономического развития района являются: повышение уровня и качества жизни населения Вольского муниципального района, формирование благоприятных условий жизнедеятельности, развитие реального сектора экономики путём проведения модернизации, технического перевооружения и реконструкции объектов производства, совершенствование инвестиционного процесса и повышение инвестиционной привлекательности района.

В соответствии с выбранными стратегическими целями Стратегия базируется на определении следующих приоритетных задач:

1. увеличение темпов роста объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства в рамках эффективного использования ресурсного потенциала Вольского муниципального района и правильной инвестиционной политики;

2. увеличение среднегодового прироста инвестиций;

3. повышение среднегодового прироста реальных доходов населения;

4. увеличение среднегодового прироста розничного товарооборота;

5. улучшение экологической обстановки за счет повышения уровня озеленения территории;

6. внедрение инновационных технологий при строительстве очистных сооружений на действующих предприятиях района;

7. повышение качества обслуживания населения в социальной, культурной и торговой областях.

Отталкиваясь от ключевой задачи развития района, предполагающей существенное повышение качества жизни населения и преодоление существующих в этой сфере диспропорций, можно сформулировать следующий числовой ориентир – к 2030 году уровень доходов на душу населения в Вольском муниципальном районе должен составлять 20 тыс. рублей, в настоящее время данный показатель составляет 11,9 тыс. рублей.

Показатели 2016 2018 2025 2030
Среднемесячные денежные доходы на душу населения 11891 12401 16500 20000

 

С точки зрения динамики социально-экономического развития Вольского муниципального района может быть сформулировано несколько содержательных сценариев. Здесь мы ориентируемся на сценарии развития Саратовской области, определённые в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года.

Первый сценарий – инерционного развития – исходит из предположения, что по динамике развития экономики Вольский район в целом будет соответствовать темпам развития экономики Саратовской области и Российской Федерации. Данный сценарий исходит из предположения о том, что району не удастся привлечь для своего развития крупные корпоративные инвестиции. Собственники промышленных предприятий района будут в основном поддерживать и частично модернизировать существующие производства, а в отдельных случаях закрывать явно убыточные или неперспективные. Источники финансирования, на которые следует рассчитывать при реализации инерционного сценария, ограничиваются в основном дотациями из областного бюджета (доходы местного бюджета не покрывают текущих расходов) и финансированием за счет целевых региональных и федеральных программ.

Так, за счет осуществления приоритетных национальных проектов и реализации областных целевых программ, улучшится ситуация в системах образования и здравоохранения, получит развитие сфера культуры, будет оказана поддержка развитию малого бизнеса, что обеспечит повышение занятости и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. При поддержке областного бюджета могут быть осуществлены отдельные мероприятия по улучшению экологической ситуации, строительству объектов коммунальной инфраструктуры. Все это обеспечит определенное повышение качества жизни населения.

В то же время, основные проблемы района останутся неразрешенными. В Вольском муниципальном районе рост объемов производства в промышленности увеличится незначительно, при этом может происходить сокращение количества рабочих мест. Бюджет района останется глубоко дотационным.

При данном сценарии не удастся существенно изменить вектор демографической ситуации в районе, численность населения района будет устойчиво снижаться. Доля населения пенсионного возраста увеличится. Из-за дефицита рабочих мест усилится миграция трудоспособного населения, когда жители района выбирают местом работы г. Москву, г. Самару и другие. Одним из самых тяжелых стратегических последствий выбора такого пути будет отток молодежи из района, что впоследствии может привести к его деградации.

Вышеизложенный сценарий развития района следует признать бесперспективным и нежелательным, так как не решает многие проблемы района.

Второй сценарий – ресурсно-инвестиционного развития – предполагает наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов, смену технологической платформы и расширение уже действующих производств. Непривлекательность этого сценария развития заключается в позиционировании района с уровнем макроэкономических показателей ниже, чем у других регионов, отставание от уровня социально-экономического развития регионов-лидеров Приволжского федерального округа и среднероссийского уровня.

Сценарий предусматривает инновационное развитие Волського муниципального района в разумных масштабах: привлечение инвестиций на территорию района с целью образования новых предприятий, создания новых рабочих мест, привлечение инвестиций в существующие производства с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения объемов производства.

Отраслевая структура экономики района изменится, что будет связано с увеличением доли обрабатывающих производств. Развитие строительного комплекса будет происходить в основном за счёт роста объемов жилищного строительства. Число рабочих мест возрастет, наибольший прирост рабочих мест произойдет в производстве, строительной индустрии и малом бизнесе.

Зависимость местного бюджета от регионального сократится. Возрастут реальные доходы населения. Получат решение многие экологические проблемы. Численность населения района стабилизируется.

Учитывая достаточно вероятный реалистический характер ресурсно-инвестиционного сценария, можно было бы при дальнейшей разработке комплексной программы социально-экономического развития Волського муниципального района опираться на этот сценарий. Однако отличие Стратегии долгосрочного развития от других документов программного характера состоит в том, что здесь можно и даже необходимо формулировать значимые, амбициозные задачи социально-экономического развития. Поэтому предлагается рассмотреть третий сценарий развития, как более оптимистический.

Третий сценарий – инновационного развития – предполагает опережающие темпы экономического роста в Вольском муниципальном районе, как и в Саратовской области в целом по сравнению с темпами роста экономики Российской Федерации и Приволжского федерального округа (ПФО). Инновационный сценарий развития Вольского муниципального развития должен базироваться на следующих предположениях о характере экономического роста района в долгосрочной перспективе.

Необходимо эшелонирование инвестиций по времени и отраслевой структуре экономики. При этом завершение отдельных крупных инвестиционных проектов не должно приводить к торможению экономического роста в районе и «инвестиционной паузе».

Необходимо использование потенциала регионального спроса посредством расширения доли собственной продукции на внутреннем областном и районном рынке (прежде всего за счет продукции таких отраслей как сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство строительных материалов и др.).

Должно произойти расширение доступа района к финансовым ресурсам за счет роста налогооблагаемой базы и формирования условий для перевода, по возможности, центров прибыли некоторых крупных корпораций на территорию района.

Должны быть приняты меры по максимальному использованию потенциала федеральных и областных программ в сфере развития отдельных видов экономической деятельности. Федеральные, областные и муниципальные целевые программы, участие в которых принимает и будет принимать в ближайшие годы Вольский  муниципальный район, приведены в приложении № 1.

Необходимо значительно увеличить темпы развития частно-государственного партнерства, это способно существенно повысить инвестиционную привлекательность района. Должна быть усилена программа жилищного строительства с тем, чтобы объемы вводов жилья к концу периода реализации Стратегии удвоились, возросло его качество.

Ключевые направления развития экономики Вольского муниципального района должны сопровождаться реализацией целого набора мер общеэкономического характера: это действия в области социальной защиты населения, в сфере здравоохранения и подготовки квалифицированных кадров; мероприятия, направленные на стимулирование повышения эффективности производства (энергоэффективности, производительности труда и т.д.).

Рассмотрение инновационного варианта прогноза позволяют очертить наиболее вероятные границы развития экономики Вольского муниципального района в 2018-2030 годах.

Таким образом, желательным вариантом социально-экономического развития Вольского  муниципального района является инновационный. Только на его основе можно будет достичь необходимого уровня развития экономики и обеспечить достойное проживание населения на территории района.

В этой связи материалы последующих разделов Стратегии рассматриваются с позиций инновационного сценария развития.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: