Менеджмент качества на предприятии

 

Во-первых, вспомним, что такое менеджмент? Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Менеджмент - это управление конкретной деятельностью. Деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнес-процесса разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, а также формирует рабочие процедуры по всем стадиям управления, осуществляет контроль.

Что такое качество?

Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям

При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. То есть объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация.

На современном этапе развития бизнеса определение качества не замыкается на параметрах произведенной продукции - этого для эффективного конкурирования явно недостаточно. Понятие <качество> стало более широким: сейчас качество - это та степень удовлетворенности потребителя, которую он получает от стабильного качества самого товара; качества обслуживания при продаже и поставке товара; качества послепродажного обслуживания; возможности оказывать влияние на качество продукции и взаимодействие между ним (потребителем) и фирмой.

О том, что фирма обеспечивает качество нужное потребителю, можно судить, если он остается удовлетворен от покупки ее товаров и взаимодействия с ней.

Что такое система менеджмента качества?

Система менеджмента качества - это система управления аспектами деятельности компании, которые прямо или косвенно влияют на качество (удовлетворенность потребителя).

Иначе говоря, СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. СМК прежде всего система, и как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

В былые времена под сертификацией подразумевалось «утверждение» качества уже произведенного товара, в современном же бизнесе речь идет о сертификации качества самого производственного процесса, управления и организации.

Когда говорят о сертификации системы менеджмента качества речь идет не о сертификации какого-то определенного продукта, а о сертификации систем управления всего процесса и правильной организации этого процесса.

До 80-х годов как-то никому не приходило в голову, что сколько ни проверяй готовую продукцию, производственного брака меньше не станет. Допустим, мы проверяем по ГОСТу качество какой-нибудь техники. Бракованную выбрасываем. Но брак-то продолжает поступать с конвейера. А деньги на производство и сырье уже истрачены и потеряны. И так без конца. По подсчетам Международного института менеджмента потерь, предприятия Старого Света в результате отсеивания некачественного товара теряют в среднем до 40% производственной прибыли. А приводит к таким показателям неправильная организация процесса производства. Это то, что касается промышленных предприятий.

Назначение СМК: призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

А ведь понятие «некачественная продукция» - «некачественная работа» - существует и в тех организациях, которые оказывают услуги. Причина этого явления, как считают специалисты, не правильная организация дела. Как раз для того, чтобы в организации все было устроено правильно, и существует система сертификации, которая говорит о том, что нужно проверять качество всего производственного процесса, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ.

Понять, почему для обеспечения качества действуют именно так, помогают следующие положения философии качества.

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Менеджмент качества - это системный комплексный подход к управлению организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей, достижение целей долговременного успеха и выгоды для всех ее работников и организации в целом.

Система менеджмента качества разрабатывается в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, созданным международной организацией по стандартизации, объединяющей национальные органы по стандартизации.

Система стандартов ИСО (ISO)

ИСО - это Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Создана ИСО (International Standard Organization (ISO)) была в 1946 году.

В организационную структуру ИСО входят: руководящие и рабочие органы.

Руководящими органами являются: Генеральная ассамблея (высший орган - собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами членами), Совет, руководящий работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи.

Рабочими органами являются: технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ), которые занимаются разработкой стандартов.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, а также сертификации товаров и услуг.

ИСО- развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ИСО обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ИСО.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ISO) впервые выпустила ряд стандартов, в которых сформулированы требования к предприятию, которое выходит на рынок. ISO исходила из того, что невозможно провести 100%-ый контроль всей продукции каждого предприятия. Однако, возможно сформулировать некоторые требования к системе менеджмента качества предприятия, чтобы быть уверенным, что это предприятие в состоянии длительное время будет стабильно выпускать продукцию с заданными свойствами. Именно эти требования являются содержанием серии стандартов ИСО (ISO) 9000. Появление новой версии международных стандартов по системе качества ИСО 9000:2000 можно рассматривать как результат перемен произошедших в процессе развития систем управления качеством.

Какие стандарты серии ИСО существуют?

Система менеджмента качества формализована в стандартах, разработанных международной организацией ISO. Членами ISO являются органы стандартизации многих стран (всего около 150).

За время своего существования стандарты несколько раз пересматривались и обновлялись, последняя версия международных стандартов была принята в 2000 г.

Стандарты ИСО серии 9000 составлены таким образом, что следование им делает выпуск некачественного продукта или предоставление некачественной образовательной услуги практически невозможным.

На основании международных стандартов в Казахстане были разработаны национальные стандарты РК (СТ РК) ИСО серии 9000:

ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ:

МС ИСО 9000:2000 (СТ РК ИСО 9000:2001) "Система менеджмента качества. Основные положения и словарь".

Стандарт, содержащий концепцию, основные положения менеджмента качества и его основные термины;

МС ИСО 9001:2000 (СТ РК ИСО 9001:2001) "Системы менеджмента качества. Требования".

Стандарт, устанавливающий требования к системам качества, применяемый для целей сертификации (соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000) и аудита (проверки деятельности предприятия).

Стандарт ИСО 9001:2000 является стандартом системы качества, причем качества организации (предприятия), а не качества отдельного продукта или услуги.

ИСО 9004:2000 (СТ РК ИСО 9004:2001) "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

Стандарт, который содержит методические указания по непрерывному совершенствованию систем менеджмента качества, с ориентацией на высокую эффективность деятельности предприятия;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: