Оценка эффективности деятельности предприятия

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации

полковник внутренней службы

                              Е.Н.Бардулин

«____» _________ 201__ года

 

Тема 14. «Эффективность деятельности предприятия и его экономический рост»

 

Лекция по дисциплине

 «Экономика организации»

(38.03.03 - «Управление персоналом» )

 

 

Утверждена на заседании

  ПМК кафедры, протокол № __

от «____» _______2017 г.

 

Санкт-Петербург

 2017


 I. Учебные цели

  1. Изучить  сущность и понятие экономической эффективности деятельности предприятия.
  2. Ознакомить обучающихся с резервами повышения эффективности деятельности предприятия.  
  3. Изучить виды экономического роста предприятия.

II. Воспитательные цели

1. Развивать у обучающихся познавательный интерес к дисциплине.

 

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Оценка эффективности деятельности предприятия. 2. Резервы повышения эффективности деятельности предприятия. 3. Экономический рост предприятия. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ   5 80 3030 20   5

 


IV. Литература

  1. 1. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприякова, В.А. Швандар и др.; под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприякова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  2. 2. Раицкий К.А. «Экономика предприятия».— Москва: Дашков и К, 2015
  3. 3. Экономика организации (предприятия, фирмы) [авт.: О.В. Антонова, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков и др.]; под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля, Вузовский учебник 2015.
  4.  4. Экономика организаций (предприятий) / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  5. 5. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова. – ИНФРА-М, 2015.
  6. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rezervy-predpriyatiya.html.
  7. http://fb.ru/article/4972/puti-povyisheniya-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya
  8. Гаджиев М.М. Принципы и методы оценки эффективности деятельности промышленного предприятия. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал № 11-2011 г.

 

 

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска.    

2. Слайды, учебная литература.

 

Введение.

Экономическая эффективность деятельности предприятия – один из видов эффективности деятельно предприятия, она представляет собой соотношение полученного результата к затраченным материальным и финансовым ресурсам. Этот вид эффективности зависит, прежде всего, от рационального использования всех видов ресурсов с их структурой. Эти соотношения обусловлены главным образом спецификой самого производства, технической оснащенности, уровнем развития технологий, организации труда и соотношением интенсивных с экстенсивными факторами производства. На состояние структуры сильное влияние оказывают такие внешние факторы как рынки ресурсов, спрос и предложение на конкретный вид ресурса, цены на ресурсы и т.д.

Процесс измерения планируемого или уже полученного уровня эффективности предприятия связан с определением критерия и формированием системы соответствующих показателей. Показатели эффективности предприятия делят на несколько групп:

- общие показатели производственной эффективности;

- показатели, отражающие эффективность организации и использования труда;

- показатели, характеризующие степень использования и распределения производственных фондов;

- показатели, отражающие эффективность использования всех финансовых средств.

Комплекс действий и мероприятий по росту эффективности производственной и экономической деятельности предприятия называют пути повышения эффективности деятельности предприятия. К основным путям повышения эффективности производственной деятельности относят снижение показателя трудоемкости и повышение показателя производительности труда. Также к основным путям относят рациональное и экономное использование ресурсов и сырья, снижение показателя фондоемкости и улучшение инвестиционной деятельности компании.

 

Вопрос

Оценка эффективности деятельности предприятия

Для определения принципов и методов оценки эффективности деятельности промышленного предприятия рассмотрим две важнейшие экономические категории – эффект и эффективность, которые отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, выраженным в объемных показателях. Наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития и присущими ему качественными изменениями, благодаря которым чаще всего достигается желаемый результат. Экономический рост может не отражать использования интенсивных факторов, а происходить за счет увеличения ресурсов.

Результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью показателей эффективности или эффекта, которые могут быть выражены абсолютными и относительными величинами и которые отражают соответствующие им экономические достижения деятельности предприятия.

Вместе с тем между категориями “эффект” и “эффективность” есть существенные различия. Эффект - категория, характеризующая превышение результатов реализации проекта над затратами на нее за определенный период времени, т.е. котораяявляется отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Понятие “эффект” и “результат” можно воспринимать как тождественные. Управление, получившее в международной практике наименование “управление по результатам”, направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик.

Эффективность - результативность или относительный эффект как процесса, операции, инвестиционного проекта, определяемого посредством отношения эффекта (результата) к затратам (расходам), обусловившим его получение, так и производства, определяемого через соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.

Для оценки эффективности применяются показатели - чистая прибыль, экономическая прибыль, сумма покрытия, рентабельность инвестированного капитала (ROI), рентабельность собственного капитала (ROE), прибыль на акцию (EPS), долю покрытия. Для стратегических целей используются показатели чистой текущей стоимости (NPV), экономической добавленной стоимости (EVA); внутренней нормы доходности (IRR), индекса рентабельности инвестиций (PI). В последнее время к таким стратегическим показателям эффективности управления относят РС предприятия. С позиции стоимостного подхода мы считаем понятие эффективности следует определить как характеристику, которая позволяет оценить соответствие результатов деятельности предприятия цели максимизации РС, а критерий эффективности для стоимостного подхода – это наличие положительной добавленной экономической стоимости или дисконтированного денежного потока, их абсолютный прирост, т.е. новая стоимость создается лишь тогда, когда предприятие получает отдачу от инвестированного капитала, превышающую затраты на его привлечение.

Деятельность предприятия всегда направлена на достижение определенной цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован, или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует – деятельность является нерациональной.

Промышленному предприятию, находящемся в инновационном процессе всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, включает производственное, организационное, рыночное и финансовое направления, для каждого из которых характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей или, в крайнем случае, установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.

Этот подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательской деятельности – допустимость использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости, а не необходимости использования нескольких критериев.

Целевые установки промышленного предприятия составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями, которые закладываются в основу контроля и мониторинга полученных результатов посредством отслеживаемых факторов. На этапе контроля количественные оценки и факторы дают более точные и обоснованные результаты, чем качественные.

Инновационный процесс развития предприятия предполагает использование различных стратегий во всех сферах деятельности предприятия – производственной, технологической, финансовой, маркетинговой и т.д., наибольшее распространение получили так называемые наступательные стратегии. Среди присущих им целей можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности труда, достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д.

С точки зрения специфики и задач развития промышленного предприятия, представляющим собой открытую организационно-хозяйственную систему, где предприятия реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенный сегмент рынка. Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций организации, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе.

Отсюда следует третий принцип оценки эффективности деятельности: целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предприятия, реализуя принципы роста рыночной стоимости в условиях инновационного развития как стоимостной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации стоимости и прибыли и создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а среди оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

Взаимосвязь результатов деятельности промышленного предприятия с этапами цикла создания и реализации выпускаемой продукции (работ, услуг) является четвертым принципом оценки эффективности управления деятельностью промышленного предприятия (табл.1).

 

 

Таблица.1

Зависимость результатов промышленного предприятия от этапов жизненного цикла выпускаемой продукции (работ, услуг)

 

Как известно, на стадиях маркетинга и мониторинга рынков, а также проектирования и планово-подготовительных работ, прибыль не образуется, она появляется лишь на стадии реализации. В силу этого обстоятельства для оценки эффективности хозяйственной деятельности на промежуточных стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.

Как правило, в системе оценочных показателей на стадии реализации продукции (работ, услуг) доминирует прибыль, которая являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, отражает сущность данной стадии - это стабилизация роста. Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения прибыли, становятся актуальными задачи обновления ряда продукции и разработки новых видов продукции (работ, услуг), т.е. осуществляется поиск новых инноваций. На этом этапе возрастает значение стратегических задач – поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на рынок и т.д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной стоимости предприятия.

На завершающей стадии жизненного цикла продукции устанавливается, как правило, быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий.

Таким образом, можно констатировать, что изменчивость результирующих показателей деятельности предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла продукции (работ, услуг) приводит к необходимости поиска интегрального показателя эффективности.

Представленные показатели выражают совокупный результат деятельности промышленного предприятия. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими. Однако хозяйственная деятельность, как было отмечено выше, включает ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, организационную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и в значительной мере определяет эффективность функционирования предприятия в условиях изменения внешней среды. Каждый вид деятельности характеризуется собственными результатами, на базе которых могут быть исчислены соответствующие ключевые показатели, отражающие эффективность функционирования отдельных видов деятельности подсистем.

На практике могут возникнуть сложности в использовании механизма соотношения показателя результата и затрат. Если показатель результата имеет стоимостное выражение (например, денежный поток или прибыль), можно воспользоваться простым механизмом сравнения одноразмерных величин. Но если показатель результата представлен в иных единицах измерения (доля рынка, конкурентоспособность), он не может быть прямо сопоставлен со стоимостным показателем. В этом случае необходим особый механизм взвешивания разнокачественных, разноразмерных и разновременных характеристик. В рамках оптимизационного моделирования всегда возможна индексация ключевых показателей. Индексы показателей исчисляются в ходе сопоставления рассматриваемых альтернатив. При этом один из альтернативных вариантов предпринимательских решений принимается в качестве базового, а его показатель принимается при этом за единицу.

Рассмотренные показатели не претендуют на роль интегральных характеристик, так как измеряют отдельные элементы целостной системы, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.

Для производственной подсистемы могут быть предложены дополнительные показатели - эффективность производства, рассчитанная посредством ресурсоотдачи; производительности труда; капиталоемкости продукции, рентабельности активов; показатель эффективности производственных связей; система показателей, отражающих эффективность управления производством и использования производственной и маркетинговой информации и др.

Обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия в целом определяются сопоставлением объема всех средств предприятия и совокупного результата его деятельности.

К этим показателям относятся:

1. Рентабельность всего капитала (активов) предприятия

Ра = П / А

Ра — рентабельность капитала;

П — прибыль;

А — капитал (активы) предприятия, т.е. совокупность всех средств.

 

2. Оборачиваемость всего капитала (активов) предприятия

R = Q / А

R — оборачиваемость капитала;

Q — объем реализованной продукции;

А — капитал.

 

3. [[Затраты на 1 рубль товарной продукции / Издержки на единицу реализованной продукции]]

S= U/ Q

S — издержки на единицу реализованной продукции;

U — общие издержки;

Q — объем реализованной продукции.

 

4. Рентабельность производства

Р = П / Ф

Р — рентабельность производства;

П — прибыль;

Ф — среднегодовая стоимость основных и оборотных средств.

 

Наиболее обобщающим показателем является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль предприятия на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении независимо от их источника). Этот показатель называют также показателем окупаемости средств.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам. В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, негативные — наоборот.

Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).


2 вопрос



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: