Спрос на деньги: классический и кейнсианский подходы. Развитие количественной теории денег и теория предпочтения ликвидности

Экономисты под спросом на деньги понимают желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное кол-во денежных знаков.

Деньги – лишь одна из форм богатства конкретного индивидуума. Для обозначения всей совокупности активов отдельного агента экономисты используют понятие портфеля активов, где наряду с денежными активами могут быть и акции и облигации, и недвижимость, и потребительские товары длительного пользования и т.д.

Значительный вклад в развитие классической количественной теории денег внес И.Фишер. Его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги:

MV=PY,

где М – кол-во денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – общий уровень цен (индекс цен);

Y – объем выпуска (в реальном выражении).

Предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с достаточно устойчивой структурой сделок в экономике. Однако с течением времени она может изменяться, например, в связи с внедрением новых технических средств в банковских учреждениях, ускоряющих систему расчетов.

Кейнсианская теория спроса на деньги выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

1) Трансакционный мотив –спрос на деньги для осуществления текущих сделок. Деньги, являясь наиболее ликвидным финансовым инструментом, представляют собой универсальное средство для осуществления сделок. Спрос на деньги для сделок прямо пропорционален сумме расходов экономических субъектов и обратно пропорционален частоте получения ими денежных доходов.

2) Мотив предосторожности – спрос на деньги связан с необходимостью хранения определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем. Мотив предосторожности противоречив, т.к. чем больше человек хранит денег на случай непредвиденных обстоятельств, тем больший процент он теряет, не вкладывая деньги на депозит в банке.

3) Спекулятивный мотив – спрос на деньги, связанный с наличием у денег альтернативной стоимости, спрос на деньги для формирования портфеля финансовых активов. Наличные деньги не приносят дохода и не спасают от инфляции. Под альтернативной стоимостью хранения денег понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов, которые могли быть получены. Принятие решения о структуре портфеля активов в первую очередь зависит от процентной ставки. Причем спекулятивный спрос и процентная ставка находятся в обратной зависимости: чем выше ставка процента, тем меньше стремление экономического субъекта иметь в своем портфеле наличные деньги, которые сами по себе не дают дохода. И наоборот, если процентная ставка низка, низкими являются издержки упущенных возможностей от владения деньгами.

При крайне низкой ставке процента возникает «ловушка ликвидности», когда практически все свободные средства хранятся в наиболее ликвидной форме – в виде наличных денег.

6. Мультипликаторы монетарной политики, механизм их действия.

В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерче­скими банками страны. Центральный банк выпускает в обраще­ние бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерче­ские банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссу­ды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Для управления денежной массой рассчитывается показатель денежного мультипликатора.

Центральный банк регулирует величину денежного мультипликатора через механизм обязательных резервов коммерческих банков в центральном.

Величина денежного мультипликатора колеблется во времени и в пространстве (она различна в различных странах). В развитых странах величина денежного мультипликатора может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии. В процессе регулирования центральным банком размера денежного мультипликатора (k) возникает понятие денежной базы, в основе которой лежат наличные деньги как самые ликвидные и депозиты коммерческих банков (обязательные) в центральном банке.

Денежная база = М0 + денежные средства в обязательных резервах (в ЦБ РФ) + денежные средства коммерческих банков на корреспондентских счетах ЦБ РФ.

Денежная база показывает, какой величиной денежной массы могут оперировать Центральный банк.

Денежная масса = Денежная база * Денежный мультипликатор

Следовательно, Денежный мультипликатор = М2 (денежная масса) / Денежная база.

Между величиной обязательных резервов коммерческих банков в центральном и величиной денежного мультипликатора существует обратно пропорциональная зависимость.

Чем выше норма обязательных резервов коммерческих банков в центральном, тем ниже величина денежного мультипликатора.

Инструменты монетарной политики —институты и исполни­тельные механизмы, находящиеся в сфере прямого воздействия ЦБ, определяющие взаимоотношения государства и иных экономичес­ких агентов в денежно-кредитной и валютной сферах, посредством которых осуществляется воздействие на поведение этих агентов.

Наиболее эффективным инструментом монетарной политики в условиях развитой рыночной экономики при наличии ликвидного рынка казначейских векселей считаются операции на открытом рынке с краткосрочными государственными ценными бумагами (казначейскими векселями или ГКО, как в России).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: