Инфляция - это процесс снижения покупательной способности денег в результате роста цен.
Игнорирование влияния инфляционных процессов на оценку активов и обязательств приводит к искажению информации, содержащейся в финансовой отчетности, неадекватным результатам анализа динамики показателей.
Различные элементы бухгалтерской отчетности теряют свою стоимость с различной скоростью.
Анализируя влияние инфляции на рассматриваемую организацию, надо обратить внимание на следующие факторы (устанавливаемые по данным бухгалтерской отчетности):
-наличие информации о переоценках объектов основных средств за предыдущий и отчетный год (форма № 3);
-наличие и удельный вес в валюте баланса внеоборотных активов, их структура и фактический срок полезного использования основных средств;
-наличие и удельный вес в валюте баланса недвижимости (здания, сооружения, земельные участки);
-наличие и удельный вес в валюте баланса запасов, их оборачиваемость;
-величина монетарных активов, которые в целях этого анализа рассчитываются как сумма денежных средств, дебиторской задолженности, отложенных налоговых активов, НДС по приобретенным ценностям, прочих оборотных активов;
-величина монетарных обязательств, которые рассчитываются как сумма кредиторской задолженности, прочих краткосрочных обязательств, отложенных налоговых обязательств
К основным методам учета инфляции и анализа ее влияния на финансовую отчетность организации относятся следующие:
-метод общего уровня цен;
-метод частных индексов цен;
-смешанный метод.
Характеристика | Метод общего уровня цен | Метод частных индексов цен | Смешанный метод |
Основная концепция | Концепция поддержания финансового капитала: капитал — это вложенные в организацию денежные средства (доминанта пассива) | Концепция поддержания физического капитала: капитал — это совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей (доминанта актива) | Концепция поддержания финансового и физического капитала |
Суть расчетов | Пересчитываются все немонетарные статьи актива и пассива баланса на общий уровень цен | Пересчитываются все немонетарные статьи актива баланса по частным индексам цен, превышение актива над пассивом балансируется нераспределенной прибылью | Пересчитываются все немонетарные статьи актива баланса по частным индексам цен, немонетарные статьи пассива баланса пересчиты-ваются по общему индексу цен |
Косвенный доход/убыток | Формируется за счет разницы между монетарными активами и обязательствами | Формируется за счет роста стоимости немонетарных активов | Формируется за счет разницы между монетарными активами и обязательствами; за счет превышения частных индексов цен над общим индексом |
Преимущества | Более простой метод | Эффективность при отражении влияния инфляции на неденежные статьи, поскольку использует разные цены | Более объективно отражает влияние инфляции |
Недостатки | Использование единого индекса цен не позволяет учесть реальные изменения цен на имущество | Трудоемкость, субъективность в подборе частных индексов | Трудоемкость, субъективность в подборе частных индексов |
Сфера применения | Применяется, когда надо сохранить инвестированный капитал | Применяется, когда надо сохранить производственный потенциал организации | Применяется, когда надо сохранить как производственный потенциал организации, так и инвестированный капитал |
В условиях инфляции финансовые показатели отчетов предприятий о результатах хозяйственной деятельности и финансовом состоянии для целей анализа должны быть приведены к сопоставимому виду.
Инфляция оказывает влияние на организацию по следующим направлениям:
-приводит к получению косвенных доходов/потерь от удорожания немонетарных активов (внеоборотные активы, особенно недвижимость, запасы) и обесценения монетарных активов (инфляционный налог) и монетарных обязательств;
-приводит к «проеданию» производственных мощностей из-за заниженной стоимости основных средств и, следовательно, недостаточности амортизации для простого воспроизводства. Кроме того, в этом случае прибыль организации завышается;
-приводит к «проеданию» оборотного капитала из-за неадекватности (занижения) оценки материальных ресурсов в расходах организации и, следовательно, завышения прибыли;
-изменяет структуру налоговой нагрузки — уменьшает налоговую нагрузку на имущество (в связи с его недооцененностью) и увеличивает налоговую нагрузку на прибыль в связи с занижением расходов (особенно в части материальных затрат и амортизации);
-увеличивает степень неопределенности (в инвестиционной сфере и снижает инвестиционную активность);
-изменяет структуру денежных потоков организации в связи с тем, что одни ценности дорожают больше, другие — меньше. Самая невыгодная ситуация для предприятия — «ножницы цен», которая характеризуется превышением роста цен на ресурсы над ростом цен на выпускаемую продукцию;
-искажает показатели отчетности, что приводит к недостоверности таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость, достаточность капитала, ликвидность
7 Роль экономического анализа в разработке бизнес-плана и мониторинге его выполнения. Сбалансированность основных финансовых показателей бизнес- плана.
Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный).
Предметом управленческого (производственного) анализа являются:
1) обоснование бизнес-планов;
2) система маркетинга;
3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
4) технико-организационный уровень и другие условия производства;
5) эффективность использования производственных ресурсов;
6) производство и реализация продукции;
7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.
Вопросы финансового и управленческого анализавзаимосвязаныпри обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.
С помощью экономического анализа осуществляется всесторонний мониторинг за изменениями в хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, оценивается ситуация на рынке: по соотношению спроса и предложения, колебаниям цен и т.д. На основе результатов исследования разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений.
Основным объектом анализа является финансовый план и его мониторинг, что особенно важно при реализации долгосрочных бизнес-планов. При этом особую роль играет оперативный анализ финансового плана, что позволяет своевременно повлиять на его выполнение.
Роль и задачи экономического анализа в планировании показателей бизнеса предприятия зависят от содержания исследуемых и планируемых показателей и процессов. Глобальный анализ проекта включает исследование эффективности каждого процесса, определение его операторов, как технологических, так и кадровых.
Так при выборе оптимальной структуры ассортимента производимой продукции экономический анализ должен оценить товар конкурентов по потребительной стоимости, по ценам и затратам. Особое внимание обращается при этом на возможность расширения старых и освоения новых рынков.
При планировании маркетинга по ценам, рекламе, прогнозу новой продукции экономический анализ изучает состояние рынка, изменение цен (тенденции), эффективность рекламы, возможности увеличить производство старого ассортимента и освоить новое производство, и т.д. Особая роль принадлежит экономическому анализу в области оценки и прогноза бизнеса, т.к. с его помощью можно изучить источники рисков и максимальную возможность их наступления, возможности своевременного страхования от негативного воздействия рисков.
Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные «узкие места», показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.
Основные финансовые показатели бизнес-плана – прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоёмкость продукции, затраты на производство – должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.
Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:
- с помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов;
- методом расчета критической точки (порога рентабельности) производства и реализации;
- методом предельного анализа, позволяющим определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);
- методом функции (например, Кобба – Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;
- методом расчета рентабельности инвестиции.