Формирование цен на продукцию производственно-технического назначения (рынка В2В – business to business) подчиняется общим закономерностям, но имеет при этом ряд особенностей. Эти особенности связаны с: 1) характером продаваемых товаров; 2) кругом участников рынка; 3) факторами, влияющих на продажи.
Характер продаваемых товаров на этом рынке разнообразен, но все они необходимы для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отсюда вытекает несколько важных обстоятельств:
1) спрос на рынке такой продукции носит производный характер, т. е. он определяется конъюнктурой на рынках товаров (услуг), для изготовления которых используется продукция производственно-технического назначения;
2) некоторые виды продукции используются длительное время, поэтому для покупателя важна не столько величина цены, сколько суммарные затраты за весь период эксплуатации;
3) полезность продукции для покупателя (экономическую ценность) обычно можно объективно оценить количественно на основе параметров, отражаемых в технической документации и поддающихся проверке.
|
|
Ассортимент продукции производственно-технического назначения с точки зрения особенностей ценообразования можно классифицировать следующим образом (рисунок 13):
Продукция производственно- технического назначения |
Товары однократного приобретения |
Товары многократного приобретения |
Материалы |
Сырьё |
Комплектующие изделия |
Рисунок 13 - Типы продукции производственно-
технического назначения
Товары однократного приобретения– это объекты основных средств: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т. п.
По экономическому назначению производственно-техническая продукция подразделяется на используемую:
1) в качестве объектов основных средств (физического капитала);
2) для изготовления из неё продукции (сырьё, основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты);
3) для обеспечения условий производства (инструмент, технологическая оснастка, вспомогательные материалы, топливо).
Затраты на приобретение объектов основных средств (капитальные вложения) включаются в расходы как амортизационные отчисления, поэтому чувствительность покупателей к ценам на эту продукцию невысокая.
Затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов включаются в расходы как прямые материальные затраты, поэтому чувствительность покупателей к ценам на такую продукцию наивысшая.
Минимальная чувствительность покупателей наблюдается к ценам на продукцию, обеспечивающую условия производства. Затраты на приобретение такой продукции включаются в расходы как косвенные затраты.
|
|
Круг участников рынка продукции производственно-технического назначения включает:
1) фирмы-изготовители продукции;
2) дилерские фирмы, выступающие в качестве торговых посредников;
3) государственные учреждения и организации, приобретающие продукцию для создания общественных благ.
Факторы, влияющих на продажи, представляет собой: 1) особенности товара; 2) особенности фирмы-изготовителя; 3) особенности дилера.
Особенности товара – это функциональные параметры продукции, определяющие её ценность для покупателей.
Особенности фирмы-изготовителя – сформированный на рынке имидж торговой марки, т. е. устойчивое мнение покупателей о качестве, надёжности и иных потребительских параметрах продукции фирмы, а также о качестве послепродажного обслуживания клиентов.
Особенности дилера – степень умелости и агрессивности торговых посредников, обеспечивающих продвижение продукции на рынок.
Объёмы продаж производственно-технической продукции в большей мере, чем на рынках потребительских товаров, зависят не только от свойств товара и его цены, но от других факторов, роль которых в заключении сделки может быть порой определяющей. Следует также учитывать степень влиятельности (рыночную силу) покупателя. Чем сильнее покупатель, тем труднее продавцу навязывать ему свой уровень цены и тем больше опасность того, что покупатель займёт на переговорах жёсткую позицию. Предельный случай – наличие на рынке только одного покупателя, называется монопсонией.
Покупатели по-разному относятся к той или иной категории приобретаемой продукции в зависимости от степени её новизны. С этой точки зрения можно выделить три основных ситуации: 1) покупка новой продукции; 2) покупка модифицированной продукции; 3) покупка стандартной продукции.
Покупка новых видов продукции - наиболее сложная задача, решаемая специалистами по закупкам. Она возникает при освоении выпуска новых видов конечной продукции или при существенном изменении технологии их производства. В таких случаях служба закупок действует на основе специальной процедуры выбора оптимального поставщика, что предполагает сбор и тщательное изучение информации: а) о ценах возможных поставщиков; б) о параметрах предлагаемой ими продукции; в) о репутации этих поставщиков с точки зрения качества продукции и своевременности поставок; г) о возможностях уторговывания цен (скидках) и т. п.
Чувствительность покупателей к ценам на новую продукции самая высокая.
Покупка модифицированных видов продукции – менее сложна и более рутинна. Если изделия прежней модификации устраивали покупателя, то он склонен обращаться к прежнему поставщику и за новой модификацией. Но если закупка модифицированных изделий предполагается в больших объёмах, то чувствительность покупателя к ценам возрастает. Он может рассмотреть и другие варианты.
Покупка стандартной продукции. Если качество поставляемой стандартной продукции устраивает покупателя, то приобретение новых партий становится рутинной и даже автоматизированной операцией. Чувствительность покупателей к ценам на такую продукцию очень низкая.
Мера чувствительности покупателя к ценам на продукцию производственно-технического назначения также зависит от того, сколь непосредственно изменение этих цен влияет на прямые и косвенные затраты покупателя. Здесь можно выделить три типичные ситуации:
1) изменение цен закупки ресурсов прямо ведёт к изменению цен продукции фирмы. Это бывает в том случае, когда затраты на данные ресурсы являются прямыми и составляют существенную долю общих затрат фирмы. Если повышение цен на такие ресурсы нельзя переложить на покупателей конечной продукции, то чувствительность покупателя к этим ценам очень высока;
|
|
2) изменение цен закупки приводит к изменению косвенных (накладных) расходов фирмы. В этом случае покупатель куда менее чувствителен к ценам приобретаемых ресурсов;
3) производственно-техническая продукция закупается государственными учреждениями за счёт средств бюджета. В этих ситуациях чувствительность госчиновников к ценам закупки очень низка до тех пор, пока не превышены бюджетные нормативы.
При совмещении трёх этих типовых ситуаций с тремя ситуациями, зависящими от новизны закупаемой продукции, получим следующую матрицу значимости цен для покупателя (таблица 5.1).
Таблица 5.1 - Значимость цен для покупателя при подписании контракта о
поставках продукции производственно-технического назначения
Покупка продукции в зависимости от степени её новизны | Влияние изменения цен приобретаемых ресурсов на затраты покупателя: | |||
прямое изменение удельных затрат на конечную продукцию с необходимостью корректировки её цены | изменение накладных (косвенных) расходов | изменение расходов бюджета | ||
Покупка новых видов продукции | Самая высокая | Высокая | Самая высокая | |
Покупка модифицированных видов продукции |
Умеренная | Умеренная/ низкая | Умеренная/ низкая | |
Покупка стандартной продукции |
Низкая | Самая низкая | Умеренная/ низкая | |
Сильнейший влияние на процесс формирования цен продукции производственно-технического назначения оказывает тот факт, что её полезность (экономическая ценность) может быть выражена через чётко определяемые количественные параметры. Эти параметры изучаются специалистами по закупкам вплоть до проведения формализованных расчётов и сравнений.
Следовательно, так же должны поступать специалисты по ценообразованию фирм-поставщиков. Они должны формировать цены на продукцию своих фирм ценностными методами, соизмеряя их с качественными и количественными параметрами данной продукции. Формальным методом такого соизмерения выступают расчёты соотношений «ценность/цена». На этом построены параметрические методы ценообразования, которые подробно рассматриваются в подразделе 4.2.
|
|