Классификация цен по стадиям ценообразования, или по характеру обслуживаемого оборота, отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является элементом цены на каждой последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров представлено на рисунке 18.
Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товаров. Они должны компенсировать затраты производителя на изготовление и продажу продукции и обеспечивать ему достаточную прибыль.
Разновидностью оптовых цен изготовителя являются внутрихозяйственные, или трансфертные цены, которые используются при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы. В последние годы они получили большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Трансфертные цены не включают косвенных налогов, не отражают рыночную конъюнктуру и выполняют главным образом учётную и распределительную функции.
|
|
Элементы цены | |||||||||
Себестоимость производства и продажи продукции | Прибыль изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка (скидка) | Торговая надбавка (скидка) | |||||
Акциз | НДС изготовителя | Затраты посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Затраты торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | ||
Цена оптовая изготовителя | |||||||||
Цена оптовая отпускная | |||||||||
Цена оптовая закупки | |||||||||
Цена розничная | |||||||||
Рисунок 18 - Формирование цен в процессе движения товара
от изготовителя к конечному потребителю
Цены оптовые отпускные включают, помимо цен изготовителя, косвенные налоги – акциз (на подакцизные товары) и налог на добавленную стоимость.
Цены оптовые закупки формируются на стадии посреднических операций. Помимо оптовых отпускных цен, они включают посреднические надбавки (скидки).
Посредническая надбавка (скидка) может иметь разные названия – снабженческо-сбытовая надбавка или скидка, комиссионное вознаграждение или сбор и т. п. Но в любом случае она представляет собой цену услуг посредника по продвижению товара от производителю к потребителю. Разница между понятиями «надбавка» и «скидка» состоит в том, что надбавка – это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка – это доля цены реализации товара покупателю. В абсолютной сумме скидка и надбавка могут совпадать, поскольку представляют собой разницу между ценой реализации товара и ценой его приобретения.
Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки, они включают торговые надбавки (скидки).