Теоретико-методологические основы исследования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт педагогики и психологии

Кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Педагогика дошкольного детства

 

 

ОТЧЕТ

По научно-исследовательской работе

 

ИЛЬЯСОВА АЛЬФИЯ ГАЛИМОВНА

 (Ф.И.О. студента)

 

 

курс обучения – первый

форма обучения – заочная

учебная группа № 101-ПДД

 

Сроки выполнения научно-исследовательской работы:с «14» декабря 2015 г. по «27» декабря 2015 г.

 

 

Руководитель НИР: Михеева Е.В., к.п.н., доцент

(Ф.И.О) (должность)

 

 

Отчет подготовлен _______________________ __________________________

(Ф.И.О., подпись студента)

 

 

«___» _________ 20___ г.


ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ЗА IСЕМЕСТР 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА

Тема диссертационного исследования: Формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба

Научный руководитель: Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ОГПУ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста

1.1. Ценностное отношение дошкольника к здоровью как педагогическая проблема

1.2. Взаимодействие взрослых и детей старшего дошкольного возраста в формировании ценностного отношения к здоровью

1.3. Содержательная характеристика процессной модели формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника

2.1. Организация экспериментальной работы и методика диагностики формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника

2.2. Реализация педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника

2.3. Результаты апробации процессной модели формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема формирования физически и психически здоровой личности является актуальной проблемой каждого цивилизованного государства и системы образования в нем.

Значимость здоровья для полноценного развития личности очень велика, так как именно здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих социокультурных ролей и обеспечивает человеку возможность непрерывного развития и комфортного самоощущения в течение всей жизни.

Забота о здоровье граждан и его профилактика нормативно закреплены в законодательстве Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья[54, ст. 4].

Детство – это начальный период в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья. Именно в этом периодеразвиваются физические и психические качества личности. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» [54, ст. 2].

Пристальное внимание к здоровью детей со стороны государства обусловлено тем, что в настоящих условиях уровень здоровья является недостаточным. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения (2014 год), для современной России понятие «здоровый ребенок» часто имеет условный аспект – лишь около 40 % детей можно считать условно здоровыми.При этом данная цифра имеет отрицательную динамику - состояние здоровья дошкольников ежегодно ухудшается: снизилось количестводетей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%), увеличилось количество детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья(с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Поэтому важнейшими задачами, стоящими перед современным российским обществом, являютсяоздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни.

В условиях дошкольной образовательной организации стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей и воспитания у них потребности быть здоровым. Такая работа предполагает организацию здоровьесберегающего, здоровьеформирующего пространства через создание развивающей предметно-пространственной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организацию эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использования новых технологий.

Детство –это период жизни, в котором формируются морфологические и функциональные структуры организма, определяющие в будущем потенциальные возможности взрослого человека. Наэтапе дошкольного возраста, характеризующегося недостаточной прочностью жизненных установок детей и особой пластичностью нервной системы, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Без преувеличения можно сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья подрастающего поколения.Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностей. Понимание себя, своих жизненных потребностей важно для дошкольника, оно дает ребенку возможность понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за свое здоровье – это педагогическая проблема, на которую необходимо обратить внимание и искать пути решения в единстве детского сада и семьи ребенка.

Актуальность нашего исследования обосновывается наличием ряда противоречий между:

- объективной потребностью общества в личности, заинтересованной в сохранении и укреплении своего здоровья и недостаточной обращенностью участников образовательного процесса в дошкольном образовании к формированию ценностного отношения к здоровью у дошкольника;

- традиционным построением образовательного процесса в детском саду и необходимостью его обновления за счет расширения его участников и вклада родителей в дошкольное образование;

- потребностью образовательной практики в формировании ценностного отношения к здоровью у дошкольника и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения исследуемого процесса в современной дошкольной педагогике.

Важность, актуальность и общественная значимость рассматриваемого вопроса, его недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили обоснованием выбора темы исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить процессную модель формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника.

Объект исследования: ценностное отношение к здоровью дошкольника.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба.

Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба будет более эффективным, если:

- ведущей технологией построения образовательного процесса является проектная деятельность;

- родители и дети включены в образовательный процесс как полноправные участники;

- в определении содержания образовательного процесса педагогом учитывается социокультурная ситуация.

З адачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста.

2. Выявить содержание и структуру ценностного отношения к здоровью у детей.

3. Обосновать педагогические условия эффективной реализации процессной модели формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подготовить педагогические рекомендации для педагогов по формированию ценностного отношения к здоровью.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу исследования составили:

- аксиологический подход, обусловленный тем, что в основе исследуемого процесса лежит понятие ценности, характеризующее его социокультурное значение и отражающее его включенность в ценностные отношения;

- личностно-ориентированный подход, предполагающий целенаправленное преобразование человеком мира и самого себя;

- системно-деятельностный подход, являющийся ведущим подходом современного дошкольного образования в связи с направленностью на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Теоретическими предпосылками исследования выступили работы:

- заложившие основы физического развития дошкольника (К.Д. Ушинский, П. Лесгафт, П. Кергомар, Ж.О. Декроли);

- раскрывающие содержание категории здоровья через понятия ценности (А.А. Овчарова, В.М. Сорокин, Д.Ю. Сорокин, О.В. Верхорубова);

- определяющие особенности становления ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте (В.Г. Алямовская, Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк);

- рассматривающие взаимодействие семейного и общественного воспитания в современных социокультурных условиях (И.А. Маркарян, Н.Г. Пантелеева, И.А. Корепанова).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования: теоретические (анализ научной и программно-методической литературы и нормативно-программного обеспечения по проблемеисследования, синтез данных); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проектирование педагогических условий).

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Свердловский детский сад» Красногвардейского района Оренбургской области.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. и включало в себя три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2015 г.) изучалось состояние проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба, анализировалась научная и методическая литература, определялись научный аппарат и методы исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, формулировалась гипотеза исследования и направления научного поиска.

Второй этап исследования (2016-2017 гг.) включил в себя разработку и проведение эксперимента по выявлению эффективности педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба.

Третий этап (2017 год) заключался в анализе и обобщении результатов работы, оформлении текста магистерской диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается в:

1) выявлении особенностей процесса формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста;

2) определении педагогических средств формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольника;

3) построении процесса формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольника.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- методологическом обосновании формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба;

- обогащении научно-педагогического знания о теории и практике формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба.

Практическая значимость исследования состоит в определении детско-родительского клуба как педагогического средства формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Использование результатов исследования позволит совершенствовать процесс физического развития дошкольника в дошкольной образовательной организации.

Положения, выносимые на защиту

1. Необходимыми педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях детско-родительского клуба являются:

- определение проектной деятельности как ведущей технологией построения образовательного процесса;

- включение родителей и детей в процесс формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольника как полноправных участников образовательного процесса;

- учет современной социокультурной ситуации в определении содержания образовательного процесса.

2. Процессная модель формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста носит целостный прогностический характер и отражает в единстве результат (ценностное отношение к здоровью ребенка старшего дошкольного возраста), средство (детско-родительский клуб), этапы («Я хочу быть здоровым», «Я знаю свое здоровье», «Я делаю себя здоровым»), педагогические условия.

3. Компонентами формирования ценностного отношения к здоровью у старшего дошкольника являются: мотивационный, когнитивный, деятельностный, отражающиеся в содержательных направлениях: «Познание самого себя», «Движение», «Питание», «Тело и гигиена», «Осознание половой принадлежности», «Безопасность и защищенность».

Работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 61 источник, приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: