Финансовая политика государства

 

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и иных задач. Кризисное состояние экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование роста производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой стороны, – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики зависит от критической оценки сложившейся в стране экономической ситуации, соблюдения «золотого правила» экономической теории – «при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть на самом деле, а не такой, какой ее хотелось бы видеть».

Финансовая политика охватывает комплекс инструментов, позволяющий осуществлять эффективное государственное регулирование экономики. Она складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности:

1. в области регулирования бюджета (бюджетной политики);

2. в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальной политики).

Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

В экономической теории известны две концепции бюджетной политики государства.

Первая концепция бюджетной политики основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако такое состояние бюджета снижает эффективность фискальной политики государства. Допустим, экономика столкнулась с длительным периодом безработицы. Как следствие, падают доходы населения, автоматически сокращаются налоговые поступления. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство либо повышает ставки налогов, либо сокращает государственные расходы, либо использует сочетание этих двух мер. Однако эти мероприятия будут еще больше сокращать совокупный спрос.

Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию. Например, в условиях инфляции при повышении денежных доходов населения автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство либо снижает ставки налогов, либо увеличивает правительственные расходы, либо использует сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики подразумевает сбалансированность бюджета не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Так, чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Образовавшееся положительное сальдо бюджета используется на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит одновременно и антициклическую политику и балансирует бюджет за период в несколько лет, но не ежегодно.

Однако при реализации этой концепции возникает следующая проблема. Спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета не покроется небольшим положительным сальдо бюджета в период оживления экономики. Следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики, связанную с правительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходами понимаются государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть различные виды закупок (строительство за счет бюджетных средств дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д.). Главная отличительная черта этих закупок состоит в том, что потребителем выступает государство. Государственные закупки разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Важным элементом фискальной политики являются налоги.

Налоги – инструмент тонкий и пользоваться ими нужно очень осторожно и продуманно, поскольку они выполняют не только фискальную функцию – по аккумуляции денежных средств в бюджет, но и распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Высокие налоговые ставки ведут к тому, что работать много и хорошо зарабатывать становится невыгодно, а низкие налоговые ставки могут ударить по доходам бюджета. При правильном применении налогового инструмента он может принести немалую пользу, при ошибочном – непоправимый вред.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на два вида: дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика предусматривает сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Другими словами, дискреционная политика – это сознательное регулирование правительством совокупного спроса. Ее цель состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

- государственная программа занятости или общественные работы;

- различные социальные программы или расходы на социальные нужды;

- изменение налоговых ставок.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике, которая включает:

1) увеличение государственных расходов;

2) снижение налогов;

3) сочетание (1) и (2).

Для того чтобы регулирование совокупного спроса оказывало стабилизирующее воздействие, необходимо правильно выбрать время. Но в случае с дискреционной фискальной политикой добиться этого крайне трудно. Никто никогда не знает – растет совокупный спрос в данный момент или падает. В экономике нет спидометра, который показывал бы ее скорость развития. О том, что происходит с ВВП в текущем квартале, можно узнать лишь в начале следующего. Поэтому политика экономической стабилизации вынуждена полагаться на прогнозы. Однако и они не могут предсказать, когда принимаемые меры фискальной политики возымеют действие. Временной лаг между тем или иным мероприятием и его воздействием составляет, как правило, от нескольких месяцев до нескольких лет. Следовательно, дискреционная фискальная политика – это средство достижения экономической стабильности, которое применяется тогда, когда подходящий момент для его применения уже миновал.

Кроме дискреционной фискальной политики, предполагающей свободу выбора, есть и недискреционная фискальная политика, автоматическая, при которой необходимые изменения в уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это так называемые автоматические, или встроенные стабилизаторы как, например, налоги. Налоговая система обеспечивает изъятие такого налога, который варьируется пропорционально величине ВВП. В частности, индивидуальный подоходный налог с населения с ростом ВВП дает пропорциональный прирост налоговых поступлений. Более того, по мере роста ВВП и объема закупок товаров и услуг увеличиваются поступления от налога на доходы предприятий. И аналогично возрастает величина налогов на заработную плату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ВВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Следующим встроенным стабилизатором считаются пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Как только человек потерял работу, он начинает получать выплаты из фонда пособий по безработице. Если он возвращается на работу, выплата пособия прекращается. Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд средств увеличивается в период бума. Наоборот, в период низкой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов с целью поддержания потребления и смягчения экономического спада.

Другие типы пособий – такие, как благотворительные выплаты, по характеру своего автоматического антициклического действия также относятся к стабилизирующему типу.

Программы помощи фермерам действуют подобно встроенным стабилизаторам. Когда цены на фермерские продукты падают, правительство выплачивает деньги фермерам и закупает излишки продукции. Когда надвигается инфляция, и цены растут, государственные склады выбрасывают товары на рынок.

Встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны полностью скорректировать инфляцию и экономические спады. Они могут только уменьшить колебания ВВП приблизительно на треть. Поэтому, чтобы поддержать полную стабильность, требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. сознательные изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины государственных расходов.

Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объем производства, и на занятость населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: