Тема 11. Международная торговля. Платежный баланс. Валютный курс

 

Характеристика международной торговли

 

Торговля – одна из отраслей национального хозяйства, на которую возложена функция обращения товаров, их мобилизации из произведенной сферы в сферу обращения.

В XVI – XVII вв. в Европе происходил заметный рост как внутренней, так и внешней торговли. Товарный обмен становился выгодным делом не только для отдельных купцов, но и для целых наций (Англия, Голландия, Испания, Италия). Именно в этот период появляются первые самостоятельные экономические работы, главной темой которых становятся вопросы торговли, в особенности внешней.

Систематические исследования в области внешней торговли появились в эпоху меркантилизма. Позднее вопросы внешней торговли стали усложняться. Экономическая мысль пыталась найти, во-первых, причины возникновения внешней торговли; во-вторых, установить эффект увеличения богатства, получаемый от внешней торговли между странами; в-третьих, обосновать товарную структуру экспорта и импорта торгующих стран и, в-четвертых, объяснить выбор государством определенной формы внешнеторговой политики.

Внешняя торговля – это форма международных экономических отношений. Она представляет собой торговые отношения одной страны с иностранными государствами, включающие экспорт и импорт товаров. Данная форма международных экономических отношений регулируется институтами мирового хозяйства и направлена на экономический рост.

Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю. Участниками международной торговли являются государства, резиденты (регионы, предприятия, физические лица национальной экономики) и нерезиденты (регионы, предприятия, физические лица зарубежной экономики). К основным субъектам международной торговли относятся экспортеры и импортеры разных государств, государственный сектор в каждой из торгующих стран, а также институты мировой экономики.

Международная торговля принимает форму мирового рынка, так как в нее вовлечены в основном все развитые страны мира.

Для оценки международной торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, либо суммарный объем импорта, либо внешнеторговый оборот страны, который рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что какая-либо страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен экспортируемого товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

Импорт (ввоз) товаров означает, что страна приобретает товары, производить которые в рамках национального хозяйства экономически невыгодно. Другими словами, на покупку изделий, произведенных за рубежом, расходуется меньше ресурсов, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, показателями уровня международной специализации производства отрасли (соответственно вида производства) являются коэффициент относительной экспортной специализации Ко и экспортная квота Кэ в производстве отрасли.

Коэффициент относительной экспортной специализации (Ко) определяется по формуле:

Ко = Эо / Эм, где

Эо – удельный вес товаров в экспорте страны;

Эм – удельный вес товаров в мировом экспорте.

Если соотношение превышает единицу, есть основание говорить об отнесении товаров к международно-специализируемым, и наоборот.

Экспортная квота (Кэ) характеризует уровень открытости национальной экономики для внешнего рынка:

Кэ = Э / ВВП, где

Э – стоимость экспорта.

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности продукции.

Доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики за вычетом внутренних потребностей, называется экспортным потенциалом.

Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: