ИНФОРМАТИКА
Значимость учебного предмета «Информатика» обусловлена повышающимся уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их влиянием на все стороны человеческой деятельности. Изучение информатики в учреждениях общего среднего образования направлено на практическую подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Основные цели изучения учебного предмета «Информатика»:
– формирование компьютерной грамотности (владение необходимым набором знаний и навыков работы на компьютере и использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационных технологий в жизни общества);
– развитие логического и алгоритмического мышления (формирование умений решать задачи, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата, с использованием умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и др.);
– воспитание информационной культуры (способность школьников осваивать, владеть, применять, преобразовывать информацию с помощью информационных технологий).
Основные задачи, решаемые в процессе изучения учебного предмета «Информатика»:
– формирование теоретических знаний и практических умений в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
– формирование умений индивидуальной и коллективной работы;
– воспитание трудолюбия, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий.
На уроках информатики у школьников формируются предметные компетенции:
– знание устройств персонального компьютера, что необходимо для устранения простейших неисправностей в компьютере;
– владение технологией обработки различного типа информации, что позволит обучающемуся с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию, подготовить отчет, презентацию и др.;
– умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования; это позволит школьнику провести виртуальный эксперимент, создать простейшую модель, интерпретировать результаты решения задачи на ПК;
– умение строить информационные модели объектов и использовать их в справочных системах, базах данных и др.;
– умение создавать цифровые архивы, медиатеки, делать выборку из базы данных по запросу, что востребовано на рынке профессий и в повседневной действительности;
– знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, умение представлять информацию в виде объектов с системой ссылок и работать в сети Интернет;
– знание и соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права, что важно в условиях жизни в информационном обществе.
Решение на уроках информатики задач из различных учебных предметов способствует формированию метапредметных компетенций, связанных с целеполаганием, планированием, поиском, выбором метода, прогнозированием, контролем, коррекцией и другими учебными действиями:
– владение общепредметными понятиями «информация», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
– владение информационно-логическими умениями, связанными с определением понятий, обобщениями, аналогиями, выводами;
– владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять их коррекцию, контроль и оценку правильности решения задачи;
– владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
– ИКТ-компетентность как набор умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации.
Изучение учебного материала, самостоятельная и групповая работа учащихся по его освоению, созданию собственных, личностно значимых продуктов способствуют личностному самосовершенствованию школьников и формированию личностных компетенций:
– наличие представлений об информации как важнейшем ресурсе развития личности в развивающемся информационном обществе;
– владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации на основе ответственного отношения к ней;
– владение навыками сотрудничества с участниками образовательного процесса;
– владение навыками здорового образа жизни на основе знаний основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Мировоззренческий и воспитательный аспекты обучения в рамках учебного предмета «Информатика» реализуются через развитие информационной культуры, воспитание самосознания, формирование культуры умственного труда, воспитание общечеловеческих качеств личности (трудолюбия, целеустремленности, воли, самостоятельности, творческой активности и др.).
Обучение учащихся организуется на основе компетентностного подхода, который позволяет согласовать цели обучения с возможностями и целями обучаемых, организовать эффективный образовательный процесс благодаря повышению мотивациишкольников, усилению практического компонента обучения на основе единства учебного и воспитательного процессов и подготовки школьников к жизни в информационном обществе. Использование компетентностного подхода требует усиления в преподавании информатики практической составляющей обучения с ориентацией на востребованность сформированных умений и навыков в реальной действительности и будущей практической деятельности.
В связи с этим важное значение приобретает технологический подход, основанный на широком включении в образовательный процесс современных компьютерных технологий. Данный подход позволяет наиболее полно реализовать деятельностный (включение школьников в активную учебно-познавательную деятельность), а также индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении информатике. При решении практических задач значимое место отводится содержательно-проблемному подходу с использованием элементов проблемного обучения.
Комплексное применение указанных подходов направлено на выработку оптимальной и наиболее эффективной образовательной программы.
Отбор содержания обучения информатике учитель осуществляет на основе следующих дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, последовательности, прочности усвоения, личностного подхода, связи теории с практикой.
Частнометодические принципы отбора содержания обучения информатике: общеобразовательный, осново- и системообразующий, развивающий характер учебного материала; гражданская и гуманистическая направленность содержания обучения. Общедидактический принцип последовательности изучения материала реализуется на основе принципа цикличности (дидактической спирали), что предполагает овладение знаниями и умениями в обогащении, развитии и обобщении изучаемых вопросов.
Активное использование компьютера и компьютерных технологий на уроках информатики требует реализации частнометодических принципов использования ИКТ:
– принципа понимания обучаемыми назначения и возможностей компьютера и прикладных программ, что предусматривает знание аппаратного и программного обеспечения и умение выбирать нужное средство для решения конкретной задачи и эффективно его использовать;
– принципа комплексного использования учителем программных средств с целью решения задач учебного курса информатики на всех этапах процесса обучения (при объяснении, контроле, закреплении материала).
Содержание учебного предмета последовательно раскрывается в процессе обучения по следующим содержательным линиям (разделам):
– информация и информационные процессы;
– аппаратное и программное обеспечение компьютеров;
– основы алгоритмизации и программирования;
– компьютерные информационные технологии;
– коммуникационные технологии;
– информационное моделирование.
Содержательно-деятельностная компонента учебной программы «Информатика. VIII—IXклассы» предполагает формирование предметно-специфических и общепредметных компетенций учащихся по следующим основным направлениям:
технологическое — формирование умений работать с прикладным программным обеспечением;
алгоритмическое — развитие логического и алгоритмического мышления.
Формирование предметно-специфических компетенций осуществляется посредством выполнения практических заданий в рамках внутри- и межпредметных связей.
Система контроля результатов учебной деятельности определяется требованиями к знаниям и умениям (предметно-специфическим компетенциям) учащихся по каждой теме данной учебной программы. Проведение всех видов контроля осуществляется в соответствии с 10-балльной системой оценивания результатов учебной деятельности учащихся по информатике.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных в учебной программе требований к компетенциям, формируемым у учащихся в данной теме, знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня обученности. Целесообразно использовать активные формы и методы обучения, привлекать учащихся к обоснованию материала своими примерами, анализу способов работы, выбору оптимальных приемов учебной деятельности.
Учебная программа «Информатика. VIII—IXклассы» реализуется в учреждениях общего среднего образования. Программа составлена в соответствии с учебным планом, который предусматривает изучение учебного предмета «Информатика» в объеме 35 учебных часов в год.
Каждая тема учебной программы структурирована на определенные разделы:
– обязательное содержание образования;
– цель изучения темы;
– предметно-специфические компетенции, формируемые в данной теме.
Названия тем и содержание изучаемого учебного материала представлены без указания конкретного программного обеспечения.
Все перечисленные темы учебной программы являются обязательными для изучения. Приведенное в учебной программе распределение учебных часов по темам может быть изменено учителем в объеме до 25 % с обязательным выполнением требований, предъявляемых данной учебной программой.
VІІІ класс