Содержание разделов дисциплины

Психолого-педагогический факультет

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Психолого-педагогические основы профессионального становления дефектолога

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения по направлению

 

050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

                                                     

Профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»

 

 

Составил: доцент кафедры СП и КП

к.п.н. Зволейко Е.В.

 

Утверждено на заседании кафедры СП и КП

Протокол № _____ от _____________

        

И.о. зав. кафедрой _______________________ Калашникова С.А.

 

Согласовано с УМК факультета

«____»_______________________201 г.

 

Председатель УМК __________________

 

 

Организационно-методический раздел

Наименование дисциплины Психолого-педагогические основы профессионального становления дефектолога
Цикл Профессиональный цикл (вариативная часть)
Количество кредитов 3
Цель дисциплины Выявить сущностно-содержательную и структурно-функциональную характеристики профессиональной деятельности бакалавра – специального психолога
Задачи дисциплины 1.Раскрыть сущность и содержание профессиональной деятельности специального психолога 2.Раскрыть требования, предъявляемые к личности психолога специального образования

Междисциплинарное поле знаний

Смежные дисциплины Понятийный аппарат
- Специфика работы психолога в различных институциональных условиях - Организационно-методическая деятельность психолога специального образования Трудограмма специального психолога, психограмма специального психолога; профессиональная компетентность психолога специального образования

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1 – способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности

ОП-1 – способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ

Ожидаемые результаты (диагностическая карта дисциплины)

Приобретенная компетенция Уровень сформированности компетенции

Я знаю и понимаю

Пороговый: 1)требования, предъявляемые к труду специального психолога 2)требования, предъявляемые к личности специального психолога
Стандартный: 1)требования, предъявляемые к труду специального психолога 2)требования, предъявляемые к личности специального психолога 3)требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специального психолога
Эталонный 1)требования, предъявляемые к труду специального психолога и его личности 2)требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специального психолога

Я умею

Пороговый: 1)продемонстрировать отдельные умения профессиональной деятельности, полученные в ходе изучения курса
Стандартный: 1)продемонстрировать большинство умений профессиональной деятельности, полученных в ходе изучения курса
Эталонный 1)продемонстрировать большинство умений профессиональной деятельности, полученных в ходе изучения курса

Я готов

Пороговый: 1)применять отдельные полученные знания и умения в практической профессиональной деятельности
Стандартный: 1)осуществлять деятельность на основе принципов и задач деятельности специального психолога.   2)применять полученные знания и умения в практической профессиональной деятельности
Эталонный 1)осуществлять деятельность на основе принципов и задач деятельности специального психолога.   2)творчески применять полученные знания и умения в практической профессиональной деятельности

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Моду-ль*

Наименование раздела

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеауд. работа**

Самост. работа

Л. Пр. Лб.
1. Трудограмма психолога специального образования 26 4 8   4 10
2. Трудограмма психолога специального образования 26 4 8   4 10
3. Психограмма психолога специального образования 26 4 8   4 10
4. Психограмма психолога специального образования 30 5 10   5 10

Итого

108 17 34   17 40

Содержание разделов дисциплины

Модуль Наименование раздела Содержание раздела
1.   Трудограмма психолога специального образования Тема 1.1.Сущность профессии «специальный психолог». «Миссия» профессии, ее цель. Область профессиональной деятельности. Объекты профессионально деятельности. Предмет труда. Характеристика субъектов профессиональной деятельности. Тема 1.2. Организация труда специального психолога. Организационные структуры деятельности. Структура психологической службы, должности. Условия и организация труда. Модель специальной психологической службы и статус бакалавра. Тема 1.3. Принципы и задачи деятельности специального психолога. Принципы профессиональной деятельности психолога. Задачи деятельности психолога в областях: диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, экспертной, психопрофилактической, научно-исследовательской, психологического просвещения, организационно-методической.
2.   Трудограмма психолога специального образования Тема 2.1.Содержание психологической деятельности специального психолога. Краткий обзор содержания деятельности психолога по основным ее направлениям. Средства и технологии деятельности. Специфика профессиональной деятельности специального психолога. Тема 2.2. Содержание организационно-методической деятельности психолога. Направления и содержание организационно-методической деятельности: организация профессионального пространства, планирование профессиональной деятельности, осуществление аналитико-прогностической деятельности, осуществление профессионального и межпрофессионального взаимодействия, осуществление социально-диспетчерской функции. Тема 2.3.Профессиональная компетентность специального психолога. Знания и умения специального психолога. Области знания и их содержание. Области умений и их содержание. Уровни профессионализма. Результат труда психолога и оценка его эффективности. Права и обязанности психолога. Модель профессиональной деятельности специального психолога.
3. Психограмма психолога специального образования Тема 3.1. Индивидуально-исполнительская сторона труда психолога. Группы профессиональных качеств психолога: профессионально важные и профессионально значимые. Представления об уровневой организации личности психолога. Индивидуальные анатомо-физиологические особенности организма и их влияние на продуктивность деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Возможности адаптации, компенсации, коррекции недостаточно выраженных или недостаточно пригодных качеств личности. Значение эмоционально-волевых качеств личности для практической деятельности психолога. Тема 3.2. Индивидуально-психологические качества психолога. Общепрофессиональные способности. Группы доминантных качеств: интеллектуальность, социабельность, коммуникативность, социабельные качества. Предметно-профессиональные способности. Требования к профессиональной пригодности.
4. Психограмма психолога специального образования Тема 4.1.Социально-психологические качества психолога. Характеристика профессиональных сознания и самосознания психолога. Характеристика профессионального мышления психолога. Профессиональные развитие и саморазвитие. Тема 4.2. Духовно-нравственные качества психолога. Обусловленность выбора профессии «психолог». Особенности менталитета психолога. Ценностные ориентации психолога. Этические принципы работы: компетентности, соблюдения прав личности, ответственности, научной обоснованности и объективности. Тема 4.3. Личность психолога и его профессия. Кризисы профессионализации. Противопоказания к профессии. Влияние профессии на личность. Влияние личности психолога на результаты его труда. Модель личности специального психолога.

Практические занятия

Модуль Наименование раздела Тематика семинарских занятий
1.   Трудограмма психолога специального образования Тема 1.1.Сущность профессии «специальный психолог» Тема 1.2. Организация труда специального психолога. Тема 1.3. Принципы и задачи деятельности специального психолога. 
2.   Трудограмма психолога специального образования Тема 2.1. Содержание психологической деятельности специального психолога. Тема 2.2.Содержание организационно-методической деятельности психолога. Тема 2.3. Профессиональная компетентность специального психолога.
3. Психограмма психолога специального образования Тема 3.1. Индивидуально-исполнительская сторона труда психолога. Тема 3.2. Индивидуально-психологические качества психолога.
4. Психограмма психолога специального образования Тема 4.1.Социально-психологические качества психолога. Тема 4.2. Духовно-нравственные качества психолога.   Тема 4.3.Личность психолога и его профессия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: