Лекция 1. Сущность и содержание экономических исследований
Понятие о методике экономических исследований
В материальном производстве протекают определенные явления и процессы.
Явление – это одна из форм повторяющихся действий людей в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Экономический процесс представляет собой закономерное последовательное изменение экономического явления от простого к сложному, характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового явления. Каждое явление и процесс включают в себя совокупность связей и отношений, определяющих тенденцию их развития.
Экономисты, менеджеры должны знать и уметь, как раскрывать содержание явлений и процессов с целью объективного анализа и эффективного планирования производства и сбыта товаров.
Для реализации этой цели проводят специальные исследования.
Экономическое исследование – это изучение с помощью определенных методов сущности явлений и процессов для пополнения знаний и использования их для более рациональной организации деятельности людей в области бизнеса и менеджмента.
Экономические исследования имеют следующие особенности:
1) имеют трансдисциплинарную сущность, т.е. они используют знания из других дисциплин в рамках одного исследования, что позволяет получать более полное представление об объекте исследования;
2) предполагают систематический сбор информационного материала;
3) предполагают математическую обработку данных с целью их экономической интерпретации;
4) имеют как теоретическую, так и практическую целенаправленность, т.е. их можно позиционировать как фундаментальные и прикладные;
5) имеют высокую практическую реализуемость.
Таким образом, предметом экономических исследований являются явления и процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Для успешного решения поставленных задач исследователю необходимы знания:
1) экономической теории, т.е. знания законов и закономерностей, присущих хозяйственной жизни общества;
2) технологических дисциплин, что позволяет глубже понять явления и процессы, протекающие в растениеводстве и животноводстве;
3) экономической сущности изучаемого явления, базирующейся на знаниях, получаемых при изучении экономики, организации, управления АПК и других дисциплин;
4) методов и приемов познания, которые изучаются в таких курсах, как философия, высшая математика, статистика, анализ хозяйственной деятельности, математическое моделирование и т.д.;
5) пакетов прикладных компьютерных программ.
Необходимо помнить, что успех гарантирует только системное применение полученных знаний, приемов и методов, используемых для решения поставленных задач, что и является главной целью изучения курса "Методика экономических исследований".
Слово «методика», с одной стороны, обозначает путь познания, т.е. процедура, последовательность исследования, начиная с постановки задачи и заканчивая выводами и предложениями с разработкой механизма их реализации. С другой стороны, методика – это совокупность разнообразных приемов и методов, которые взаимосвязаны между собой и применяются в определенной системе для решения конкретных теоретических и практических задач.
Основные требования, предъявляемые к исследователю
Для успешного проведения экономических исследований специалист должен соответствовать следующим основным требованиям:
1. Знать методы и приемы экономических исследований, уметь применить их в определенной связи и последовательности.
2. Владеть принципами экономических исследований.
3. Уметь логически мыслить, выявлять логические связи между явлениями и процессами, между отдельными элементами системы, различать первичное и вторичное, так как без этих знаний невозможно правильно применить приемы количественного анализа.
4. Уметь правильно читать литературные источники, т.е. изучить 2–3 основных источника по интересующей теме, а при чтении остальных публикаций находить в них различия и сходства в понятиях, последовательности и особенностях применения тех или иных приемов, методов и показателей.
5. Уметь нестандартно мыслить, так как применение к аграрным формированиям, работающим в новых экономических условиях, старых методик исследования зачастую не дает должного эффекта.
6. Уметь организовать исследование, т.е. в начале проанализировать положение дел, выявить узкие места, поставить задачи по их устранению и решать только их.
Принципы экономических исследований
При проведении экономических исследований необходим системный подход, который требует выявления сущности явлений, процессов и объектов исследования как самостоятельных систем, определения их целей и задач, путей их реализации с учетом выявленных взаимосвязей с другими системами.
При решении поставленных перед исследователем задач необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип развития гласит, что каждое явление или процесс необходимо изучать с учетом его изменения и совершенствования, что требует как анализа накопленных знаний, так и выявления, обоснования новых черт и особенностей.
2. Принцип взаимосвязи заключается в использовании для изучения явлений и процессов не одного, произвольно взятого приема или метода, а их системы. Например, при построении корреляционной модели необходимо учитывать следующее:
а) модель должна иметь минимум факторных показателей;
б) в то же время в нее должны войти все основные факторы, определяющие развитие процесса, следовательно, предварительно для выявления факторных показателей необходимо провести логический анализ. Затем подтвердить его качественным анализом, т.е. построить графики и группировки зависимости результата от каждого выбранного фактора, в результате чего определить направления и характер связи между ними и только после этого приступить к построению корреляционной модели. Таким образом, корреляционно-регрессионный анализ является в данном случае завершающим этапом в системе совокупности приемов: логический анализ, качественный анализ на базе группировок и графиков и корреляционно-регрессионный анализ. И все эти приемы применены во взаимосвязи без отрыва друг от друга. Каждый из них соотносится с другими логической цепочкой, и применяются они с учетом движения от простого к более сложному приему.
3. Принцип дополняемости, т. е. одну и ту же проблему можно решать используя различные приемы, которые должны дополнять друг друга.
4. Принцип безальтернативности гласит, что правильный итоговый вывод не может быть альтернативным. Он всегда находится где-то между противоположными концепциями. Например, одно наблюдение (произвольное, лучшее или худшее) не может охарактеризовать сущность процесса в целом, для этого необходим средний показатель.
5. Принцип основного звена требует аргументированного выбора факторов, сдерживающих развитие процесса или явления. Например, в хозяйстве в период уборки овощей есть работники, техника, но нет тары, в результате тормозится производственный процесс, или недостаточно продуманы каналы реализации продукции, т.е. заранее не заключены договора с потребителями, в результате чего происходят потери продукции.
6. Принцип соответствия указывает на то, что при изучении явлений и процессов выводы и предложения должны отражать реальную действительность.
7. Принцип простоты требует, чтобы разработанные формулы, выводы были просты и понятны окружающим и имели содержательное значение.