Нельзя обжаловать по вопросам, подлежащим разрешению в рамках судебного разбирательства (например, о наличии состава преступления в действиях лица).
Контроль postfactum– в случаях, не терпящих отлагательств, следователь проводит действия, на который нужна санкция суда без такой санкциии в течении 24 часов производит уведомление суда о проведении такого действия. Суд уже после совершения этого действия проверяет законность действия. В случае его незаконности, все получешнные при проведении такого действия доказательства – будут недопустимы.
Прокурорский надзор.
Итоги реформы 2007:
1. утрата прокурором возможности самостоятельно возбуждать УД и производить по нему следственный действия;
2. уменьшение полномочий по надзору за следователем. Он может обращаться к следователю только через РСО. Правда потом были возвращены возможности отмены постановлений об отказе в возбуждении УД, о приостановлении и прекращении УД. Из непосредственного воздействия на следователясохранились:утверждение обвинительного заключения, возвращение дела для дополнительного следствия и др.
3. сохранение полного прокурорского надзора за дознанием.
Ведомственный контроль:
Следствие. В советский период было противоречие между тем, что раньше следственный судьи были независимы, а теперь, следователи, т.к. они входили в систему органов исполнительной власти, должны были четко подчиняться указаниям по иерархии. Поэтому в 1965 г. была введена должность начальника следственного отдела, который и осуществляет ведомственный контроль в отношении следователя.
Затем введена должность РСО. После 2007 года все полномочия прокурора в отношении следователя перешли к РСО.
В рамках ведомственного контроля РСО:
- осуществляет руководство следствием;
- отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя;
- дает обязательные указания;
- дает согласие на обжалование следователем указаний прокурора вышестоящему прокурору;
Дознание. В 2007 г появился Начальник подразделения дознания. Наша кафедра считает, что это введено лишь для симметрии со следствием, т.к. необходимости не было в этом участнике, ибо в дознании итак подчинение и иерархия.
Следственные действия: понятие, виды и общие правила их производства.
В УПК нет понятия следственное действие. Есть только указание, что процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ.
Критерий отделения следственных действий от иных – целевой – они направлены на получение доказательств. Но, из-за ошибки в УПК, собирание доказательств возможно и через иные процессуальные действия (например, получение объяснений в рамках доследственной проверки вместо допроса).
Особенности следственных действий.
Правом на их проведения должны обладать четко установленные представители власти.
2. перечень таких действий должен быть исчерпывающим;
Необходима строгая процессуальная форма проведения таких действий.
Следственное действие – перечисленные в уголовно-процессуальном законе процессуальные действия специально уполномоченных государством объективных и беспристрастных, компетентных субъектов уголовно-процессуальных отношений, направленные на собирание доказательств и осуществляемые в строго установленном законом порядке.
Уполномоченные субъекты:
Суд
Следователь
РСО
Дознаватель
Орган дознания
Прокурор
7. иные лица, уполномоченные проводить данные действия в связи с удаленностью от них субъектов расследования (например, капитаны морских судов).
Виды следственных действий:
Нет отдельной статьи, перечисляющей все следственный действия, но их перечень всеравно признается исчерпывающим. Всего – 12.
Группировка действий по расположению в УПК:
1. по сущности (наблюдение процесса и фиксация результатов):
1) осмотр;
2) освидетельствование;
3) следственный эксперимент;
2. по сущности (поиск материальных объектов и информации):
4) обыск;
5) выемка;
6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления;
7) контроль и запись переговоров;
8) получение информации о соединениях между абонентами;
По сущности(связь с вербальным контактом)
9) допрос;
10) очная ставка;
11) опознание;