Структура построения подготовки в олимпийских циклах (ПК-24)

Известно, что добиться высоких спортивных результатов в спорте можно лишь при четком планировании всех сторон подготовки спортсменов в многолетних занятиях спортом, поскольку спортивная тренировка представляет собой непрерывный многолетний процесс, который характеризуется своей цикличностью – периодическим повторением относительно завершенных отрезков времени (циклы, периоды, этапы и т.д.).

При планировании и осуществлении подготовки спортсменов тренеру приходится решать немало задач. Назовем самые большие (значимые): совершенствование технико-тактического мастерства, общей и специальной физической подготовленности, повышение работоспособности, непосредственная подготовка к конкретным соревнованиям, морально-волевая и теоретическая подготовка и др. Зачастую тренеры пытаются решать такие задачи относительно изолированно с тем, чтобы обеспечить целенаправленное влияние на конкретную сторону подготовленности спортсмена. Но при этом неизбежно осуществляется воздействие и на другие компоненты подготовки. Учет таких незапланированных (запланированных) воздействий очень непрост. И порой это приводит к тому, что тренировочный эффект не всегда соответствует ожидаемому. Поэтому в совершенствовании планирования имеются значительные резервы повышения эффективности подготовки спортсменов.

В рациональном построении многолетней подготовки, логично сочетающей соревнования, тренировки, восстановительные мероприятия, обоснованное чередование циклов и периодов подготовки, ее отдельных компонентов, по нашему мнению, на сегодняшний день имеются наибольшие резервы для повышения эффективности подготовки спортсменов высокой квалификации.

Планирование подготовки

В совершенствовании планирования учебно-тренировочного процесса имеются огромные резервы повышения эффективности подготовки спортсменов. Перспективные планы разрабатываются с учетом передового тренерского опыта, систематизированного опыта подготовки чемпионов (призеров) Европы, мира и Олимпийских игр, новых научно-методических разработок и направлений развития спорта.

Планирование годичной подготовки зависит от многих факторов, главными из которых являются: конкретные цели и задачи подготовки на год, закономерности становления спортивной формы и календарь соревнований. Периодизация годичного цикла, предложенная Л. Матвеевым и включающая подготовительный и переходный периоды, в последние годы несколько видоизменилась. Годичный цикл включает теперь период фундаментальной подготовки (втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный и шлифовочныймезоциклы), период основных соревнований и переходный период (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Виды мезоциклов тренировки (по Л. П. Матвееву)

Тренеры высокой квалификации при решении вопросов планирования годичных циклов тренировки спортсменов высокого класса отдают предпочтение необходимости, например, в борьбе: участие спортсменов в 9–10 соревнованиях в тренировочном году; выделение 1/3 тренировочного времени работе вне ковра и 2/3 – на ковре (из них на схватки – 1/3 и на совершенствование техники – 2/3).

В последние годы все чаще используется так называемое многоцикловое планирование, причем количество циклов, как правило, определяется числом соревнований, в которых будет выступать спортсмен. Чем ответственнее соревнование, тем продолжительнее к нему подготовка. Для более оптимального распределения микро-, мезо- и макроциклов в процессе многолетней подготовки спортсменов важно правильно оценить соответствие тренировочных и соревновательных нагрузок состоянию организма спортсменов. От этого зависит эффективность тренировочного процесса и, следовательно, рост спортивных достижений. Например, Г. С. Туманян выделил и обосновал восемь разновидностей планов тренировки (рис. 4.2):

Рис. 4.2. Разновидности планов тренировки

• план одного занятия, содержащий конспективное изложение учебно-тренировочного материала;

• план тренировочного дня, содержащий учебно-тренировочные задания на 2–3, иногда на 4 занятия;

• план тренировочного микроцикла, охватывающий от 2–3 тренировочных дней до недели, иногда более недели (рис. 4.3);

Рис. 4.3. Разновидности традиционных микроциклов тренировки (по Л. П. Матвееву с соавторами)

• план предсоревновательного мезоцикла, состоящий из нескольких микроциклов и охватывающий период от 15 дней до 1,5 месяца;

• план тренировочного макроцикла, охватывающий период от 7 до 28 недель;

• план тренировочного года, состоящий из 2–3 макроциклов и охватывающий период в 12 месяцев;

• план четырехлетнего тренировочного цикла, охватывающий олимпийский или спартакиадный цикл;

• многолетний план тренировки, охватывающий всю спортивную биографию спортсмена.

Поэтому совершенствование подготовки спортсменов идет как бы по двум направлениям: во-первых, целенаправленное многолетнее воздействие на основные компоненты подготовленности и, во-вторых, оптимизация этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. В работах первого направления отметим идею А. А. Шепилова и В. П. Климина планировать при совершенствовании выносливости отдельные годы четырехлетнего олимпийского цикла с определенной, преимущественной направленностью, обеспечивая в то же время в каждом годичном цикле гармоничное развитие аэробного и анаэробного компонентов выносливости:

в первый год подготовки рекомендуется уделить внимание развитию аэробных возможностей спортсменов, достаточный уровень развития которых позволит заложить предпосылки к освоению больших тренировочных нагрузок как по объему, так и по направленности;

во второй год целесообразно построить подготовку таким образом, чтобы повысить максимум анаэробной производительности. Это даст возможность освоить повышенные в сравнении с прошлым тренировочным олимпийским циклом специализированные нагрузки;

в третий год следует решить задачу повышения максимальной аэробной производительности на новом, более высоком функциональном уровне. Вместе с тем целесообразно уделить большое внимание совершенствованию анаэробного алактатного компонента выносливости. В качестве средства повышения аэробных возможностей в этот год целесообразно использовать равнинно-горную подготовку;

в завершающем году олимпийского цикла решается задача достижения "функциональной избыточности", т.е. такого уровня выносливости, который обеспечит надежное выполнение основных целей четырехлетия.

Планирование подготовки спортсменов может быть эффективным при наличии объективных оценок тренировочных и соревновательных воздействий.

 

                   Характеристика этапа сохранения высшего спортивного мастерства (ПК-22).

Подготовка на этом этапе характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Объясняется это следующим. Во-первых, большой стаж подготовки конкретного спортсмена помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и за счет этого поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежно снижение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и высоким уровнем нагрузок на предыдущих этапах многолетней тренировки, а зачастую и последствиями травм, не только не позволяет увеличить нагрузку, но и затрудняет содержание их на ранее достигнутом уровне. Это требует нахождения индивидуальных резервов роста мастерства, способных нейтрализовать действие указанных негативных факторов.

Для этапа сохранения достижений характерно стремление сохранить ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременная большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению недостатков в уровне физической подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

Следует учитывать, что спортсмены, которые находятся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к различным средств тренувальногог воздействия. Как правило, раньше применяемыми вариантами планировки тренировочного процесса, методами и средствами НЕ удается добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, употребление комплексов упражнений тренажерных устройств, еще не использовались, новых, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроциклов эффективным может оказаться планирования ударных микро-и мезоциклов с исключительно высоким тренировочным нагрузкам.

Для отдельных спортсменов весьма результативным средством сохранения высшего спортивного мастерства может стать изменение спортивной специализации на смежную. Можно привести множество примеров, когда изменение узкой специализации приводила к продолжению спортивной карьеры на высшем уровне спортивных достижений. Наиболее оправданными сочетаниями являются: гонки на треке - шоссейные гонки, прыжок в длину - тройной прыжок, спринтерский бег и бег на средние дистанции - бег с барьерами, комплексное плавание - плавание одним из способов и т.п. В основе эффективности такого приема - стимуляция адаптационных ресурсов как реакции на новые раздражители - тренировочные и соревновательные средства и методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: