Задания
Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Судебная практика и ее значение для органов власти» (магистерская программа «Юрист в государственных
И международных органах»)
(выполняются в письменном виде)
Задание 1.
Подготовьте эссе на тему «Роль судебной практики Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности».
В эссе определите свою позицию, является ли решение Конституционного Суда РФ источником права? Аргументируйте ответ, опираясь на нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», научную и учебную литературу.
Задание 2.
Объясните, может ли правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно толкования текстуально не менявшихся норм Конституции РФ, федеральных законов зависеть от меняющихся политической и экономической ситуации в стране, от конкретно-исторических условий применения данной нормы?
Найдите соответствующие примеры в практике Конституционного Суда РФ.
|
|
Задание 3.
Подготовьте обзор материалов судебной практики по вопросу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задание 4.
Данное задание направлено на выявление проблемы соотношения решений Европейского Суда по правам человека с решениями Конституционного Суда РФ, конфликтами конституционной и европейской судебных практик.
26 октября 2002 г. в московском театре «Норд-Ост» произошел террористический акт, повлекший захват заложников и большие жертвы, включая гибель нескольких десятков заложников. Вскоре после нападения Россия внесла изменения в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», введя статью 16.1, которая предусматривает следующее: «Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается».
Одновременно были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Он был дополнен статьей 14.1, которая предусматривает следующее: «Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается». Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 г. N 164, принятое в соответствии с выше названными законами, определяет порядок погребения лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта. В нем сказано «...погребение (данных) лиц осуществляется по месту наступления смерти специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления».
|
|
Принятие указанных норм стало основанием для обращения граждан Российской Федерации в Конституционный Суд РФ и в Европейский Суд по правам человека.
В результате судебными органами были приняты решения, правовая позиция в которых имеет отличия:
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П
«По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой»
Заявители по делу: граждане РФ К.И.Гузиев, Е.Х.Кармова
Краткая фабула дела: родственники заявителей принимали участие в террористическом акте и погибли в результате его пресечения. Уголовное преследование в отношении них было прекращено в связи со смертью. Они были погребены и их тела кремированы государственными органами. Тела для захоронения родственникам выданы не были, не смотря на соответствующие ходатайства. Обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации граждане К.И. Гузиев и Е.Х. Кармова утверждают, что нормы законов о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, лишают их права на соблюдение религиозных и ритуальных обрядов в соответствии с национальными обычаями, умаляют достоинство погибших и их родственников, допускают признание лица виновным в совершении преступления без судебной процедуры и тем самым нарушают права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ.
Краткое изложение итогового вывода Конституционного Суда РФ: Оспоренные нормы соответствуют Конституции РФ. Интересы пресечения терроризма могут обусловливать в определенных конкретно-исторических условиях установление особого правового регулирования погребения лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения террористического акта. Применение мер о захоронении террористов, предусмотренных законодательством, может считаться оправданным, если установлены надлежащие процессуальные гарантии, такие как эффективная судебная проверка всех обстоятельств дела, и предприняты все меры для защиты лиц от произвола. Суд указал на возможность обжалования в судебном порядке постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении принимавших участие в совершении террористического акта лиц в связи с их смертью. Также Суд отметил, что соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры для того, чтобы погребение производилось с соблюдением обычаев и традиций, в частности, посредством предания тел земле или огню, по возможности индивидуально, и чтобы этому предшествовало соблюдение всех требований относительно установления личности погибшего, времени и места смерти, причины смерти.
РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА