121
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава восьмая. Природа финансовых отношений
ного и назначенного наказания1. Если же такие критерии имеются, законодатель, как правило, использует их для определения размера имущественного бремени, налагаемого на правонарушителя.
Исследования механизма применения мер имущественной ответственности правонарушителя перед государством требуют определения их отраслевой принадлежности. В настоящее время эти меры рассматриваются в качестве норм и институтов административного, уголовного, гражданского права. Это бесспорное в части определения состава правонарушения и оснований возникновения ответственности положение, думается, не совсем точно соответствует природе исполнения взысканий, ибо однотипные правовые процедуры оказались разобщенными по нескольким отраслям права. Практически это означает, что существует несколько способов взыскания, отличающихся друг от друга по формальным признакам.
Как способ преодоления этой разобщенности, Н.И. Химичева предлагает единую конструкцию финансово-правовой санкции, применяющейся в случаях нарушения не только норм собственно финансового права, но и в определенных случаях административного и гражданского права, в частности, относящихся к правовому регулированию качества продукции и товаров. Она пишет: «Правильнее было бы говорить о применении финансово-правовых санкций за нарушение финансово-хозяйственной дисциплины... Применение финансово-правовых санкций при установлении фактов выпуска недоброкачественной продукции в конечном итоге будет направлено также на укрепление финансовой дисциплины»2.
|
|
Следует различать, с одной стороны, реакцию государства на правонарушение как таковое, с другой — те экономические последствия, которые в силу этой реакции государства имеют место. Действительно, нарушение хозяйственно-финансовой дисциплины вызывает применение юридических санкций. Однако целью, которой служат эти санкции, является возложение на правонарушителя имущественного бремени, не связанного с противоправным результатом содеянного. Поэтому то, что нередко именуется финансовыми санкциями, должно, на наш взгляд, рассматриваться как дополнительное, штрафное финансовое обязательство. Речь, таким образом, идет о существовании в финансовом праве отдельного ин-
ститута, охватывающего порядок осуществления мер имущественной ответственности перед государством путем возникновения и исполнения особых обязательств деликтного типа (финансовых обязательств).
Таким образом, российскому праву присуща целая гамма разнообразных по юридической природе, механизму возникновения, субъективному составу типов финансовых обязательств, опосредствующих взаимоотношения физических и юридических лиц с государством в лице финансовых и иных управомоченных органов, возникающие при создании общегосударственных и иных публичных (финансовых) фондов. Важной задачей законодателя является избрание из всего богатства этих отношений наиболее эффективных — тех, использование которых даст возможность наиболее гармонично сочетать публичные интересы, заключающиеся в создании и использовании государственных финансовых фондов, с соблюдением гарантированного юридическому или физическому лицу права частной собственности и права на участие в гражданском обороте и вступления в имущественные отношения.
|
|
1 О.Э. Лейст отмечал: «Для теоретической оценки этого состояния важно
учитывать функциональную направленность штрафных, карательных санкций:
правопорядок охраняется ими посредством общей и частной превенции...» См.:
Лейст О.Э. Указ. соч. — С. 148.
2 Химичева Н.И. Роль финансово-правовых санкций в повышении качества
продукции // Советское государство и право. — 1984. — № 8. — С. 38 — 39.
122
Глава девятая. Финансовое обязательство
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ФИНАНСОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
Сочетание двух этих слов, несмотря на частое употребление в самых различных контекстах, у специалистов финансового права, равно как и у ученых-цивилистов, вызывает, как правило, реакцию неприятия. «Как это может быть, — возмущается гипотетический критик, — чтобы цивилистическое понятие использовалось в области публичного права, в сфере с иной логикой и философией правового регулирования...» В большинстве случаев отрицается обязательственная природа налоговых отношений, что якобы несовместимо с публичным, властным характером исходящего от государства налогового императива. Но в этом случае крайне трудно разрешать силлогизм, складывающийся из трех простых констатации, присущих классической финансово-правовой науке: 1) финансовое право едино, налоговое и бюджетное право — подотрасли единой отрасли;
2) в налоговом праве нет и быть не может налоговых обязательств;
3) в бюджетном праве «обязательство» — опорная, родовая юридическая конструкция (ст. 222 и последующие БК РФ). Если бюджетное и налоговое право в совокупности образуют отрасль финансового права — значит эти подотрасли должны отвечать общим интегрирующим отрасль признакам, и категория обязательства — один из таких признаков?
Остановимся на налоговых обязательствах. Как термин, это понятие использовалось в тексте проекта Налогового кодекса вплоть до третьего чтения при его принятии. Процитируем: «Налоговым обязательством признается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства»1.
Налицо тенденция внедрения категории «обязательство» в финансовое законодательство; использование этого понятия Конституционным Судом Российской Федерации при разрешении дел,
1 Статья 62 и последующие проекта НК РФ, принятого Государственной Думой (постановление Государственной Думы от 16 апреля 1998 г. № 2401-П ГД) // Архив Государственной Думы.
124
связанных с финансами, как способа аргументации решений уже не требует доказательств. Наконец, эта категория стала приобретать методологическое значение и во многих научных исследованиях1.
Чем же отпугивает специалистов финансового права категория «обязательство»? На наш взгляд, тому есть целый ряд причин и объяснений как научного, так и политического толка. Многих коллег по цеху страшит «цивилизирование» финансовых отношений, причем страшит до такой степени, что даже понятие бюджетных обязательств подвергается вытеснению с целью замены на более приемлемое для теоретической традиции2. «Цивилизирование», как рецепция гражданско-правового метода, опасно возникновением у налогоплательщика, иного обязанного должника возможности конкуренции в правовом поле с кредитором и снижением безусловности и неотвратимости исполнения должником своих обязанностей. В свою очередь, этот взгляд основывается на большевистской идеологии замены продразверстки продналогом как преимущественно технического переоформления той же самой продразверстки. Как финансовый механизм, в виде порядка распределения прибыли с изъятием свободного остатка прибыли в бюджет, разверстка существовала почти до конца XX века, породив, помимо прочего, стойкую веру во всесилие государства и бесправие юридического или физического лица в сфере финансов. Что же касается государства как должника, то стало традицией, во-первых, обходить этот тезис, во-вторых, рассматривать любое государственное финансирование как дар с небес, как акт октроирования. Только за напоминание о выплате долга, образовавшегося при размещении государственных займов по подписке, многие наши соотечественники в свое время лишились свободы, были подвергнуты другим жестким санкциям.
|
|
Этим, на мой взгляд, объясняются многие странности, свойственные системе финансового права, унаследованной новой Россией от времен плановой экономики, таких, как фактическое отсутствие сберегательного права, государственного долга, правового регулирования инвестиций, отсечение правового регулирования социального обеспечения от бюджетного права и многий других «ненужных вещей». Справедливости ради следует сказать, что в те, теперь уже далекие, годы идея и понятие финансовых обязательств государства в теории не были под запретом. Так, В.П. Дьяченко в 1946 году писал: «...Затраты по выполнению государственных финансовых обязательств составляют особую группу государственных расходов. Сю-
|
|
' См.: Винницкий Д. В. Основные проблемы теории российского налогового права: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. — Екатеринбург, 2003.
2 См.: Золотарева А.Б. Финансово-правовое регулирование бюджетных закупок: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 13.
125
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава девятая. Финансовое обязательство
да относятся выплаты по государственным кредитным операциям (проценты, выигрыши, погашение займов)»1. Однако произвольность, односторонность, нарочито слабая юридическая основа обязательств государства в сфере финансов в рамках прежней экономической формации не позволяют признать их обязательствами в полном смысле этого понятия.
Инерция мышления, трудно свыкающегося с мыслью о юридическом равенстве государства, с одной стороны, юридического или физического лица — с другой, в сфере регулирования имущественных отношений продолжает требовать наделения государства особыми, прямо-таки демоническими возможностями и способностями как в сфере формирования доходов бюджета, так и в области совершения государственных доходов.
Выводом из только что сказанного сделаю следующий тезис: в меньшей степени законодательной доктриной, в большей — системой научных взглядов на правовое регулирование финансов продолжает оставаться свойство статуса управомоченного за лицами, ему юридически противостоящими, — статуса обязанного (и это невзирая на содержание конкретных финансовых правоотношений и основания их возникновения). Пожалуй, только в области межбюджетных отношений названная презумпция дает осечку, да и то вследствие того, что оба контрагента суть публичные правосубъекты.
Монополия государства на статус управомоченного существенным образом выхолащивает правовое регулирование, обедняет его, лишает возможности использования созидательного потенциала права. Дело в том, что, будучи «вечно управомоченным», государство (с его правотворческими возможностями) обрекает контрагента на исполнение целого ряда обязанностей, ориентированных зачастую не на конечный правовой и социальный результаты, а на подтверждение и охрану того самого права, которое провозглашено. Как пример приведу уродливое явление, названное даже в документах Правительства Российской Федерации «налоговым террором» — бессмысленное обременение хозяйствующих субъектов представлением информации в налоговые органы и прохождением многочисленных проверок, целью которых далеко не всегда являются интересы дела.
По этому же поводу Н.П. Кучерявенко пишет: «...Реализация субъективного права представителей властвующей стороны налоговых отношений направлена на обеспечение их интересов, выражающих, прежде всего, интерес государства — формирование доходных
1 Дьяченко В.Л. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. - М.: Наука, 1974. - С. 323.
126
частей бюджетов, тогда как субъективное право обязанных лиц также направлено на реализацию этой цели, которая, однако, выражает не их интересы, а интересы властвующего субъекта (курсив наш. — С.З.)»1.
Действуя в чужом, более того, противоположном собственному, интересе и, соответственно, с противоположным субъективным правом, налогоплательщик, как мне представляется, перестает быть субъектом права или, по крайней мере, должен быть лишен дееспособности — он становится опасен для самого себя! Между тем Н.П. Кучерявенко нисколько не сгущает краски, он просто расшифровывает систему ценностей, гипотетически возникающую в области налогообложения, основанного на власти и подчинении и исходящего всецело из интересов властвующего субъекта, т.е. государства. Тем, что на практике эта Орвелловская конструкция не работает, мы должны быть благодарны превосходящему процессу, а именно — заинтересованности налогоплательщиков в сохранении своей части собственности и защите ее как от неправомерного, так и правомерного изъятия в бюджет в виде налогов.
Констатация того, что субъект финансового права в соответствующих отношениях действует в собственных интересах, несмотря на очевидную простоту, принципиально важна для уяснения природы финансового права как юридического поля, где взаимодействуют носители субъективного права, удовлетворяющие собственный, а не чужой субъективный интерес. Предположить иное — значит деюридизировать финансовое право, обрекать его на роль некоей экономико-математической схемы, в которой описывается: сколько с кого на общественные нужды причитается и сколько кому из общественного котла полагается. Между тем область финансов есть сфера, в которой умаляется и приращивается собственность, где складываются имущественные отношения между юридически рав-нозащищенными субъектами, где, наконец, правовое регулирование имеет представительно-обязывающий характер. Поэтому не могу согласиться с В.Ф. Яковлевым, считающим, что «...при взимании налога речь не идет об изъятии имущества из частной собственности с обращением его в государственную собственность, а речь идет об исполнении особой категории имущественных отношений, лежащих в иной плоскости, нежели отношения охраны частной собственности»2.
Как в налоговом, так и в бюджетном, эмиссионном, кредитном или ином финансово-правовом комплексе осуществляются отно-
1 Кучерявенко Н.П. Курс налогового права. Т. П. — Харьков: Летас,
2004. - С. 435.
2 Яковлев В.Ф. Россия. Экономика, гражданское право. — М., 2000. —
С. 155.
127
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава девятая. Финансовое обязательство
шения, связанные с обращением имущественных ценностей (денег). Безусловно, это не гражданско-правовые отношения, однако их стоимостной имущественный характер с необходимостью обрекает эти отношения, их правовое регулирование на защиту, и именно юридическую защиту обязанного субъекта. Здесь правовому регулированию принадлежит чрезвычайно важная, конституирующая эти отношения роль.
Во-первых, исходя из интересов и управомоченного и обязанного, нужно взаимно их персонифицировать. Такие действия, как регистрация налогоплательщиков, принятие денежных обязательств, заключение страхового договора, преследуют цель, прежде всего, трансформации общей обязанности и общего, универсального права в плоскость взаимоотношений сторон.
Во-вторых, следует предоставить сторонам возможность обмена информацией, обращающей их в управомоченного и обязанного. Высылка платежного извещения, подтверждение денежных обязательств, открытие расчетного счета и другие подобные акты, совершаемые как управомоченным, так и обязанным (в зависимости от особенностей правового регулирования), преследуют цель разворачивания, материализации прав и обязанностей применительно к конкретной обстановке.
В-третьих, стороны должны иметь возможность осуществления права и исполнения обязанности, включая контроль за исполнением в пользу управомоченного. Не требует доказательства то, что любой платеж или перечисление достигнет своей юридической цели лишь тогда, когда и поскольку произведен в адрес получателя и в порядке, предусмотренным законом.
В-четвертых, в случае возникновения необходимости защиты нарушенного права стороны заинтересованы в продолжении своих отношений, но уже в судебной или иной юрисдикционной процедуре. Соответствующие правоохранительные отношения могут возникнуть только при наличии субъекта, от действий которого зависит защита нарушенного права. Персонофикация потенциального правонарушителя, ответчика и уполномоченного правоохранительного органа также является необходимым элементом правового опосредствования финансовых отношений.
В-пятых, стороны и по завершении финансовой операции сохраняют взаимосвязанность и заинтересованность в ней как источнике доказательств о происхождении соответствующих средств, основаниях их уплаты и возможности их возврата или иного использования в интересах плательщика. Примером может служить механизм возврата НДС при экспорте.
В-шестых, подавляющая часть финансовых операций сопряжена с осуществлением других подобных операций или с совершением
128
гражданско-правовых сделок с участием тех же сторон. Так, валютный контроль за коммерческими организациями ведется тем же банком, который осуществляет внешнеэкономические расчеты в интересах этих организаций. Сметное регулирование финансовых и других близких к ним отношений, в подавляющем большинстве случаев нельзя не признать разумным и единственно возможным организационным способом защиты субъективного права (реализации Конституции) в области финансов.
Таким образом, подавляющая часть, а точнее, практически все финансовые имущественные отношения представляют собой устойчивые, многократно повторяющиеся, стандартизированные законодательно акты реализации носителями финансового права своих субъективных прав и исполнения субъективных обязанностей. Отдельно подчеркну, что эти акты имеют взаимный характер — реализация права предполагает соблюдение обязанности, а обязанность, в свою очередь, будучи выполненной, удовлетворяет соответствующие права. Кроме того, данная устойчивая правовая связь, а не закон, хотя и «стоящий за спиной» у сторон, но до поры до времени безмолствующий, понуждает обязанную сторону исполнить обязанность. В большинстве случаев финансово-правовая обязанность — это не обязанность перед «всем миром», но перед конкретным обладателем субъективного финансового права1.
О многом говорит и существо обязанности, лежащей в основе финансовых отношений рассматриваемого типа. Имущественные финансовые отношения складываются не иначе как по поводу уплаты одним субъектом (обязанным) другому субъекту (управомо-ченному) некоей суммы денег, т.е. действительной задолженности или, проще говоря, долга, как писал Л.А. Лунц: «Основным видом денежного обязательства является долг, обусловленный в определенной сумме денежных единиц, лежащий в основании данной денежной системы»2.
На предельную близость налоговых платежей к гражданским обязательствам обращалось внимание еще в XIX столетии. Так, К. Кавелин допускал возможность вхождения податей, налогов и сборов в систему гражданского права3. Отсюда, очевидно, берет начало искаженное понимание перспективы рассмотрения, а затем и нормативного регулирования финансовый отношений как обяза-
1 См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М.: Инфра-М, 2001. - С. 228.
- Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. — М.: Статут, 2004. - С. 108.
3 См.: Кавелин К. Права и обязанности по имуществам и обязательствам. - СПб., 1879. - С. 229.
129 |
5 Чаполмлчий С. I*.
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава девятая. Финансовое обязательство
тельств; даже большими, нежели специалисты финансового права, противниками категории «финансовое обязательство» являются многие российские цивилисты. Их возражения, основанные на части 3 ст. 2 ГК РФ, весьма аргументированны и почти бесспорны. Если бы не одно «но». Во всех случаях презюмируется, что категория «обязательство» полностью и целиком относится к цивилистике и только к ней, а значит, употребление этого понятия в ином контексте недопустимо. Так, Е.А. Суханов не без сарказма отмечает: «Такой перенос публично-правового обязательства в сферу частного права вызывает... недоумение... И если пойти по этому пути дальше, ничто не помешает выпустить аналогичные ценные бумаги на случай призыва, чтобы расплачиваться ими, не посылая сына взамен в армию»1.
В вышеприведенном высказывании Л.А. Лунца, содержащемся в цивилистической работе, как представляется, дана внеотраслевая характеристика денежного обязательства как способа регулирования имущественных отношений, протекающих в денежной форме. Можно только предположить, что регулирование иных имущественных отношений в годы, когда работал Л.А. Лунц, не шло ни в какое сравнение с проблематикой гражданского права.
За прошедшие десятилетия после смены социально-экономической формации имущественные отношения, как минимум, в двух крупных правовых массивах (трудовое право и финансовое право) приобрели «уровень звучания», сопоставимый с проблемами гражданского права. Конструкция денежного обязательства становится применимой и целесообразной в этих отраслях права, а само понятие, я уверен, давно приобрело межотраслевой или, скорее, над-отраслевой характер.
Как способ «вычленения» двусторонней имущественной связи, придания ей конкретности и определенности для целей повышения эффективности правового регулирования обязательство используется и в трудовом праве, и в праве социального обеспечения, и в административном праве, и в финансовом праве. Это стало результатом признания ценности понятия гражданское обязательство для регулирования схожих отношений и формирования своего собственного понятия обязательства, применяющегося в других отраслях права. Как, скажем, понятие «закон» содержательно различно в различных ситуациях, так и обязательства могут возникать не только в гражданском обороте, но и в других сферах движения имущественных ценностей. К сказанному следует добавить, что, судя по всему,
1 Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции! // Законодательство. — 2003. — № 9. — С. 1.
130
имеется еще один уровень понятийной близости обязательств различной отраслевой принадлежности, а именно — их денежный характер. Законная платежная сила, влияние девальвации, валюта платежа, невозможность исполнения — эти и многие другие аспекты возникновения и исполнения денежных обязательств объединяют их больше, нежели отраслевые различия1.
Несмотря на то что большая часть финансовых обязательств возникает «из закона», имеется целый спектр видов, жизнь которым дают юридические факты или юридические составы иного рода — договоры и деликты. Как понимать финансовые правоотношения, складывающиеся, например, в области государственного и муниципального кредита, если продолжать отрицать обязательственную природу долгов этого вида? В теории права эти вопросы давно решены: «Сложившись изначально в рамках гражданского права, договор постепенно расширил сферу своего влияния. Сегодня данная конструкция находит применение практически во всех отраслях российского права»2.
Финансовые обязательства по своей природе лишены способности регулировать иные отношения, кроме финансовых, точно так же, как невозможно представить себе регулирование финансовых отношений нормами гражданского или иного права. Однако более глубокая «кооперация» между отраслями не только допустима, но и оправданна. Речь идет о своеобразных логических рядах, коренящихся в единстве природы права. Первое их них — правоохранительные отношения, в рамках которых неисполненное финансовое обязательство вызывает административно-правовую или даже уголовно-правовую реакцию (в зависимости от тяжести правонарушения).
В науке финансового права предприняты неоднократные попытки сформулировать концепцию финансово-правовой ответственности. При этом разные авторы своеобразно подходят к масштабу этой ответственности, включая в нее все, вплоть до уголовной ответственности за вред финансовому хозяйству. С позиций конструкции финансовых обязательств представляется, что меры иной отраслевой принадлежности оправданы только тогда, когда само вменяемое в вину действие должника существенно превышает пределы самодействия, установленные налоговым, бюджетным, банковским законодательством, а до этого предела должны применяться се-кундарные полномочия контрагента другой стороны в финансовом
1 См.: Лунц Л.А. Указ. соч.
2 Калабеков Ш.В. Договор как универсальная правовая конструкция: Ав-
тореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2004.. — С. 7.
131
Дискуссионные вопросы теории финансового права
Глава девятая. Финансовое обязательство
обязательстве. В целом водоразделом должен служить характер правонарушения, а именно какой правовой интерес пострадал: публичный или частный.
Второе — уже упомянутая трансформация налоговых и иных фискальных обязательств в части общей задолженности организации или гражданина. Как это видится, продолжение отраслевой дифференциации долгов в случае введения конкурсного производства имеет настолько мало смысла, что законодатель использует особый режим, который относится к гражданско-правовому только по инерции мышления. В действительности это некая процедура, в рамках которой все выявленные долги банкрота преобразуются в единое, с множеством кредиторов внеотраслевое обязательство.
Назовем еще одну генетическую черту финансовых обязательств — то, что в случае их исполнения правовой эффект совпадает с последствиями совершения гражданско-правовой сделки. Конечно, речь должна идти о констатации факта исполнения финансового обязательства в «отдаленных последствиях». Однако нельзя и оставить без внимания то, что иначе, как в виде сделки (ч. 2 ст. 218 ГК РФ), право собственности на средства, составляющие государственную казну (ч. 4 ст. 214 ГК РФ), не может возникнуть. Утверждать иное — значит допустить, что право собственности может возникнуть не только в режиме, предусмотренном законом, но и произвольно, по воле государства или органа государства. Ко всему прочему, поскольку в государственной казне сливаются как фискальные доходы государства, так и средства, полученные от участия в гражданском обороте, было бы крайне рискованно делить доходы бюджета на части, определяемые источниками поступлений.
Но даже и тогда, когда денежные средства передаются не в собственность, как это происходит в ходе налогообложения, а в режиме пользования и распоряжения (в частности, в порядке бюджетного финансирования), обладание этими полномочиями тоже требует совершения гражданско-правовой сделки. Это явление, на мой взгляд, не до конца оценено в юридической литературе. Речь должна идти не о прямом распространении норм гражданского права на финансовые отношения1, но о субсидиарных последствиях правового регулирования соответствующих отношений для достижения иного, в некотором смысле побочного юридического результата. Конструкция финансового обязательства выполняет восполняющую функцию для достижения гражданско-правового результата способом иной отраслевой принадлежности.
1 См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. — М., 1981. — С. 133 и след.
132
Таким образом, финансовые обязательства должны рассматриваться как особая, весьма специфическая форма участия государства (равно как и муниципальной власти) в имущественных отношениях, регулирование которых, с одной стороны, предполагает наличие властной составляющей в гамме мотивов и интересов одного из участников этих отношений, с другой стороны, предполагает реализацию этой властной составляющей в правовом режиме юридического равенства с другим участником этих отношений. Напрашивается потребность назвать финансовые обязательства квазигражданскими обязательствами, подчеркнув прежде всего то, что носитель власти, способный и наделенный возможностью все финансовые вопросы решать в одностороннем порядке, тем не менее прибегает к формированию своих отношений с ему противостоящим субъектом в режиме представительно-обязывающего правового регулирования. И это вынуждает использовать множество технико-юридических приемов, способов и конструкций, характерных для регулирования отношений, строящихся всегда и везде на началах диспозитивности.
Что толкает государство на этот путь, какие силы принуждают публичную власть к либерализации властно-имущественных отношений? В коротком варианте ответ прост: настоятельная необходимость продвижения идеи гражданского общества в эпицентр экономической жизни — в область финансов. Более пространное объяснение заключается в следующем: наделение юридических и физических лиц комплексом прав, гарантий, обязанностей и ответственностью, сопоставимым, напоминающим возможности носителя власти (государства, субъекта федерации, муниципалитета).
В условиях плановой экономики и этатического правового регулирования имущественных отношений подобное наделение было бы не только невозможно, но и просто бессмысленно, ибо подчинение юридического лица и круговое ограничение самодеятельности лица физического — объективная необходимость плановой экономики. И те и другие обречены плановой директивной экономикой на: а) безусловное выполнение финансовых обязанностей; б) принятие бюджетного финансирования, льгот, иных материальных благ, распределяемых по одностороннему волеизъявлению государства. Юридическому равенству в этих условиях просто места бы не нашлось.
Со сменой экономических формаций подчинение уступает место экономической самодеятельности юридических лиц, физических лиц, субъектов публичной власти; имущественные отношения, как горизонтальные, так и вертикальные, теперь нуждаются в комплексном юридическом регулировании, прежде всего для того, чтобы придать экономической жизни характер экономического разви-