Эта часть занятия представляет собой вариант хоровода. Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует чувство языка, стимулирует социальное развитие ребенка. Организовывая этот вид работы, мы стремились создать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту — экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
Имитирует жесты и действия окружающих — во всех песен-
ках.
• Участвует в общей игре, организуемой взрослым, — во всех
песенках.
• Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями
других детей -«Бубен», «Приветственная песенка», «Ах, денек
какой хороший».
20
• Участвует в ситуации диалога — «Где же наши ручки», «Ку
рочка моя», «Бабушка, купи курочку».
• Выделяет себя как личность благодаря поименному называ
нию каждогоъ песенках «Бубен», «Приветственная песенка», «Ах,
денек какой хороший», «Я на камушке сижу».
• Инициирует общение — «Курочка моя», «Я на камушке сижу».
• Участие в ситуации круговой беседы, использование материаль
ного символа (колокольчик, бубен) при выделении активного уча
стника беседы - «Приветственная песенка», «Бубен».
Создание коллективных работ в процессе изобразительной деятельности
Совместная со взрослыми и другими детьми деятельность создает благоприятное поле для общения. Малыши находятся в непосредственной близости друг от друга, им хорошо видны действия взрослых и других детей, и это обеспечивает хорошие возможности для подражания. По ходу такого рода деятельности возникают ситуации, когда ребенок начинает интересоваться предметом, находящимся у взрослого или другого ребенка, а значит, ему становится очевидной необходимость взаимодействия с окружающими.
Совместная трапеза
Время еды - самое естественное время для формирования общения, поскольку за общим столом оно может происходить свободно и спонтанно. Именно в это время легко обеспечить высокий уровень потребности и мотивации к общению. Когда вы ставите перед ребенком тарелку и чашку или протягиваете ему ложку, он с помощью взгляда или указательного жеста может показать на предмет или еду. В процессе совместной трапезы малыши учатся делать выбор и начинают понимать смысл слов: «да» и «нет», поскольку им надо сообщить: «Да, я хочу это» или «Нет, я не хочу этого».
Вот некоторые советы, которые могут помочь вам организовать общение во время еды.
• Предлагая малышу продукты, отчетливо называйте их.
• Комментарии происходящего должны быть краткими и дос
таточно ясными.
• Во время еды предлагайте ребенку выбор. Если у вас есть
' 21
только один вид еды, всегда можно предложить ему выбрать еду или питье.
• Если малыш не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок
может использовать указательный жест или просто бросить взгляд
в нужном направлении. Внимательно наблюдая за ребенком и по
няв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
• Научите ребенка, как он может отказаться от еды, исполь
зуя отстраняющий жест, тогда ему не придется добиваться свое
го, выплевывая пищу и выражая свое возмущение криком.