Вот он открывает свое желание. Под словом, сказанным чрез ангелов, нужно разуметь или Десять Заповедей, ибо справедливо, что тогда присутствовали ангелы, которым вверен был еврейский народ, они и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как говорится в Послании к Галатам: «преподан через Ангелов»(Гал.3:19), и в другом месте: «которые приняли закон при служении Ангелов»(Деян.7:53); или под словом должно разуметь все повеления в Ветхом Завете, преподанные чрез ангелов, как например, на месте плача во время судей, при Сампсоне (Суд.2:1, 13:3). Поэтому и не сказал: «закон», но: «слово», чтобы обозначить это. Итак, все это «твердо», то есть было истинно и угрозы приведены в исполнение, и ничего из этого не пропало.
И всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
Не так, чтобы одно получило, а другое нет; но «всякое», и ничто не осталось ненаказанным. Наказание называет воздаянием, и хотя это слово употребляется в хорошем смысле, но апостол не заботится о выражениях.
Евр.2:3. то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении,
Там «слово», здесь «спасение». Если и там было спасение, то не великое: избавлялись от неприятелей, и получали земные блага; здесь же далеко большее. Поэтому и сказал: «о толиком». Ибо разрушение смерти, погибель демонов, Царство Небесное – все это приходит вам по слову Сына.
которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
Придавая достоверность своим словам, говорит, что спасение это возвещено не чрез пророков или ангелов, но от Самого Владыки всех, от Самого источника получило начало; затем распространилось и среди нас истинно и верно чрез самовидцев Слова и слуг. Об этом и Лука говорит (Лк.1:2). Они твердо наставили нас. Как же в другом месте апостол говорит: не от людей слышал (Гал.1:12)? Потому что там важно и необходимо было настоять на мысли, что он не учился у людей. Ибо его осуждали, что он не слышал Господа и потому он подвергался опасности, что его проповедь не будет иметь веры со стороны его учеников. А теперь нет такой нужды
Глава 7;26 – 8;2
Евр.7:26. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный,
Отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
Евр.7:27. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
Евр.7:28. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи;
а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Евр.8:1. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
Евр.8:2. и есть священнодействователь святилища
И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Евр.7:26. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу,
Из этих слов ясно, что как выше, так и теперь говорит о плоти. Ибо, кто может сказать подобное о Боге, и не постыдится ли, прилагая это к непостижимой природе Божией? Итак, Он – «святой». Такой, Который не оставляет ничего должного, что, подобает Ему совершить; и «непричастный злу», то есть чужд коварства и зла. «И не было лжи в устах Его» (Ис.53:9; ср. 1Петр.2:22).
Непорочный,
И это также кто может назвать похвалой для Бога: ибо Он имеет такую природу, что не оскверняется. Ясно, что говорит это о человечестве одного Христа.
Отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
Первосвященники по закону, говорит, хотя бы и были во всем прочем святыми, однако, как люди, не чужды пороков и не вполне «отделены от грешников». Ибо как иначе, если и сами они причастны прегрешениям? И кроме того, никто из них не был на небе: наш же Первосвященник, вместе с тем, что Он преисполнен всякой добродетели и «отделен от грешников», еще и «превознесен выше небес», воссев на самом престоле Отца. Выражение «превознесенный», как очевидно, употреблено о Нем по плоти. Ибо, как Бог Слово, Он всегда был «выше небес».