Еще один из видов смертной казни — окапывание в землю по грудь имел специальное назначение: этой казни подвергались женщины за убийство своих мужей. Мучительная голодная смерть наступала не скоро, порой через несколько дней. По описанию Г. К. Ко-тошихина, «живых закопывают в землю, по титки, с руками вместе и отоптывают ногами, и от того умирают того же дни или на другой и на третей день».3
По сведениям Н. Д. Сергеевского, смерть наступала на второй или на третий день, но нередко — через 7—8 дней, а иногда через 12-20 дней.4 На практике этот вид казни применяли вплоть до 1740 г.5
Одним из видов смертной казни в рассматриваемый период являлось также отсегение головы, которое производилось топором на плахе.
Утопление как вид смертной казни Уложением не предусматривалось, но «большей частью применялось тогда, когда казни производились массами, во время народных волнений».6
Так, после поражения восстания Болотникова и лже-Дмитрия в 1607 г. было утоплено около 4000 человек.7
1 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 119.
2 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до
Петра Великого. М., 1857. С. 74.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 141.
4 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 108-109.
5 Соборное Уложение 1649 г. (примечания) / Рук. авт. кол. А. Г. Маньков. Л., 1987.
С 387.
Сергеевский Я. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 102. Там же.
212 Глава ly
Такой квалифицированный вид смертной казни, как залитые горла расплавленным металлом, предусматривался Уложением за подлоги при чеканке монет.
Как уже ранее было отмечено, по свидетельству Г. Котошихина, при царе Алексее Михайловиче за подделку медных денег было казнено более 7000 человек.1
В большинстве случаев Соборное Уложение, закрепляя смертную казнь, не указывает ее вида и использует выражения «казнити смертию», «казнити смертию безо всякия пощады».
Исследования, проводимые учеными, свидетельствуют, что не упоминались в Уложении, но на практике применялись и иные, квалифицированные способы смертной казни. Одним из таких видов было, в частности, гетвертование.
Так, в первой половине XVII в. четвертован был самозванец Ан-кудинов, выдававший себя за царя Василия Шуйского. Четвертование было применено и к Степану Разину.2
Как отмечает Н. Д. Сергеевский, «мы находим в памятниках множество случаев и указаний на четвертование бунтовщиков, изменников и других государственных преступников.3
Квалифицированным видом смертной казни являлось и посаженые на кол, которое применялось, подобно четвертованию, преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам». Так, в 1614 г. публично был посажен на кол сообщник Марины Мнишек — За-руцкий.4
Наряду с указанными квалифицированными видами смертной казни применялся и такой ее вид, как колесование.
По мнению Н. Д. Сергеевского, «колесование входит в употребление в России в последних годах XVII века... Первое... известие о колесовании относится к 1696 году, когда был колесован—"руки и ноги ломаны колесом" — изменник, немчин Якушка, передавшийся туркам во время осады Азова».5
1 Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 129.
2 Шитое О. Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против. М.»
1989. С. 26.
3 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 106.
4 Шишов О. Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против. М-.
1989. С. 27.
5 Сергеевский Я. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 117.
иазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 213
«Не довольствуясь ужасами этих разнообразных видов смертей казни, практика еще усугубляла их квалификацией, стремясь придать им как можно более устрашительный характер. Самую экзекуцию обставляли возможно большею гласностью и публичностью, устраивая торжественные процессии к месту казни, а трупы или части тела казненных выставлялись на месте казни, с тем чтобы вид казненных производил на прохожих устрашительное впечатление. Иногда казненные подолгу оставлялись на виселицах, на колу или на колесе; при четвертовании отрубленные члены выставлялись в разных концах города или прибивались к деревьям, по дорогам, а голова казненного водружалась в публичном месте воткнутою на кол».1
Трудно точно установить число казненных в России во второй половине XVI и первой половине XVIII века. Так, на протяжении трех месяцев после подавления восстания Степана Разина, всех уличенных в сколько-нибудь отдаленном участии в восстании немедленно вешали, четвертовали, колесовали, сажали на кол и т. д. Только в одном Арзамасском уезде было казнено свыше 10 тысяч человек.2
Но по мнению Н. С. Таганцева, «цифры эти... относятся к чрезвычайным, из ряда вон выходящим событиям, к смутам, которые всегда и везде влекли огромное число осуждений, но мы не встречаем указаний на то, чтобы смертная казнь была повсюдным и повседневным явлением в обыкновенное время, как бы следовало ожидать по объему угрозы смертной казни».3
Аналогичного мнения придерживался и Н. Д. Сергеевский, который писал:«... Угроза смертью была всего чаще мнимою угрозою, исполнение коей не предполагалось».4
Но если даже и согласиться с этим утверждением, следует все-таки отметить, что число казненных в рассматриваемый период весьма велико.
При этом «большей частью смертная казнь соединялась с полной конфискацией всего имущества преступника, иногда же только
Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в России. Казань, 1892. С. 57—58. Шитов О. Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против. М.,
4 Тагащев Н. С. Смертная казнь. Сборник статей. СПб., 1913. С. 61. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 26.
214 Глава fy
одних недвижимых имений, а в иных случаях, напротив, одного движимого.
Кроме того, перед совершением казни преступник, особенно из простых людей, подвергался торговой казни».1
Наряду со смертной казнью в рассматриваемую эпоху широко применялись телесные наказания, которые подразделялись на два рода: членовредительные и болезненные.
Как отмечает А. Богдановский, «примеры казней, состоявших в лишении того или другого члена или вместе нескольких, мы видели в предыдущем периоде довольно часто. Но вместе с другими личными наказаниями они не были определены никаким законом, были делом произвола, мести княжеской. Даже и в Судебниках и им современных узаконениях (грамотах) мы не видим членовредительных наказаний. В Уложении... они занимают довольно много места, ибо соответствуют тому взгляду на наказание, до которого достигло законодательство наше в это время».2
«Господствующий взгляд на наказание в Уложении есть взгляд на него как материальное возмездие, по которому преступнику по возможности должно быть воздано в виде наказания то же зло, которое он сам причинил другому. Отсюда и положение закона: "Если кто-нибудь отсечет руку или ногу, или нос, или ухо или губы отрежет или глаз выколет, — и за такое его надругательство самому ему тоже учинити" (Глава XXII, ст. 10).
Вследствие этого же материального взгляда закон подвергает виновного лишению того органа, члена, которым совершено преступление. Так, вор подвергается отсечению руки; за неистовые слова виновный подвергался урезанию языка. За держание и продажу табака (по изобличении в этом в 4-й раз) поролись ноздри и резался нос».3
Таким образом, членовредительные наказания состояли в отрезании рук, ног, пальцев, ушей, носа, языка, во вспарывании ноздрей.
Членовредительные наказания применялись с двумя целями: во-первых, с целью явным образом отметить преступника, чтобы каждый знал, с кем имеет дело, и, во-вторых, с целью возмездия.
1 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до
Петра Великого. М., 1857. С. 76.
2 Там же. С. 77.
3 Там же.
цазнагение уголовных Наказаний на разлигных этапах развития... 215
Первую цель преследует, например, урезание уха за татьбу, мошенничество и разбой (ст. 9,10,15,60,90 Главы X Уложения, ст. 19 Главы XXI Уложения).
В Соборном Уложении можно также встретить свидетельства о членовредительных наказаниях, которые применялись в целях возмездия. Так, например, за покушение на нанесение ран, за побои, за кражу, за подлог документа полагалось отсечение руки (ст. 4, 5, 9 Главы III, ст. 29 Главы VII, ст. 12,106,99 Главы X и др.).
По мнению Н. Д. Сергеевского, отсечение рук, ног и пальцев применялось весьма широко.1
Н. Евреинов цитирует путешествовавшего в то время по России англичанина Коллинса, который описывает несколько случаев применения подобного наказания: «Одна женщина украсила жемчугом образ Николая Чудотворца, потом, обеднев, решила взять несколько камней обратно. Ее схватили и отсекли обе руки... Какой-то парень выстрелил по скворцу на царском дворе, пуля скользнула и упала в царские покои. Стрелку отсекли левую руку и правую ногу».2
Протопоп Аввакум сообщает о наказаниях, которые были применены к раскольникам: «священнику Лазарю отсечена правая рука по запястье; старцу Епифанию — у руки четыре перста, дьякону Фео-дору — рука поперек ладони».3
Н. Д. Сергеевский, ссылаясь на воспоминания Олеария, описывает, как «Костька Конюховский был приговорен к отсечению трех первых пальцев правой руки. По настоянию патриарха, вместо трех пальцев правой руки, как необходимых для крестного знамения, ему отсечены три пальца левой руки»4.
Отсечение рук, ног и пальцев нередко соединялось с битьем кнутом и сопровождалось ссылкой.5
«Резали руки и ноги без всяких особых правил; рубили не задумываясь, как удобнее подвернется... Для устрашения отсеченные члены иногда прибивались в публичных местах».6
Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 132. Евреинов Н. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 29. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 135. Там же. С. 136. 6 Там же. С. 138. Евреинов Я. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 29—30.
216 Глава fy
В рассматриваемый период применялось также отрезание ушей. По мнению Н. Евреинова, «наказание это было в большом ходу» и «применялось, преимущественно, к ворам и разбойникам».1
Н. Д. Сергеевский отмечает особое, чисто полицейское значение отрезания ушей — как общей меры предосторожности и как неизгладимой «справки» о судимости.2
Такого рода членовредительское наказание, как отрезание языка, не встречается в законодательстве рассматриваемого периода, «но на практике оно широко применялось в то время»3 в основном за совершение преступных деяний двух категорий: за так называемые «неистовые речи» и за религиозные преступления.4 По словам Г. К. Котошихина, «за царское безчестье, или иные какие поносные слова, бив кнутом, вырезывают язык».5
Так, в 1688 г. отрезанием языка наказывали многих донских казаков «за противность и ругательство ко святей церкви и за непристойные слова про Великого Государя и за возмущение народов».6
Данный вид наказания применялся вместе со ссылкой, а за политические преступления — с наказанием кнутом.7
Таким образом, по свидетельствам современников и сохранившимся отдельным архивным данным можно судить о применении в России в рассматриваемый период членовредительных наказаний. Но эти сведения носят, в основном, отрывочный, несистемный характер, и делать выводы о том, насколько были распространены эти виды наказаний, представляется затруднительным.
На границе между членовредительными и болезненными наказаниями стояло клеймение, или пятнание преступников.
В Соборном Уложении клеймение не упоминается. Впервые клеймение предусматривается окружной грамотой 1637 г. «О денежных ворах». В грамоте повелевается всех тех воров, «которые пере-иманы до сее наши грамоты, для улики впредь, пятнати на щеках».8
1 Там же. С. 30-31.
2 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 141.
3 Евреинов Н. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 32.
4 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 142.
5 Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 141.
6 Дополнение к Актам историческим. Т. XII. № 17. С. 210.
7 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 144.
8 Там же. С. 145.
иазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 217
Согласно указу от 3 мая 1691 г. полагалось всех лиц, «которые довелись смертной казни, а той казни им не учинено... пятнати и ссылать».1
В 1698 г. в Сибири была введена общая мера клеймения городо-выми клеймами по образцам, посланным из Москвы, особо для каждого города, ссыльных преступников всякого рода, неодобрительного поведения или замеченных в воровстве.2
Г. К. Котошихин описывает, как в 1662 г. клеймению подверглись участники медного бунта, чтобы «до веку были признаны».3
По мнению Н. Евреинова, «клеймение в Московской Руси было мало распространено. Не было постановлено, на каких преступников накладывать знаки, не была определена и форма этих знаков... Лишь со времен Петра Великого это наказание приобрело более определенный характер».4
В конце XVII в. применение членовредительных наказаний начало сокращаться, поскольку именно тогда обратил на себя внимание их крупный недостаток — вред, наносимый ими работоспособности преступника. Это свойство членовредительных наказаний приобрело особое значение с того времени, как ссыльных стали отправлять в Сибирь, освоение которой требовало сильных и здоровых людей.5
Широкое распространение в рассматриваемый период получили телесные наказания, которые состояли в битье кнутом и батогами.
Наиболее распространенным было битье кнутом. Оно делилось на простое и нещадное.
Число ударов кнутом доходило до 300. Если число ударов превышало 50, битье называлось нещадным («бити без пощады», «бити нещадно», «без милосердия»). Битье нещадное было замаскированной смертной казнью.6
Различали простое наказание кнутом и торговую казнь (или публичное битье).
Там же.