Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания — колесование.1
Артикулу воинскому были известны два вида ненаказуемого убийства: убийство часовым человека, не ответившего на его двукратный оклик (артикул 44), и убийство осужденного в случае его сопротивления (артикул 205).
Следует отметить, что умышленное убийство отграничивалось °т правомерного причинения смерти в состоянии необходимой обороны (артикул 156 Артикула воинского).
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. С. 168.
262 Глава fy
К преступлениям против жизни законодательством были отнесены также самоубийство и убийство на дуэли. При этом наказыва* лось не только самоубийство, но и покушение на него. Так, если солдат, руководствуясь «мучением», «досадой» или «стыдом», покушался на свою жизнь, то он подлежал изгнанию с бесчестьем из полка. Если же он совершал это преступление по иным мотивам, то подвергался смертной казни (артикул 164 Артикула воинского). По Морскому уставу самоубийство наказывалось еще строже. В соответствии со ст. 117 этого нормативного акта, «кто захочет сам себя убить и его в том застанут, того повесить на райне; а ежели кто сам себя уже убьет, тот и мертвой за ноги повешен быть имеет».1
|
|
Таким образом, если мотивы самоубийства Артикулом воинским принимались во внимание как обстоятельства, способные смягчить наказание, то по Морскому уставу они не имели никакого значения.
Что касается дуэли, то все участвовавшие в ней (равным образом дуэлянты и секунданты) подлежали смертной казни через повешение. Более того, закон предписывал наказывать даже убитых на дуэли: вешать их трупы за ноги (артикулы 139 и 140 Артикула воинского). Даже сам вызов на дуэль влек за собой лишение чести и конфискацию имущества.