Проектирование методов и форм обучения как составных частей педагогической технологии. Методы обучения, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность учащихся

Метод – это способ совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение дидактических задач. Сущность метода обучения: с одной стороны, отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся, с другой, - обеспечивает логический подход к осуществлению учебно-познавательной деятельности. Признаки метода обучения (по Махмутову М.И.): 1) Осознание системы действий; 2) Соответствие целям обучения; 4) Наличие предметного содержания и включение средств обучения и самого действия; 5) Принадлежность (субъектность).

Функции методов обучения (Огородников И.Т.): 1) Информационная (образовательная) – состоит в изложении учебного материала преподавателем; 2) Учебная - характеризует учебную деятельность; 3) Обучающая (развивающая) – состоит в формировании практических умений, навыков, развитии личностных качеств учащихся; 4) Руководящая – характеризует методическое руководство познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя.

Методы обучения = методы преподавания + методы учения. Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил обучающей деятельности педагога, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления соответствующим видом деятельности и общения обучаемых в процессе решения определенного типа дидактических задач. Методы учения – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применения которых существенно повышает эффективность самоуправления личности обучающегося в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа дидактических задач.

В соответствии с характером познавательной деятельности и уровнем активности и познавательной самостоятельности учащихся: Объяснительно-иллюстративные, Репродуктивные, Проблемные, Частично-поисковые (эвристические), Исследовательские.

Типы уроков по дидактическим целям и по форме организации учебной работы.

Классификации методов обучения: 1) В соответствии с источником передачи и характером усвоения информации, знаний учащимися; 2) В соответствии с характером познавательной деятельности и уровнем активности и познавательной самостоятельности учащихся; 3) В соответствии с эффективностью управления учебно-познавательной деятельностью; 4) По дидактическим целям.

Традиционная классификация: 1) Словесные (источник знания – устное и печатное слово): рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, др.,; 2) Наглядные (источник – наблюдаемые предметы, явления, пособия): метод иллюстраций, метод демонстраций; 3) Практические (источник – практические действия): упражнение, эксперимент, лабораторная работа, практическая работа, др.

По дидактическим целям (Онищук В.А.): 1) Методы изложения новых знаний;2) Методы повторения, закрепления знаний;3) Методы контроля;4) Коммуникативный метод (усвоение готовых знаний);5) Познавательный (восприятие, запоминание);6) Преобразовательный (привенение знаний, формирование умений, навыков);7) Систематизирующий (обобщение, систематизация знаний);8) Контрольный (выявление качества знаний, усвоения)

Проектная деятельность в современном образовании и обучении. Значение для обучающихся.

В условиях модернизации образования проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся, направленный на повышение их активности и развитие творчества. Проект - серия спланированных, обоснованных, взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени.

Проектирование - означает ориентацию на решение определенной практически и теоретически значимой проблемы, оформленного в виде конечного продукта. Результат проектной деятельности можно увидеть (продукт), осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Проект включает: Тему, Целевую группу, Проектное решение, Жизненный цикл, Ресурсное обеспечение, Ожидаемые результаты, Экономическую эффективность, Риски реализации, Критерии и показатели эффективности реализации проекта, Заключение, Литературу, Приложения.

Роль педагога в проектной деятельности.

Роль учителя в проектной деятельности: Создание условий для: развития мышления учащихся; расширения их познавательного интереса; возможностей самообразования в процессе практического применения знаний. Как учитель может создавать эти условия (для развития учащихся в ходе проектной деятельности)? Роли учителя: Энтузиаст (повышение мотивации учащихся, педагогическая поддержка, направление на достижение целей); Специалист (компетентность); Консультант  (помощь в организации деятельности); Руководитель (планирование и реализация проекта); Координатор (поддерживает и организует групповой процесс решения проблем); Эксперт (анализирует результаты выполненного проекта как по этапам, так и в целом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: