Яркий пример когда информационное пространство может стать угрозой для государства

Wikileaks — международная некоммерческая организация, которая публикует секретную информацию, взятую из анонимных источников или при утечке данной информации.

Целью проекта объявлена «неотслеживаемая публикация и анализ документов, ставших доступными вследствие утечки информации». Изначально проект создавался для того, чтобы жители стран с авторитарным режимом, могли публиковать материалы, которые направлялись против правительств таких стран. Затем сайт стал публиковать разоблачения финансовых схем и махинаций западных компаний.

Известные разоблачения:

обнародование данных о пытках на базе Гуантанамо;

публикация 90 тыс. секретных отчетов о ходе военной операции НАТО в Афганистане;

публикация секретных документов, касающихся войне в Ираке;

публикация секретных документов дипломатов США.

Позиция Сноудена по поводу информационной политики США

В начале июня 2013 года Сноуден передал газетам The Guardian и The Washington Post секретную информацию АНБ, касающуюся тотальной слежки американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру при помощи существующих информационных сетей и сетей связи, включая сведения о проекте PRISM, а также X-Keyscore и Tempora. По данным закрытого доклада Пентагона, Сноуден похитил 1,7 млн секретных файлов, большинство документов касается «жизненно важных операций американской армии, флота, морской пехоты и военно-воздушных сил»

Мотив разглашения

 «Я готов пожертвовать всем, потому что не могу со спокойной совестью позволить правительству США нарушать приватность, свободу Интернета и основные свободы людей во всём мире с помощью этой громадной системы слежки, которую они втайне разрабатывают» — сказал он в интервью «Гардиан».

29. Основные подходы к изучению международных отношений (реализм, либерализм, марксизм).

Реализм делает несколько ключевых умозаключений: национальные государства унитарны, проводят внешнюю политику, будучи игроками в анархической системе международных отношений, основываясь на географическом принципе. Анархическая международная система способна регулировать взаимодействие стран. Любые национальные государства являются первичными игроками на международной арене. Следовательно, как высшая организационная форма, государства находятся в постоянной конкуренции друг с другом. Государство ведет себя тем или иным образом, выступая в качестве автономного рационального игрока, преследующего свои собственные интересы и с главной целью — поддерживать и укреплять собственную безопасность, и как следствие суверенитет и выживание. Реализм утверждает, что преследуя свои интересы, государства накапливают ресурсы, и дальнейший характер взаимодействия государств определяется количеством накопленных ресурсов. Это определяет уровень мощи государства. Мощь государства, в свою очередь, определяется военными, экономическими и политическими возможностями.

Либерализм утверждает, что государственные предпочтения, а не государственные возможности являются первостепенными определяющими поведения государств. В отличие от реализма, где государство рассматривается как унитарный игрок, либерализм допускает плюрализм в действиях государства. Следовательно, предпочтения будут различаться от государства к государству, зависимо от культуры, экономической системы или от политического режима. Либерализм также считает, что взаимодействие между государствами не ограничивается только проблемой государственной безопасности, но также происходит взаимодействие через коммерческие фирмы, организации и частных лиц. Как следствие, вместо анархической системы международных отношений, вводится понятие о более сложном устройстве системы МО. К примеру, через киноиндустрию отдельной страны возможно распространение ее культуры по всему миру — это и есть прямой признак силы культуры в международных отношениях. Еще одним умозаключением в данной теории является то, что всеобщая выгода достижима при условии кооперации и взаимозависимости — это залог спокойствия.

Подход марксистов доказывает весомую роль исторического материализма и делает вывод, что экономические вопросы в ходе человеческой истории превосходят все остальные, тем самым делаясоциальный класс предметом изучения в марксизме. Марксистский подход рассматривает международную систему как интегрированная капиталистическая система, преследующая цель накопить как можно больше капитала.

Один из примечательных марксистских подходов к теории международных отношений сформулированИммануилом Валлерстайном —миросистемный анализ. Данный анализ доказывает, чтокапитализмв рамках глобализации создал небольшое количество развитых индустриальных стран, которые эксплуатируют все остальные развивающиеся страны. После крахаСССРи развалакоммунистической системы, марксизм сегодня переживает эпоху возрождения.

Критика марксизма заключается в том, что он гипертрофированно фокусируется наматериализме.

30.  «Международные отношения» и «мировая политика»: границы понятий.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – это совокупная линия, равнодействующая, складывающаяся в результате как разнородных противоречивых, так и согласованных действий государств и других международных субъектов на мировой арене. Мировая политика включает в себя процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества, совокупность установок и целей, определяемых коренными интересами государств, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей, совокупную политическую деятельность

Под МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ понимается совокупность экономических, политических, правовых и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене. Действуют также ООН, региональные международные организации, международные правительственные и неправительственные организации и пр. Все они выступают субъектами международных отношений. Следовательно, международные отношения представляют собой всю гамму связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества.

Определенную сложность представляет разграничение понятий мировой (международной) политики и международных отношений. В прошлом в теории международных отношений для обозначения взаимодействий между суверенными государствами использовалось понятие «внешняя политика».

В связи с расширением числа субъектов международных отношений в науке помимо понятия «внешняя политика» стал использоваться термин «мировая политика». Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права.

Таким образом, если традиционные международные отношения — это преимущественно отношения между государствами по поводу их политики в отношении друг друга и общемировых проблем, то мировая политика — это сфера нерасчленного взаимодействия между субъектами международных отношений по поводу как их действий в отношении друг друга и решения общемировых проблем, так и политики каждого из них в отношении собственных внутренних проблем и ситуации.

31. Роль международных организаций в мировой политике: правительственные и неправительственные организации.

Международная неправительственная организация (МНПО) — любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственного соглашения.

Главная функция МНПО заключается в установлении связей между государств. и негосударственными элементами. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус.

В 1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процесс подготовки к ним.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляется в различных формах:

 

  • Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.
  • Консультативная. МНПО дают советы и консультации организац., лицам, группам лиц по их просьбе.
  • Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. (Гаагский институт международного права, Международный комитет Красного Креста)
  • Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, Международная комиссия юристов, Международный Зеленый Крест.
  • Следственная. МНПО неоднократно создавали специальный следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях.

В более выгодном положении оказываются неправительственные акторы публичной дипломатии. Они в состоянии охватить весь спектр политической жизни своей страны, транслируя не только официальные, но и оппозиционные настроения. В России успешно стартовали Российский совет по международным делам, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Фонд «Русский мир» и др. В настоящее время многочисленные НПО имеют консультативный статус при ЭКОСОС ООН.

32. Значение ООН в современной мировой политике. Структура и принципы деятельности ООН,

Ослабление роли ООН в условиях торжества однополярного мира оказалось кратковременным трендом. С изменением соотношения сил на международной арене и дискредитацией США в качестве мирового гегемона роль этой организации как переговорной площадки для не обладающего внутренним единством мирового сообщества будет только возрастать.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в мире в 1990-х годах в связи с распадом СССР и исчезновением биполярной системы, роль ООН по-прежнему остается весьма значительной. В конце XX столетия наметилось некоторое ослабление роли ООН, о чем свидетельствовали действия НАТО в Косово, произведенные без санкции Совета Безопасности, война в Ираке, начатая Соединенными Штатами в 2003 г., вопреки отсутствию согласия по этому вопросу даже внутри НАТО (Франция и Германия были против начала этой войны). 2003 год можно считать «кульминацией» однополярности мира. Ситуация начала меняться по мере того, как американцы увязали в иракской войне, и внутри Соединенных Штатов росло протестное движение. Мировой экономический кризис парадоксальным образом привел к резкому возрастанию роли ООН, так как Совет Безопасности (СБ) оставался по существу единственной переговорной площадкой, на которой ведущие державы мира могли договариваться о текущих международных делах. События, связанные с мировым экономическим кризисом, радикально изменили ситуацию. Потребовался новый уровень международного сотрудничества, и в этих условиях у стран БРИК появились общие не только экономические, но и политические интересы. После саммита БРИК в Екатеринбурге (2009 г.) начались интенсивные переговоры и реальное согласование политических действий. В 2011 г. после присоединения Южно-Африканской Республики БРИК превратился в БРИКС. Создание нового международного объединения существенно изменило расстановку сил на мировой арене. В тяжелый период мирового экономического кризиса появилась возможность того, что Китай, Индия и Россия, сохранившие достаточно высокие темпы экономического роста, действуя совместно, смогут служить локомотивами мировой экономики. Появление нового объединения не могло не повлиять и на деятельность ООН, тем более что двое членов БРИКС — Россия и Китай — являются постоянными членами СБ. Учитывая, что деятельность СБ во многом базируется на предварительных договоренностях, достигаемых в процессе многосторонних переговоров, возможность стран БРИКС координировать свои действия будет неизбежно оказывать все большее воздействие на результаты работы СБ. Это стало очевидно уже в ходе обсуждения представленного западными странами проекта резолюции по Сирии. В дальнейшем можно ожидать усиления кооперации между странами БРИКС, что будет служить препятствием для превращения ООН в инструмент политики западных держав и способствовать повышению престижа этой организации. Россия, будучи преемником СССР, на протяжении последних двадцати лет постоянно стремилась к укреплению роли ООН, однако эти усилия не всегда давали положительные результаты в силу доминирования Соединенных Штатов, поддерживаемых странами НАТО. И дело не только в соотношении сил. Фактически общей тенденцией в политике большинства государств-членов ООН стала поддержка американской гегемонии. Неизбежным следствием такой «бесконфликтности» внутри ООН в условиях гегемонии США и стало падение влияния Организации Объединенных Наций на мировую политику. Мировое сообщество по-прежнему поддерживает ценности демократии и рынка. Но как показал мировой экономический кризис, конфликт возникает уровнем ниже и вытекает из структуры национальных интересов крупнейших государств. Относясь к их числу, страны Запада, тем не менее, не могут претендовать на выражение мнения мирового сообщества. Мировое сообщество, не имеющее внутреннего единства, остро нуждается в переговорной площадке, роль которой может с успехом и дальше выполнять Организация Объединенных Наций.

Существует шесть главных органов ООН:

•     Генеральная Ассамблея,

•     Совет Безопасности,

•     Экономический совет и Социальный Совет,

•     Совет по опеке,

•     Международный Суд

•     Секретариат.

1. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств — членов ООН. Делегация каждого государства — члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;3) по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН;5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН. Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет). Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.

2. Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания. Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года.

ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам. Сферой деятельности ЭКОСОС является рассмотрение следующих вопросов:— состояние мирового экономического и социального положения и международная торговля;— проблемы окружающей среды;— вопросы оказания экономической и научной помощи развивающимся странам, а также аспекты состояния в них продовольственной проблемы и т.д.

В 1972 г. также был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с 1975 г. Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией.

4. Совет по опеке ООН — это один из главных органов Организации Объединенных Наций, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки. Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.

5. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе. К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями. Официальными языками Суда являются французский и английский.

6. На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Генеральный секретарь ООН: 1) осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата; 2) представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН; 3) участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН; 4) назначает персонал Секретариата и руководит его работой.

ООН преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

33. Транснациональные корпорации в мировой политике.

Основной причиной, объясняющей рост влияния ТНК на мировую политику, является то, что современные ТНК занимают большую часть мирового рынка, активнее всего участвуют в экономических отношениях, причем не просто участвуют, но и оказывают влияние на мировую экономическую систему и других ее участников. Фактически, наиболее влиятельные ТНК сегодня превратились в ведущие центры выработки и принятия политических решений, влияющих как на политику национальных государств, их союзов и коалиций, так и имеющих (довольно часто) наднациональный характер.

Существует множество определений такого понятия, как транснациональная корпорация. Кроме самих определений, существует также и разные наименования этого феномена. Несмотря на то, что термин «транснациональная корпорация» является самым распространенным, он далеко не единственный. Постепенно все шире начинает использоваться термин «многонациональные компании», иногда также применяется название «многонациональные предприятия».

В русскоязычных источниках используется, как правило, именно обозначение «транснациональная корпорация», или «транснациональная компания», - ТНК. Сами ТНК являются одними из главных действующих лиц в международных отношениях в современном мире. Если раньше основным актором международных отношений было государство, что в принципе так и остается до наших дней, то сейчас всю большую роль набирают различные негосударственные акторы и организации, в том числе и ТНК, и некоторые ученые считают, что вскоре они вытеснят государства с лидирующей позиции. Для этого у них есть все основания.

Комиссия ООН по праву международной торговли определяла ТНК следующим образом: компании, которые через отделения, филиалы или иные организации занимаются значительной коммерческой или иной экономической деятельностью в государствах иных, нежели государство, в котором находится контролирующий или принимающий решения центр.

Виды транснациональных корпораций:

- этноцентрические. В этих корпорациях решения настолько, насколько это возможно, принимаются головной компанией, а дочерние предприятия являются в основном исключительно инструментами для их исполнения, но никак не управляющими центрами. То есть управление производится представителями той нации (этноса), на территории которого располагается материнская компания.

- полицентрические. В управлении компании принимает участие не только центр. В данном случае он намечает лишь общий план управления компании, в соответствии с которым фирмы на местах осуществляют управление региональными отделениями компании.

- геоцентрические. Управление в этих компаниях интернационально. То есть филиалы по всему миру имеют примерно одинаковый вес в принятии решений и занимаются управлением своих филиалов независимо друг от друга, но приходя в итоге к единому конечному результату.

Другим признаком, по которому можно классифицировать ТНК, является страна происхождения. Она определяется по национальности капитала в ее контрольном пакете акций. Как правило, она совпадает со страной, где располагается материнская компания.

Еще один признак – это отраслевая направленность компании. Согласно этому признаку ТНК различают на сырьевые, действующие в базовых и вторичных отраслях обрабатывающей промышленности и промышленные конгломераты.

Еще одним распространенным способом классификации является разделение по типу интеграции:

- горизонтально интегрированные. Эти предприятия выпускают в разных странах одну и ту же продукцию. Например, McDonald’s существует во множестве стран, но выпускает одну и ту же конечную продукцию – «фаст фуд», одинаковый везде;

- вертикально интегрированные. Тут предприятия в разных странах встают в определенную зависимость друг от друга. Как правило, такие предприятия производят продукт не от начала до конца, а лишь занимаются определенным этапом его производства, после чего он отправляется на другое предприятие для прохождения дальнейшего этапа.

- диверсифицированные (раздельные). Это предприятия, которые занимаются изготовлением разных продуктов в целом. Например, Mitsubishi занимается разработкой и автомобилей, и электронной техники, работает в авиационной индустрии.

34. Понятие терроризма. Его роль в современных международных отношениях. Проблемы противодействия.

Определение международный терроризм всё чаще используется в научной, общественно – политической литературе, средствах массовой информации. Термин международный терроризм стал общепризнанным и широко употребляемым после трагических событий 11 сентября 2001 года. Употребление данного понятия затруднено тем, что в сложившейся обстановке чёткой границы между проявлениями «терроризма» и «международного терроризма» не существует, так как практически за любым террористическим актом стоят международные террористические организации. Именно поэтому Европейское полицейское ведомство (Европол) больше не проводит формального разграничения между «внутренним» и «международным» терроризмом в своих ежегодных обзорах террористических угроз.

Универсальная общепризнанная дефиниция «международный терроризм» до сих пор не разработана, несмотря на предпринимаемые попытки научного сообщества её выработать.

Для удобства изучения феномена международного терроризма целесообразно выделить его неотъемлемые составляющие, которые помогают лучше понять сущность изучаемого явления:

причины международного терроризма;

политические цели международного терроризма;

стратегия международного терроризма;

методы, способы террористического воздействия;

источники финансирования международной террористической деятельности;

идеологическая составляющая международного терроризма.

Вышеуказанные аспекты равнозначны, взаимосвязаны и взаимозависимы, находятся в постоянном взаимодействии.

Причины международного терроризма, его мотивация разнообразны. Террористами движут нерешённые социально-экономические, религиозные, этнические, политико-правовые проблемы и противоречия. Общеизвестно, что современный международный терроризм сформировался на основе идеологии исламизма. Этот факт часто объясняют экономической отсталостью, слаборазвитостью стран исламского мира. И всё же мы считаем, что экономический фактор не может рассматриваться в качестве главной причины возникновения такого сложного и многомерного явления, как международный терроризм. При изучении терроризма нельзя игнорировать его политическую составляющую, социально – психологический и другие аспекты.

35. Современый международный конфликт: теоретические и практические проблемы идентификации. Особенности протекания вооруженных конфликтов в начале XXI века.

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МК. Западные ученые неоднократно предпринимали попытки упорядочить разнообразие толкования конфликта, но к единому определению прийти им так и не удалось. Различия между ними объясняются различиями в трактовке содержания самого понятия «международный конфликт» (МК).
К. Оулдинг трактует МК как ситуацию соперничества, основанную на несовпадении и противоречии интересов сторон, одновременная реализация которых невозможна. Методологической основой отечественных исследований международного конфликта, нашедших отражение в литературе 70-х - 80-х годов, чаще всего выступает положение диалектической философии, согласно которому конфликт - это крайняя форма обострения противоречия.
ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МК. Существуют три основных направления в изучении международных конфликтов: «стратегические исследования», «исследования конфликта», «исследования мира».
Стратегические исследования. Одной из приоритетных проблем стратегических исследований является проблема войны, ее причин и последствий. Ключевая проблема – роль ядерного оружия в современном мире.
Исследования конфликтов. Центральными для этого направления являются вопросы, связанные с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. Исследования мира. Главная задача – поиск способов урегулирования международных конфликтов. Три основных подхода к урегулированию: не урегулирование, а управление конфликтами (1), поиск компромиссов (2), межгосударственные переговоры (3).
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В НАЧАЛЕ 21 В.
1) Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в военно-техническом отношении.
2) Все конфликты имели локальный характер, но часто с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. В большинстве случаев они завершались полным уничтожением политической системы одной из сторон.
3) Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта: захват инициативы на первоначальном этапе определял дальнейший исход конфликтов.
4) Основная роль в начальный период войны отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.
Примеры: Индийско-бангладешский пограничный конфликт (2001), Абхазско-грузинское столкновение (2001), Военная операция в Ираке (2003), Ирано-курдский конфликт (2004), Вторая Ливанская война (2006) и т.д.

75.  «Однополярная иллюзия. Почему будут появляться новые великие державы?» (К. Лэйн).

Критики либерально-консервативной концепции глобаль ного лидерства Соединенных Штатов отстаивали свое видение политики, которая, по их мнению, отвечает долгосрочным инте ресам США и интересам международного сообщества. Так, авторитетный политолог К. Лейн, не принимающий глобальную стратегию и однополярность мира, предложил как более прием лемую стратегию «свободного балансирования» в качестве альтернативы гегемонии с демонстрацией превосходства США над всем остальным миром.

К. Лейн предлагает отказаться от гегемонистских амбиций, так как, по его мнению, это может привести к установлению раз делительных линий между американскими союзниками и «аут сайдерами», в перспективе чреватому негативными последствия ми, спровоцировать другие страны на противостояние США. Политолог считает, что Соединенные Штаты могут позволить себе стратегическую свободу (свободное балансирование) и не всту пать в союзы и блоки, которые могли бы связать их жесткими обя зательствами и возложить на страну тяжелое бремя экономиче ских и людских затрат, отказаться от военных обязательств перед Европой, Японией, Южной Кореей; ограничить отношения, ос нованные на экономической взаимозависимости, которая в стра тегическом измерении имеет негативные последствия для амери канской экономики; исключить сильный идеологический компо нент, присущий откровенной гегемонии, прежде всего от насиль ственного насаждения демократии и американских ценностей в других странах; отказаться от прямого участия в миротворческих операциях принудительного характера для спасения «несостояв шихся» государств (подобно Сомали и Гаити), особенно с использованием военной силы.

Не отрицая того, что для США нежелательно появление ре гионального (в Евразии) или мирового гегемона, который мог бы представить угрозу американским интересам, К. Лейн, однако, в своем подходе отводит Соединенным Штатам роль наблюдателя и участника региональных процессов, а не жандарма, постоянно вмешивающегося в политику тех или иных держав. Ему близка модель развития международных отношений, в которой сочетает ся определенная свобода действий для США и соблюдение балан са сил между ведущими мировыми державами, в число которых включается и Россия.

К. Лейн убежден, что Соединенные Штаты не должны дик товать свои условия с позиции непререкаемого авторитета, согла сие между ведущими державами должно оставаться непременным условием обеспечения международной стабильности в многопо лярном мире. Политолог высказывался за то, чтобы часть полно мочий, на которые продолжают претендовать США, была пере дана региональным державам и организациям, а отдельным госу дарствам была бы предоставлена большая свобода рук, в том чис ле в обеспечении своей безопасности, так как некоторые страны, которых США стараются либо прикрыть американским «ядер ным зонтиком», либо хотят держать под неусыпным контролем, могут сами позаботиться о своей экономике и обороне. К. Лейн считает неизбежным расширение клуба ядерных держав в много полярном мире, и «жесткая» гегемония США, по его мнению, не сможет остановить этот процесс (в чем он оказался прав).

По мнению К. Лэйна, гегемония США и установление разделительных линий между их союзниками и «аутсайдерами» могут быть в перспективе чреваты дестабилизацией международных отношений, спровоцировать другие страны на противостояние или вызов США. Политолог считает, что Соединенные Штаты могут позволить себе стратегическую свободу и не вступать в союзы и блоки, которые могли бы связать их жесткими обязательствами и возложить на страну огромное бремя экономических и людских затрат. Не принимая концепцию «шерифа поневоле», которую предложил и обосновал Р. Хаасс32, К. Лэйн считает, что Соединенным Штатам более подходит роль наблюдателя за региональными процессами, а не жандарма, постоянно вмешивающегося в политику тех или иных держав. Подход К. Лэйна предполагал, что Соединенные Штаты должны остаться членом коалиции крупнейших мировых держав и не диктовать свои условия с позиции непререкаемого авторитета; согласие между ведущими странами должно оставаться непременным условием обеспечения международной стабильности и безопасности в многополярном мире33.

К. Лэйн и другие противники единоличного мирорегулирования и обеспечения безопасности высказывались за то, чтобы часть полномочий, на которые претендовали США, была передана региональным державам и организациям и отдельным государствам была бы предоставлена большая «свобода рук», в том числе в обеспечении своей безопасности, так как некоторые страны, которых США стараются либо прикрыть американским «ядерным зонтиком», либо хотят держать под неусыпным контролем, могут сами позаботиться о своей экономике и обороне.

_____________________________________________________________________________

Кристофер Лейн считает, что однополярность США будет короткой и не стоит пытаться ее продлить. Темпы роста экономики ведут к росту военной мощи (зависят напрямую) и так как есть множество стран. Развивающихся также быстро как Америка – вероятней всего однополярность закончится и мир станет двуполярным или многополярным. 

Основной тезис теории балансирвоания указывает, что государства балансируют (внутренне или внешне), чтобы "исправить перекошенное распределение относительной власти в международной системе", соотвтественно американская однополярность является крайне неустойчивой.

Рассматривая исторические примеры для ответов на однополярность, Лэйн считает, что она неизбежно ведет к появлению новой великой державы. Он считает, что несмотря на то, что США показывает свои добрые намерения, их давление в конечном счете привет к военному развитию других стран.

Учитывая его убеждение, что однополярность неприемлема Лейн считает, что нынешние попытки США сохранить первенство на основе значительного количества войск и военной техники зарубежом является ошибочным. Так как экономика других стран вырастет и одно или несколько государств смогут оспорить первенство США.

 

В свете того, что он считает тщетными попытки продлить однополярность США, Автор заявляет, что нам, возможно, следует придерживаться стратегии 'оффшорного балансирования'. Это предполагает вывод значительного числа американских войск и оборудования при сохранении возможности вооруженных сил США вмешаться во всем мире для поддержания регионального баланса сил.

36. Понятие «ассиметричного конфликта». Особенности протекания, возможности разрешения.

Термин «асимметричный конфликт» был введен в научный оборот ученым-международником Эндрю Макком. Теория асимметричного конфликта была предложена Э. Макком на основании анализа опыта войны во Вьетнаме, которую вели США в 1961–1973 гг. США вели войну в поддержку режима Южного Вьетнама против сил Демократической Республики Вьетнам – ДРВ (Северный Вьетнам). Этот локальный конфликт быстро перерос в крупномасштабную войну. В 1968 г. численность американских войск доходила до 550 тыс. человек. СССР и КНР оказывали помощь Северному Вьетнаму, однако размер этой помощи был несопоставим с военным участием США. Как отмечал Э. Макк, эта война показала, что превосходство в военной силе не гарантирует победы и даже может быть контрпродуктивным. Он объединил, казалось бы, разрозненные до этого факты в единую концептуальную модель «асимметричного конфликта».

В широком смысле ассимметричный конфликт предполагает столкновение между физически, материально сильной стороной «F» и физически, материально слабой стороной «f». Не каждый конфликт между сильной и слабой сторонами будет асимметричным: асимметричность предполагает имманентно присущее и принципиально неустранимое неравенство сторон в физической, материальной силе. Повстанцы никогда не смогут сравниться в вооружениях с регулярными вооруженными силами. Но вооружённый конфликт между Великобританией и Аргентиной за Фолкленды в 1982 не был ассиметричен, это был симметричный конфликт между сильной и слабой стороной.

Асимметричный конфликт изначально неравен и неравноправен, сильная сторона обладает безусловным преимуществом, которое создает объективные условия для достижения победы. Однако это только на первый взгляд. В действительности в абсолютной физической силе кроется и слабость позиции сильной стороны, которая обусловлена политическими, моральными, психологическими и иными нематериальными, субъективными факторами. Сторона «F» оказывается как бы «ослепленной» своей силой, теряет способность адекватно оценивать обстановку, прогнозировать и отражать возможные угрозы, полностью расслабляется и утрачивает бдительность. Отсюда — нередкий политический крах стороны «F» даже на фоне ее очевидных военных побед. Примеров тому история знает немало: Вьетнам, Афганистан, Ирак…

Для сильной стороны наиболее эффективной стратегией и тактикой действий будет воздействие на «эмоциональную сферу», т.е. применение невоенных (несиловых) средств и методов. Психологические и информационные операции.

Классические примеры таких действий — подкуп вождей восставших племен; игра на противоречиях между лидерами бандформирований; предоставление «автономии» районам, находящимся под контролем «нейтральных» банд. Тактика, безупречно оправдавшая себя в Чечне… Для стороны, более слабой в военном плане, существует искушение использовать запрещенные методы ведения войны, чтобы справиться с более сильным противником.

37. Экология, рациональное природопользование и глобальное изменение климата. Доклад Римскому клубу «Пределы роста».

Пределы роста — доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 году. Содержит результаты моделирования роста человеческой популяции и исчерпания ресурсов. В написании доклада принимали участие Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген Рандерс. В основу доклада легли данные, полученные в результате компьютерного моделирования роста потребления ресурсов.

Модель World3была построена на пяти параметрах — численность населения Земли, индустриализация, производство продуктов питания, истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Каждый из них имеет свою динамику развития и влияет на остальные параметры. Моделирование показало, что во всех вариантах развития человечества, даже самых оптимальных (новые технологические прорывы, постоянный рост урожайности в сельском хозяйстве), катастрофа человечества к 2100 году будет неизбежна из-за истощения невозобновляемых ресурсов.

Последняя обновленная версия доклада была опубликована в виде книги в 2004 г. под названием «Пределы роста: 30 лет спустя».Отмечалось, что в 2005 году во время подготовки первого доклада проблема глобальных изменений климата была признана несущественной, то ныне она является одной из самых серьезных.

В 2008 Грэхем Тёрнер опубликовал статью, в которой сравнивал прогнозы «Пределов» с 30 годами, прошедшими после публикации Он пришел к выводу, что текущее производство индустриальных товаров и еды, загрязнение среды соответствуют значениям, предсказанным в модели 1972 г.

Выводы доклада: 1. Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

2. Можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала.

Если народы мира выберут не первый, а второй путь, то чем раньше они начнут работать, чтобы вступить на него, тем больше у них шансов на успех.

Все составляющие описываемого исследования – численность населения, производство продовольствия, загрязнение природной среды, расход невозобновимых ресурсов – растут. Каждый год они увеличиваются по закону, который математики называют экспоненциальным ростом.Экспоненциальный рост величины означает, что за фиксированый период времени она увеличивается в фиксированное число раз.

Если наша цель – сохранить равновесие системы на долгое время и добиться увеличения продолжительности жизни, можно перечислить минимальный набор условий глобального равновесия:

1. Объем капитала и численность населения остаются постоянными; темпы рождаемости и смертности равны, как и темпы капиталовложений и амортизации.

2. Все начальные и конечные значения – рождаемости, смертности, капиталовложений и амортизации капитала минимальны.

3. Уровни, на которых стабилизируются капитал и численность населения, и соотношение между этими уровнями устанавливает общество согласно своим потребностям; когда технический прогресс откроет новые возможности, эти уровни можно свободно изменять и регулировать.

Автор доклада почти ничего не говорят о практических шагах, которые нужно делить, чтобы обеспечить надежное, устойчивое глобальное равновесие. Рассуждения не столь детальны, чтобы можно было ответить на все вопросы о переходе от роста к равновесию. Прежде чем какая-то страна решится на такой переход, понадобится еще много обсуждений, споров и тщательный анализ.

Равновесное общество должно взвесить альтернативы, учитывая конечность и ограниченность Земли, и при этом не только опираться на нынешнюю систему ценностей, но и думать о будущих поколениях.

38. Глобальная демократическая волна. «Конец истории» и «будущее истории» в трактовке Ф. Фукуямы.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: