Перечень тем письменных контрольных работ

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

 

Темой реферата или сообщения является анализ творчества в целом или конкретного музыкального произведения одного из указанных ниже авторов:

 

Образцы григорианских хоралов

Раннехристианское многоголосие и полифония строгого письма

(Перотин, Машо, Ландино, Лассо, Палестрина)

Светские ансамблевые жанры ХII – ХVI вв.

(Фогельвейде, Жаннекен, Джезуальдо)

К. Монтеверди. «Орфей»

А. Корелли. Concerti grossi

А. Вивальди. «Времена года»

Ж.Б. Люлли. «Армида»

Ж.Ф. Рамо. «Бореады»

Ф. Куперен. Пьесы для клавесина

Г. Перселл. «Дидона и Эней»

Г.Ф. Гендель. «Самсон»

                   «Музыка на воде»

И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир. I том

            Токката и фуга ре минор

            «Страсти по Матфею»

К.В. Глюк. «Орфей»

Й. Гайдн. Симфонии № 45 фа-диез минор «Прощальная»,

            № 103 Ми- бемоль мажор «С тремоло литавр»

В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»

                   «Волшебная флейта»

                    Симфония № 40 соль минор

                     Requiem

Л. ван Бетховен. Сонаты для ф-но № 8 «Патетическая, № 14 «Лунная»

                       Симфонии № 5 до минор, № 9 ре-минор

Ф. Шуберт. Песни. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Р. Шуман. «Карнавал»

Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор

Ф. Шопен. Вальсы, мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны

              ф/п цикл «24 прелюдии»

Ф. Лист. Венгерские рапсодии, этюды, «Годы странствий»

Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония»

И. Брамс. Симфония № 4 ми минор

Р. Вагнер. Тетралогия «Кольцо нибелунга»

             «Тристан и Изольда»

Дж. Верди. «Травиата»

               «Аида»

Ж. Бизе. «Кармен»

Э. Григ. «Пер Гюнт»

          Концерт для ф-но с оркестром ля минор

А. Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света»

Образцы знаменных песнопений и троестрочия

В. Титов. Хоровой концерт на Полтавскую победу

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене»

Д. Бортнянский. Херувимская песнь № 7

                       Концертная симфония

Е. Фомин. «Ямщики на подставе»

И. Хандошкин. Вариации на тему русской песни

                     «То теряю, что люблю»

А. Верстовский. «Аскольдова могила»

А. Варламов, А. Алябьев. Романсы и песни

М. Глинка. «Жизнь за царя»

               «Руслан и Людмила»

               «Камаринская»

                Песни и романсы

А. Даргомыжский. «Русалка»

                           Романсы и сатирические песни

М. Балакирев. «Исламей», «Тамара»

М. Мусоргский. «Борис Годунов»

                       «Хованщина»

                       «Картинки с выставки»

А. Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»

                «Князь Игорь»

Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка»

                                 «Садко»

                                  Симфоническая сюита «Шехеразада»

П. Чайковский. Симфония № 4 фа минор

                      Концерт для ф-но с оркестром № 1 си-бемоль минор

                     «Евгений Онегин»

                     «Пиковая дама»

                     «Щелкунчик»

А. Скрябин. 24 прелюдии ор. 11

                 2 поэмы ор. 32

                 «Поэма Экстаза»

С. Рахманинов. Прелюдии для ф-но до минор, соль минор

                      Концерт № 2 для ф-но с оркестром до минор

                      Всенощное бдение

И. Стравинский. «Петрушка»

                       «Весна Священная»

С. Прокофьев. Симфония № 1 Ре мажор «Классическая»

                    «Александр Невский»

                    «Ромео и Джульетта»

                    «Война и мир»

Д. Шостакович. Симфонии № 5, 7, 8, 14

                      Квартет № 8

                      «Леди Макбет Мценского уезда»

А. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром ре минор

                     «Спартак»

Г. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина»

                  «Отчалившая Русь»

                   Песни и романсы

А. Шнитке. Concerto grosso № 1 соль минор

                Симфония № 1

                  Концерт для альта с оркестром

Б. Тищенко. «Ярославна»

                 Концерт для арфы с оркестром

С. Слонимский. Симфония № 2

                      Концерт-буфф

В. Гаврилин. «Анюта»

                 «Перезвоны»

К. Дебюсси. 24 прелюдии

М. Равель. Болеро

Г. Малер. Симфония № 1 соль минор

           «Песнь о земле»

Р. Штраус. «Так говорил Заратустра»

А. Шенберг. Вариации для оркестра ор. 32

                «Уцелевший из Варшавы»

А. Берг. «Воццек»

          Концерт для скрипки с оркестром

Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты

П. Хиндемит. Симфония «Художник Матис»

А. Онеггер. «Жанна д’Арк на костре»

Ф. Пуленк. «Человеческий голос»

Б. Бриттен. Простая симфония

              «Военный реквием»

Л. Ноно. «Песни любви»

Д. Лигети. «Атмосферы» для симфонического оркестра

К. Пендерецкий. «Страсти по Луке»

Ф. Гласс. Эхнатон

 

Сообщение (презентация реферата) студента может занять от 10 до 15 минут. Студент должен не просто рассказать биографию композитора, а проследить эволюцию его творческого пути, стилевые и жанровые предпочтения, вклад в развитие национальной школы и музыкально-исторического процесса. В конкретном музыкальном произведении должны быть раскрыты структурные особенности, тембровый состав, музыкально-выразительные средства и образный строй. Сообщение (доклад) может сопровождаться презентацией, аудио- и видеофрагментами произведений.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1.  Музыка как вид искусства. Музыкальный звук.

2.  Средства музыкальной выразительности: мелодия.

3.  Средства музыкальной выразительности: ритм.

4.  Ладовая система музыки.

5.  Склад и фактура.

6.  Гармония: колорит звучания, функциональность, формообразующая роль, историко-стилевые этапы развития.

7.  Сольфеджио и формы работы над музыкальным слухом.

8.  Жанровая система музыки. Камерные жанры.

9.  Симфоническая музыка.

10.  Жанры хоровой музыки.

11.  Музыкальный театр. Опера.

12.  Понятие «музыкальная драматургия» и ее структурные элементы. Лейтмотив.

13.  Простые и сложные музыкальные формы.

14.  Стилевая периодизация музыкально-исторического процесса.

15.  Культовая монодия. Григорианский хорал.

16.  Ars nova во Франции и Италии.

17.  Вокально-хоровая полифония Возрождения. Строгий стиль. Нидерландская полифоническая школа.

18.  Музыкальное барокко: эстетика, жанровая система, ведущие национальные школы Европы и их представители.

19.  Опера барокко: drama per musica, opera seria, венецианская и неаполитанская школы.

20.  И.С. Бах. Двухчастный полифонический цикл. Прелюдия и фуга. Хорошо темперированный клавир.

21.  Ораториальное творчество Г.Ф. Генделя.

22.  Венский музыкальный классицизм: эстетика, жанровая система, гомофонный склад и формы сонатно-симфонического цикла.

23.  Классическая симфония и симфонический оркестр.

24.  Жанры итальянской оперы buffa и немецкого зингшпиля в оперном творчестве В.А. Моцарта.

25.  Драматически-конфликтный симфонизм Л. ван Бетховена. Симфония № 9 d-moll.

26.  Музыкальный романтизм. Новые европейские композиторские школы.

27.  Вокальные циклы Ф. Шуберта.

28.  Фортепианные миниатюры Ф. Шопена.

29.  Программный симфонизм: Г. Берлиоз и Ф. Лист.

30.  Дж. Верди и Р. Вагнер – крупнейшие романтические художники музыкального театра.

31. Преломление норвежского фольклора в произведениях Э. Грига.

32. Итальянский оперный веризм. Дж. Пуччини.

33. Симфонии Г. Малера.

34.  Музыкальный модернизм 1-й половины ХХ столетия: основные стилевые направления и их представители.

35.  Нововенская школа и метод додекафонии. А. Шенберг.

36.  Неофольклоризм в творчестве Б. Бартока.

37.  Французская «шестерка». Творчество А. Онеггера и Ф. Пуленка.

38.  Музыкальный авангард 50-х – 70-х гг. ХХ столетия.

39.  Музыкальный постмодернизм.

40.  Понятие масскультуры, разнообразие видов и направлений (массовая песня, джаз, рок, попмузыка и др.).

41.  Русская музыкальная культура: специфика исторического развития, периодизация.

42.  Древнерусское церковно-певческое искусство. Знаменный распев.

43.  Роль ХVIII столетия в истории русской музыки. Хоровой партесный концерт.

44.  Большая русская опера. М.И. Глинка, «Жизнь за царя».

45.  Русская музыкальная культура 2-й половины ХIХ столетия: пореформенный период.

46.  Балакиревский кружок: музыкально-эстетические принципы.

47.  Народная музыкальная драма М.П. Мусоргского. «Борис Годунов».

48.  Программный симфонизм Н.А. Римского-Корсакова. «Шехеразада», «Испанское каприччио».

49.  Балетный театр П.И. Чайковского. «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

50.  Русская музыка «серебряного века». Музыкальный модернизм А.Н. Скрябина.

51.  Фортепианные концерты С.В. Рахманинова.

52.  Музыка русского зарубежья. И.Ф. Стравинский: неофольклорный, неоклассический и американский периоды творчества.

53.  Советский период в истории русской музыки: 20-е – 30-е гг. ХХ века.

54.  Оперный и балетный театр С.С. Прокофьева.

55.  Д.Д. Шостакович – крупнейший симфонист ХХ столетия.

56.  Идиостиль А.И. Хачатуряна как синтез академической и этнической традиций.

57.  Вокально-хоровые произведения Г.В. Свиридова.

58. Метод полистилистики в творчестве А.Г. Шнитке.

59.  Ленинградско-петербургская композиторская школа 2-й половины ХХ столетия.

60. Симфоническая музыка Б.И. Тищенко.

Оформление контрольных работ осуществляется согласно следующим правилам:

    • Титульный лист
  • указывается место обучения – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»;
  • кафедра искусствознания;
  • дисциплина – История и теория музыки;
  • тема работы
  • Фамилия ИО студента, курс, специальность
  • Фамилия ИО преподавателя, проверившего работу, степень, звание
  • место, год – Санкт-Петербург, 20_

 

    • Содержание работы (структурирование по разделам, параграфам с предпосланным оглавлением)
    • Шрифт Times New Roman (12 при интервале 1,5 либо 14 при интервале 1)
    • Объем работы приблизительно 15 – 20 страниц формата А-4
    • Ссылка на источники в конце абзаца в квадратных скобках (номер из списка литературы, а после цитаты в кавычках – с указанием страниц источника)
    • По необходимости – сноски постраничные
    • Список использованной литературы в алфавитном порядке согласно стандартам
    • Ссылка на интернет-ресурсы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: