В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сфор-мированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.
Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов
314
irp. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр геляется чрезвычайно важным условием для нормального разви-1Я личности, формирования познавательных психических провесов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности. Как показали исследования, по уровню сформиро-шнности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является [.однородной. По данным Г. Н. Малофеевой, среди больных с цере-5ральными параличами есть группа детей (дети с лобно-подкор-совыми нарушениями) с аномалиями в развитии поведения. Эмо-щональное состояние этих детей выражается или в повышенной [возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импуль-геивности, или в подавленности настроения, аспонтанности, об-[щей заторможенности. Даже в случаях более легкой, чем у многих, неврологической симптоматики, при относительно благоприятном фоне состояния двигательной сферы и речи, особенно ярко [выступает глубокое нарушение поведения. Данная категория де-|тей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной ^деятельности. Многие дети со спастическими параличами не уме-Ьот играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда [полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, (хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользо-[ваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими |еще в раннем возрасте. Однако, по данным автора, к 8 — J1 годам ^многие из этих детей не умели играть даже в простейшие игры. 10ни, в лучшем случае, брали игрушку в руки, стучали ею по.столу, по своей руке. Такая «игра» продолжалась по 25 — 30 мин с (любым предметом. Свою «игру» дети никогда не сопровождали [речью.
Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с [ДЦП изучала Н.В.Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) уценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замыс-, сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя ■ роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее. 1. Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4 — 5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Целенаправленное обучение игровой деятельности с показом игровых действий и ситуаций изменяет характер игры, приводит
315
к формированию устойчивых групп играющих «рядом» либо к под-групповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Возникает эпизодическое общение между детьми в рамках игры. Дети начинают отображать последовательность сюжетных действий, формируется и обогащается отобра-зительная игра, процессуальные действия, возникает использование предметов-заместителей. Под влиянием коррекционно-раз-вивающей работы увеличивается продолжительность игры до 10— 20 мин.
Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4 — 5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.
2. Игровая деятельность детей с ДЦП 5 — 6 лет (2-й год обуче
ния) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Рас
ширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличи
вается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы,
используются предметы-заместители, игра носит групповой ха
рактер (в игре участвуют 4 — 5 человек), возникает принятие на
себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количе
ственные положительные изменения в игровой деятельности воз
можны в основном за счет грамотного психолого-педагогическо
го сопровождения детей и проведения коррекционно-развиваю-
щей работы с ними.
3. Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6 — 7 лет (3-й
год обучения) характеризуется незначительными изменениями
структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появ
ляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сво
рачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль
взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то те
перь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и
помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются вза
имоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел стано
вится творческим, игра может включать в себя несколько компо
нентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно пере
ходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин
и более.
Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов
316
игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
Проблема трудового обучения и воспитания учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является чрезвычайно важной. Однако уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.
Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (прак-сис) развиваются в процессе мани пул яти вной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.
317
Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, моти-вационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.