Экономическая эффективность производства

В данном разделе плана увеличение эффективности предусмат­ривается за счет рационального использования материальных, тру­довых и финансовых ресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения технического уров­ня производства, совершенствования управления, улучшения организации труда, производства, стимулирования труда, укрепле­ния трудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции.

Нормы и нормативы.

Разработка тактического плана должна осуществляться на ос­нове прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.

Производство и реализация продукции.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разраба­тывается в следующем составе:

• производство и реализация продукции в натуральном и сто­имостном выражении;

• изменение остатков готовой нереализованной продукции;

• баланс производственных мощностей и их использование.

Материально-техническое обеспечение производства.

В данном разделе плана устанавливается потребность пред­приятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, вос­полнения запасов и незавершенного производства.

Потребность в материально-технических ресурсах определяет­ся с учетом отраслевых особенностей предприятий исходя из при­меняемых:

• сырья и материалов;

• топлива и энергии;

• оборудования.

5.           Персонал и оплата труда.

Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить: оптимальную величину численности рабо­тающих и соотношение отдельных категорий персонала; опережаю­щие темпы роста производительности труда над темпами роста зара­ботной платы; эффективное использование персонала; повышение квалификации и переподготовку работников предприятия.

Издержки производства, прибыль и рентабельность.

При составлении данного раздела тактического плана решают­ся следующие задачи:

• выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;

• определяется балансовая прибыль;

• рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продук­ции и производства;

• оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабель­ность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

7. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия).

Научно-технологическое развитие является непременным усло­вием решения всех экономических и социальных задач предприя­тия. План инноваций составляется на основе заданий стратегичес­кого плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии.

Инвестиции и капитальное строительство.

План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том чис­ле капитальных вложениях) в разрезе направлений их использо­вания, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений).

9. Охрана природы и рациональное использование природ­ных ресурсов.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов в тактическом плане предусматриваются мероприятия по охране природы и ра­циональному использованию природных ресурсов. Они охватыва­ют следующие природоохранные направления деятельности:

Социальное развитие коллектива.

В плане социального развития предусматриваются мероприя­тия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствования отношений в коллективе, раз­вития благоприятного морально-психологического климата.

Фонды специального назначения.

В соответствии с действующим законодательством на предприя­тии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов яв­ляются чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций.

Финансовый план.

Заключительным разделом тактического плана является фи­нансовый план.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей ба­ланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специального назначения и других разделов тактического плана.

38. Цели и функциибизнес-планирования.

Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприя­тия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается иннова­ций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Бизнес-план инвестиционного проекта раз­рабатывается для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития предпри­ятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ресур­сов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных пред­приятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивныйдокумент, изданный руководителем предприятия (приказ, распоря­жение), которым определяются и утверждаются:

• руководитель разработки бизнес-плана;

• состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

• разработчик бизнес-плана (предприятие—инициатор проек­та или привлеченные организации);

• смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости).

Кроме бизнес-планов инвестиционных проектов в последнее вре­мя на практике широкое распространение получили бизнес-планы развития, которые стали приобретать форму тактического плана, за­меняя последний. Подход, при котором тактический план заменяется бизнес-планом, нельзя назвать новым. Он неоднократно обсуждался в различных публикациях.  Его главная цель — заставить подведомственные предприятия внедрять инновации: обновлять про­дукцию и технологию ее изготовления; искать новые рынки сбыта; осваивать новые виды деятельности и т д. В этом случае объектом планирования является не только нововведение, но и вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия, и структура бизнес-плана дублирует структуру тактического плана. Так, напри­мер, в бизнес-план вводятся традиционные для тактического плана разделы: прогнозирование производства продукции; управление ка­чеством продукции; производственные мощности, прогнозирова­ние материально-технического обеспечения; прогнозирование науч­но-технического развития; прогнозирование издержек, снижение затратоемкости и материалоемкости продукции; трудовой потенциал; реструктуризация; инвестиционный план; прогнозирование финан­сово-хозяйственной деятельности; определение мер макро- и микроуровневого характера, обеспечивающих достижение целей и задач.

39. Краткое содержание и структура бизнес-плана.

Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количество отечественных и зарубежных изданий. Соответственно предлагается различная структура бизнес-плана. Однако в практике внутрифирмен­ного планирования должны прежде всего применяться методы, ре­комендованные национальными директивными органами, напри­мер рекомендации Министерства экономики по разработке и оценке бизнес-плана.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, опи­сательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные ма­териалы, подтверждающие исходные данные.

Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

Резюме

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание долж­но в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана.

Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработ­ки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем осталь­ным разделам. Обычный объем резюме — 2-3 страницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: