Социальная коммуникация – взаимный обмен между акторами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на акторов социального взаимодействия, так и на общество в целом. Выделяют следующие типы социальной коммуникации:
· по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;
· по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;
· по способу трансляции — вербальную и невербальную.
Функции соц. коммун:
· коммуникативная функция;
· мировоззренческая функция (формирование системы культурных символов);
· функция социализации (воспитание и передача социального опыта и трудовых навыков);
· функция социального контроля;
· функция укрепления сплоченности группы;
· функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и критических ситуациях.
Можно выделить основные виды коммуникации:
· Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает:
- значительные объемы информации, распространяемой среди многочисленной аудитории
- систематичность и периодичность передаваемых сообщений;
- использование определенных правил и социальных ролей, популярных в обществе;
- отсутствие или сильное ограничение обратной связи с адресатами.
а) коммуникация межгрупповая – взаимодействие между социальными группами;
б) коммуникация между обществами – то есть между различными типами культур.
· Групповая коммуникация – осуществляется в пределах конкретных социальных групп. Подразделяется на разновидности:
- ограниченная коммуникация – характерна для больших социальных групп и организаций;
- локальная коммуникация – протекает в трудовых, профессионально ограниченных группах;
- внутригрупповая коммуникация – осуществляется в малых социальных группах: в семье, компаниях друзей, спортивных командах;
· Межличностная коммуникация – взаимодействие двух индивидов.
· интерперсональная коммуникация («разговоры» с самим собой, обработка информации без посредника);
· экстроперсональная коммуникация (обмен информацией с неодушевленными объектами: компьютерами, другими машинами, механизмами, техническими системами;
· институциональная коммуникация (передача информации между социальными институтами и организациями).
Естественные коммуникационные каналы –использующие врожденные, естественно присущие человеку средства для передачи смысловых сообщений в физическом пространстве.
· Невербальный канал – древнейший из коммуникационных каналов, возникший в ходе биологической эволюции задолго до появления человека. Невербальный канал активно используется в процессе микрокоммуникации между людьми. Животными используются звуковые сигналы, позы, движения.
· Вербальный канал доступен только роду человеческому, обладающему речевой способностью, способностью пользоваться естественным языком.
Каналы коммуникации – средства, с помощью которых субъект коммуникации передает сообщение целевой аудитории: личное общение, СМИ, наружную информацию, публичные мероприятия. Каналы коммуникации могут быть институционально оформлены (например, любое СМИ), а могут быть и не оформлены (устные коммуникации).
· Прямые каналы коммуникации позволяют передать информацию непосредственно от информатора к информируемому лицу,
· Непрямые каналы коммуникации осуществляют опосредованную передачу информации,
· Официальные каналы коммуникации предоставляют возможность осуществлять информационное взаимодействие с официальными органами,
· Неофициальные каналы коммуникации оперируют непроверенной, неофициальной информацией посредством распространения слухов или обмена мнениями.
· Личные каналы коммуникации, обеспечивающие взаимодействие нескольких людей в процессе общения как непосредственно, так и по телефону, интернету, путем переписки, в ходе прямого телевизионного эфира.
· Неличные каналы коммуникации могут быть задействованы в условиях отсутствия непосредственной обратной связи и личного контакта.
Средства коммуникации:
· Невербальные средства –используются для регуляции коммуникативного процесса, создания психологического контакта между партнерами. В отличие от устной и письменной речи невербальные средства общения не могут в полной мере быть осознанными как говорящими, так и слушающими
· Технические средства — коммуникация посредством СМИ, телекоммуникация, интернет-коммуникация.