Заготовки из пластмасс

Применение пластмасс позволяет получать заготовки сложной формы и малой массы. Для нагруженных детвлей применяют армирование заготовок металлом. Механическая обработка деталей из пластмасс либо полностью исключается, либо сводится к минимуму. Замена черных и цветных металлов пластмассами в условиях массового производства снижает себестоимость для черных металлов в 1,5—3,5 раза, а для цветных — в 5 — 10 раз.

В практике используют следующие методы изготовления заготовок из пластмасс: прессование, литьевое прессование или литье под давлением для мелких деталей (масса 5… 10 кг); автоклавное литье для деталей массой до 30 кг; контактное и вихревое формирование для средних и крупных деталей; волочение и экструзия для профилей без ограничения длины.

При выборе вида и метода изготовления заготовки учитывают конструкцию и материал детали, ее форму и размеры, тип производства и имеющееся оборудование.

От выбора заготовки, т. е. установления метода ее получения, фор­мы, величины припусков, напусков и др., зависит масса заготовки и объем последующей механической обработки детали. Увеличение припусков на обработку ведет к возрастанию расхода металла и труд­ности обработки, повышает затраты на режущий инструмент, ремонт станков, электроэнергию и т. п. Вместе с тем, слишком малые припус­ки на обработку могут привести к браку «по черноте», т. е. к невыдер­живанию требований чертежа детали по точности и шероховатости об­работанных поверхностей. От правильности выбора вида и размеров заготовки зависит себестоимость изготовления детали.

Наиболее целесообразна исходная заготовка, требую­щая наименьших затрат при изготовлении детали с уче­том всех технологических операций обработки и необхо­димого качества детали. Форма и размеры заготовки дол­жны быть возможно близкими к форме и размерам готовой детали с тем, чтобы свести к минимуму обработку резани­ем.

3.Диагностирование системы питания дизельного двигателя: основные неисправности, диагностические параметры и нормативы, основные методы, оборудование, технология выполнения диагностических работ.

Характерные неисправности систем питания

Характерные неисправности системы питания: нарушение герметичности, течь топлива из топливных баков, трубопроводов, загрязнение топливных и воздушных фильтров.

У дизелей появляется износ и раз регулировка плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих механизмов. Возможен износ отверстий форсунок, их закоксованность и засорение. Эти неисправности приводят к неравномерности работы топливного насоса по количеству и углу подаваемого топлива, ухудшению качества распыливания топлива форсункой, изменению момента начала подачи топлива.

В результате перечисленных неисправностей повышается расход топлива и увеличивается токсичность отработанных газов.

 Диагностика систем питания

Диагностическими признаками неисправностей системы питания являются: затруднение пуска двигателя, увеличение расхода топлива под нагрузкой, падение мощности двигателя и его перегрев, изменение состава и повышение токсичности отработавших газов.

Диагностирование системы питания дизельных и карбюраторных двигателей проводится методами ходовых и стендовых испытаний.

При диагностике методом ходовых испытаний определяют расход топлива при движении автомобиля с постоянной скоростью на мерном горизонтальном участке дороги с малой интенсивностью движения Движение осуществляется в обоих направлениях.

Контрольный расход топлива определяют для грузовых автомобилей при постоянной скорости 30-40 км/ч и для легковых - при скорости 40-80 км/ч. Количество израсходованного топлива измеряют расходомерами, которые используют не только для диагностики системы питания, но и для обучения водителей экономичному вождению.

Диагностирование системы питания автомобиля можно проводить и одновременно с испытанием тяговых качеств автомобиля на стенде с беговыми барабанами значительно сокращает потери времени и исклю­чает неудобства метода ходовых испытаний. Для этого автомобиль устанавливают на стенде таким образом, чтобы ведущие колеса опира­лись на беговые барабаны. Перед замером расхода топлива предвари­тельно прогревают двигатель и трансмиссию автомобиля в течение 15 мин. при скорости 40 км/ч на прямой передаче и при полном открытии дросселя, для чего на ведущих колесах создают нагрузку нагрузочным устройством стенда. После этого у карбюраторных двига­телей проверяют работу топливного насоса (если стенд с беговыми барабанами не оборудован манометром для контроля работы топливно­го насоса) прибором модели 527Б на развиваемое им давление и герметичность клапана поплавковой камеры карбюратора. Давление замеряют при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и при открытом запорном кране. Результаты проверки сравнивают с данными таблицы, помещенной на крышке футляра прибора, и, если есть необходимость, устраняют неисправности.

Диагностирование систем питания дизельных двигателей включает в себя проверку герметичности системы и состояния топливных и воздушных фильтров, проверку топливоподкачивающего насоса, а также насоса высокого давления и форсунок.

Герметичность системы питания дизельного двигателя имеет особое значение. Так, подсос воздуха во впускной части системы (от бака до топливоподкачивающего насоса) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры, а негерметичность части системы, находящейся под давлением (от топливоподкачивающего насоса до форсунок), вызывает подтекание и перерасход топлива.

Впускную часть топливной магистрали проверяют на герметичность с помощью специального прибора-бачка. Часть магистрали, находящуюся под давлением, можно проверять опрессовкой ручным топливоподкачивающим насосом или визуально при работе двигателя на частоте вращения холостого хода.

Состояние топливных и воздушных фильтров проверяют визуально.

Топливоподкачивающий насос и насос высокого давления проверяют на стенде дизельной топливоподающей аппаратуры СДТА (рис. 28). При испытаниях и регулировке на стенде исправный топливоподкачивающий насос должен иметь определенную производительность при заданном противодавлении и давление при полностью перекрытом топливном канале (для двигателя ЯМЗ-236 при 1050 об/мин валика стенда производительность должна быть не менее 2,2 л/мин при противодавлении 150--170 кПа и давлении при полностью перекрытом канале 380 кПа).

Топливный насос высокого давления проверяют на начало, равномерность и величину подачи топлива в цилиндры двигателя. Для определения начала подачи топлива применяют моментоскопы -- стеклянные трубки с внутренним диаметром 1,5--2,0 мм, устанавливаемые на выходном штуцере насоса, и градуированный диск (лимб), который крепится к валу насоса. При проворачивании вала секции насоса подают топливо в трубки моментоскопов. Момент начала движения топлива в трубке первого цилиндра фиксируют по градуированному диску. Это положение принимают за 0° -- начало отсчета. Подача топлива в последующие цилиндры должна происходить через определенные углы поворота вала в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Для двигателя 740 автомобиля КамАЗ порядок работы цилиндров 1--5--4-- 2--6--3--7--8, подача топлива в пятый цилиндр (секцией насоса 8) должна происходить через 45°, в четвертый (секцией 4) -- 90°, во второй (секцией 5) -- 135°, в шестой (секцией 7) -- 180°, в третий (секцией 3) -- 225°, в седьмой (секцией 6) -- 270° и восьмой (секцией 2) -- 315°. При этом допускается неточность интервала между началом подачи топлива каждой секцией относительно первой не более 0,5°.

Билет № 11.

1.Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их хранение. Заказчик сдает в ремонт автомобили и агрегаты, выработавшие установленный ресурс, достигшие предельного состояния и имеющие аварийные повреждения, которые могут устраняться только на предприятиях по капитальному ремонту при наличии соответствующего акта; достигшие предельного состояния, но не выработавшие установленного ресурса с приложением соответствующего акта.

Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены первая и вторая комплектность; для автобусов и легковых автомобилей – только первая; силовых агрегатов (двигатель с коробкой передач и сцеплением) – первая; дизелей – первая; для карбюраторных двигателей – первая и вторая. Все остальные агрегаты автомобиля имеют только одну комплектность.

Автомобиль первой комплектности – это автомобиль со всеми составными частями, включая запасное колесо. Автомобили второй комплектности сдают в ремонт без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.

Двигатель первой комплектности – это двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроусилителя рулевого управления, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, воздухоочиститель, электрооборудование и т. п. Двигатель второй комплектности – это двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.

Автомобили и агрегаты, выработавшие свой ресурс, но не достигшие предельного состояния, не подлежат капитальному ремонту.

Диагностирование технического состояния агрегатов осуществляется на контрольно-испытательных стендах. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии автомобилей и агрегатов с указанием места, вида и причины дефекта.

При приемке автомобиля в ремонт составляется приемо-сдаточный акт по установленной форме в трех экземплярах. Сборочные единицы, сдаваемые в ремонт отдельно, должны иметь справку, подтверждающую необходимость капитального ремонта, составленную заказчиком.

Двигатели и их сборочные единицы сдаются в КР согласно с требованиями ГОСТов и техническими условиями на ремонт. Двигатели и их сборочные единицы должны быть очищены и вымыты снаружи, а смазка и вода – слиты. Все отверстия, через которые могут проникнуть атмосферные осадки и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, должны быть закрыты крышками или пробками-заглушками.

Процесс приемки состоит из следующих стадий: предварительный технический осмотр и выявление комплектности; наружная мойка; окончательный технический осмотр. Принятые в ремонт автомобили и агрегаты отправляются на склад ремонтного фонда.

Требования безопасности при эксплуатации автомобилей: движение по территории предприятия, подготовка к выезду и работе на линии; требования при эксплуатации автомобилей в зимнее время года.

 

Движение по территории предприятия. Передвижение транспортных средств и работающих должно осуществляться в соответствии с установленными дорожными знаками и разметкой по определенным маршрутам, указанным на схеме, вывешиваемой при въезде (входе) на территорию предприятия. Перед началом движения водитель должен: убедиться в отсутствии людей на пути движения автомобиля, а также помех для его движения; предупредить находящихся вблизи автомобиля людей, в каком направлении будет двигаться автомобиль; в темное время суток включить освещение автомобиля (габаритные огни и ближний свет фар). Водитель не должен осуществлять движение на автомобиле с неисправной тормозной системой и рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности автомобиля угрожают безопасности движения. При движении в производственных помещениях (не более 5 км/ч), а также по территории предприятия (не более 20 км/ч) водитель не должен превышать установленного ограничения скорости. Перед выходом из кабины водитель должен убедиться в том, что стояночный тормоз затянут до отказа.

Подготовка к выезду и работе на линии. Перед выездом на линию необходимо проверить техническое состояние транспорта: контрольный осмотр, действие в работе тормозов, органов управления, звукового сигнала, освещения, механизмов перемещения груза. На линию транспортные средства выпускаются технически исправными, прошедшими технический осмотр.Собственник обязан выпускать на линию технически исправные укомплектованные транспортные средства, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию и водителя. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе. Собственник перед выездом обязан проинформировать водителя об условиях работы на линии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особенностях перевозимого груза. Направляя водителя в рейс продолжительностью более 1 суток, собственник обязан: – проверить укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность; – сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха; – записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного отдыха. При направлении двух и более автомобилей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его движения. Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки. Сцепка и расцепка автомобилей с прицепами и полуприцепами должна производиться только на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны располагаться на одной прямой. Во время движения на повороте водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного движения. При перегреве двигателя пробку радиатора можно открывать только тогда, когда температура воды (жидкости) ниже 100 °С. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан выполнять требования безопасности труда, установленные для ремонта и профилактического обслуживания транспортных средств на предприятии. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонтальную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под колеса упорные колодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

Требования безопасности при эксплуатации автомобилей в зимнее время года.

В зимнее время запрещается выпускать на линию транспортные средства с неисправным устройством для обогрева кабины. Заснеженная дорога. При движении по заснеженной дороге необходимо соблюдать следующие рекомендации: - начинать движение с места следует очень плавно на первой передаче, без рывков, не допуская буксирования колес; - скорость движения необходимо увеличивать постепенно и равномерно, применяя торможение двигателем без выключения сцепления; - при движении необходимо держаться накатанной части заснеженной дороги; - снежные заносы на дорогах необходимо преодолевать с предварительным разгоном, используя инерцию автомобиля. Обледенелая дорога. На обледенелой дороге трогаться с места следует особенно плавно. Двигаться необходимо равномерно с небольшой скоростью, обеспечивая необходимую силу тяги на ведущих колесах без их пробуксировки и без переключения передач. При появлении признаков заноса необходимо плавно уменьшить подачу топлива, повернуть рулевое колесо в сторону заноса и восстановить прежнее направление движения автомобиля.

Общие требования безопасности к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава: требования к органам управления, системам питания, смазки и охлаждения, техническому состоянию электрооборудования, кабине автомобиля; требования к автобусам и грузовым автомобилям, предназначенным для перевозки людей.

Органы управления АТС должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса). Требования к рулевому управлению. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается. Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

К кабине (салону) АТС предъявляются следующие требования: - боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами; - на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; - шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах; - отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя; - пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

Техническое состояние электрооборудования АТС должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован: - тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий; - ровным полом без сквозных отверстий и щелей; - звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной; - стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта; - выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30 - 50 мм.

Для разовых перевозок пассажиров кузов грузового бортового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 - 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. При перевозке детей борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест.

Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых пассажирских дверях. Автобус должен быть оборудован освещением проемов пассажирских дверей, позволяю­щим водителю видеть вход и выход в (из) автобус(а) в любое время суток. Автобус должен оборудоваться наружным(и) и внутренним(и) зеркалом (зеркалами), позволяющим(и) водителю контролировать процесс входа и выхода в(из) автобуса(а) от уров­ня дороги до поверхности пола автобуса. Материал покрытия пола автобуса и ступеней не должен быть скользким во влажном состоянии. Автобусы, имеющие естественную систему вентиляции пассажирского помещения, должны иметь боковые окна с форточками, которые устанавливаются в верхней части окна. Высота форточки по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25 %. Рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобиль­ной громкоговорящей установкой. Автобус должен быть укомплектован двумя медицинскими аптечками. В автобусе должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетуши­телей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя.

Диагностирование механизмов трансмиссии автомобилей: сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи. Основные неисправности, диагностические параметры и нормативы, применяемое оборудование, режимы, особенности технологии.

Износ агрегатов трансмиссии зависит от режимов эксплуатации автомобиля, дорожных условий и способов (приемов) вождения автомобиля, связанных с квалификацией водителя, и в первую очередь от качества выполнения работ при ТО и ТР.

В зависимости от дорожных условий изменяется скорость движения автомобиля, периодичность пользования сцеплением и коробкой передач, нагрузка на все агрегаты. При эксплуатации в городских условиях, а также по дорогам с выбоинами, ямами быстро изнашиваются подшипник муфты выключения сцепления, ведомый диск сцепления, шестерни коробки передач.

Механизм сцепления, коробка передач и карданная передача воспринимают нагрузки в несколько раз большие максимального крутящего момента двигателя. Это происходит при движении на первой передаче и задним ходом, а также при резком торможении двигателем с высокой скорости движения. При этом сцепление, воспринимая эти нагрузки за счет пробуксовки дисков, является как бы амортизатором. На шестернях коробки передач возникают значительные контактные напряжения, приводящие к разрушению шестерен, изгибу валов и разрушению подшипников. Изменение технического состояния переднего моста, нарушение схождения передних колес, установки шкворней приводит к износу шин и затруднениям в управлении автомобилем.

Эксплуатация автомобилей с неисправными механизмами трансмиссии и ходовой части запрещена.

1.Неисправности сцепления и его привода

В процессе эксплуатации автомобиля происходит износ и поломка фрикционных накладок ведомого диска, износ опорного подшипника муфты выключения сцепления, нарушение регулировки рычагов выключения сцепления, ослабление нажимных и демпфирующих пружин, замасливание дисков. Неисправности механизма сцепления вызывают пробуксовку (неполное включение), неполное выключение (неполное разобщение дисков, когда сцепление «ведет») и резкое включение механизма. Эти неисправности могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий. Неполное выключение сцепления затрудняет переключение передач. Пробуксовка сцепления также опасна не только тем, что в результате нагрева ведомый диск быстро выйдет из строя, но и тем, что это может привести к аварии, так как автомобиль теряет связь двигателя с ведущими колесами (например, при движении на подъем).

Одним из признаков неисправности сцепления и его привода является малый свободный ход педали привода. При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска зазор между рычагами и опорным подшипником муфты выключения уменьшается, а следовательно, уменьшается свободный ход педали сцепления, и сцепление будет пробуксовывать. Свободный ход педали привода сцепления у автомобиля ЗИЛ-130 должен быть 35...50 мм, что соответствует зазору между рычажками и выжимным подшипником 3...4 мм. Свободный ход педали привода сцепления у автомобиля ГАЗ-53А должен быть 35...45 мм, что соответствует зазору между рычажками и подшипником 2 мм и зазору между толкателем и поршнем гидравлического цилиндра 0,5... 1,5 мм. Предельный свободный ход не должен быть менее 10...15 мм.

2.Неисправности в каробке передач

В коробках передач могут быть повышенные зазоры в зацеплении шестерен из-за износа зубьев, погнутости валов, износы подшипников, замков, нарушения соосности валов, а также самовыключение передач под нагрузкой и затрудненное их включение. При наличии последних двух неисправностей эксплуатация автомобиля запрещается правилами дорожного движения.

Работу коробки передач проверяют на ходу автомобиля, внешним осмотром и в процессе диагностирования. При диагностировании в основном определяют зазор в зацеплении шестерен, фиксируемый на вторичном валу.

У новых обкатанных автомобилей угловой зазор на различных передачах в коробке составляет 2,5...6° (наибольший на прямой передаче). Предельные значения -от 5 до 15°. Самопроизвольное выключение передач возможно в результате износа зубьев шестерен (особенно при неполном зацеплении), подшипников валов, сильного износа вилок и штоков переключения и осевого перемещения вторичного вала.

Трудное включение передач возможно при неправильной регулировке привода сцепления и самого сцепления, заеданий в приводе коробки передач, при износе деталей коробки, в том числе синхронизаторов, а также при отсутствии или недостатке смазки.

3.Карданная передача.

Основные неисправности карданной передачи заключаются в ослаблении крепления карданных валов, износе шеек, подшипников, крестовин карданных шарниров и шлицевых соединений. Характерным признаком неисправностей карданной передачи является появление стуков, хорошо прослушиваемых при резком изменении режима движения автомобиля и трогании автомобиля с места.Зазоры, которые появляются в результате износа кар-данных передач, определяются или покачиванием карданного вала (без количественных результатов), или измерением в градусах. Значительные зазоры в сочленениях деталей карданной передачи приводят к стукам.

Серьезной неисправностью карданной передачи является биение карданного вала, которое может быть вызвано как его погнутостью, так и износом шлицевого соединения. Обе причины приводят к дисбалансу вала.

Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля, если поврежден или вибрирует карданный вал. При обрыве карданного вала происходит повреждение тормозных магистралей, и автомобиль остается без ножного и ручного тормозов.

4.Главная передача.

Основные неисправности главной передачи заключаются в нарушении зацепления ведущей и ведомой шестерен, износе зубьев, подшипников, поломке деталей, ослаблении креплений. Шум шестерен при движении автомобиля со скоростью 30...60 км/ч под действием тяговой силы, создаваемой двигателем (а не накатом), свидетельствует о неправильном зацеплении шестерен (пятно контакта смещается в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни). Шум шестерен при торможении двигателем свидетельствует о смещении пятна контакта зацепления в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни.

5.Ведущий мост.

Работа ведущего моста с непрерывным «воем» шестерен главной передачи может быть вызвана износом или повреждением зубьев шестерен, ослаблением крепления подшипников, износом подшипников, а также недостаточным уровнем масла в картере главной передачи или малой вязкостью масла. Общий признак изношенности зубьев шестерен и подшипников, а также ослабления крепления фланца ведущей шестерни — увеличенный зазор, измеряемый на переднем конце ведущей шестерни.

1. Приборы для диагностирования агрегатов трансмиссии автомобиля.Цель. Изучить устройство и правила пользования устройством КИ-4832 и приспособлением КИ-8902А. Ознакомиться с прибором КИ-1154 и методикой диагностирования подвески автомобиля.

Оснащение рабочего места. Автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53; устройство КИ-4832; приспособление КИ-8902А, шаблоны и стенды для проверки подвески, схемы присоединения приборов и стендов.Порядок выполнения работы. 1. Изучить конструкцию устройства КИ-4832. Устройство КИ-4832 (109) поз-

воляет определять угловой зазор в трансмиссии автомобиля и ее отдельных агрегатах. Автомобиль при диагностировании устанавливается на осмотровой канаве. Люфтомер состоит из динамометрической рукоятки, захвата для установки на вилке карданного шарнира автомобиля и измерительного диска. Измерительный диск, подвижный на оси, градуирован в градусах с пределами измерений ±90° и ценой деления шкалы 0,5°. На диске имеется герметичное кольцо из прозрачного материала, в котором на половину его объема залита подкрашенная жидкость.

В рабочем положении, когда устройство закреплено захватом на задней вилке карданного шарнира автомобиля, жидкость в кольце занимает всю нижнюю половину кольца и служит в качестве уровня, по отношению к которому отсчитывается угол поворота карданного вала вместе с градуированным диском.

Угловой зазор в агрегатах трансмиссии измеряют при неработающем двигателе. Операции по измерению люфтов в трансмиссии целесообразно начинать с определения суммарного углового зазора карданной передачи. Для этого следует затянуть стояночный тормоз до упора и установить устройство на заднюю вилку карданного шарнира.Затем, поворачивая устройством карданный вал в одну сторону, выбрать зазор и установить шкалу градуированного диска так, чтобы уровень жидкости в кольце на диске совпал с нулевой отметкой шкалы. Поворотом устройства в другую сторону выбрать зазор и по уровню жидкости определить его. Момент силы при выборе за-зора карданной передачи должен быть в пределах 15...20 Н-м.Второй операцией будет определение угловых зазоров в зацеплении шестерен всех передач в коробке передач. Для этого водитель автомобиля или слесарь-диагност по требованию мастера-диагноста поочередно включает передачи в коробке, а последний измеряет устройством зазоры. Зазор, измеряемый устройством, состоит из зазора карданной передачи (ранее измеренного) и зазора одной из передач коробки передач. Следовательно, зазор в передачах коробки будет меньше на угловой зазор карданной передачи.Третьей операцией будет определение зазора главной передачи ведущего моста. Перед этим следует затормозить задний мост автомобиля и выполнить операции по определению зазора карданной передачи при нейтральном положении шестерен в коробке передач.

2. Изучить приспособление КИ-8902А (ПО). Приспособление предназначено для проверки биений карданных валов. Корпус 6 устройства устанавливается на рычаге в сборе 3 свободно. Он может перемещаться в осевом направлении в пределах 100 мм. В заданном положении корпус 6 фиксируется зажимом 5 и сухариком 4.

При проверке прогиба карданного вала задний мост автомобиля поднимают домкратом или другим подъемным устройством так, чтобы колеса не касались пола, а карданный вал мог свободно проворачиваться. Затем с помощью шнура подключают электромагнит к сети постоянного тока напряжением 12 В. Далее прикладывают электромагнит к очищенной поверхности нижней полки лонжерона, против места замера прогиба карданного вала надежно закрепляют устройство на полке и включают электромагнит. Затем рукояткой 2 и зажимом 5 ослабляют осевой и телескопический зажимы и подводят к карданному валу индикатор с ножевидным наконечником так, чтобы индикатору был сообщен предварительный натяг 2...3 мм, и устанавливают индикатор на нуль. После этого зажимы затягивают, карданный вал поворачивают рукой на один оборот и по показанию индикатора определяют прогиб труб карданной передачи.

3. Изучить назначение и устройство стробоскопического приспособления (111). Техническое состояние сцепления можно определить по свободному ходу педали, а также по наличию пробуксовки и неполноты выключения сцепления.

При пробуксовке сцепления появляется неравенство угловых скоростей ведущего и ведомого дисков. Для определения наличия пробуксовки сцепления можно применять стробоскопический прибор или лампу-вспышку (осветитель) любого мотор-тестера.

Прибором можно визуально контролировать работу сцепления по положению метки на карданнс^м валу или шарнире при импульсном подсвечивании крестовины карданного шарнира при работе автомобиля под нагрузкой на стенде с беговыми барабанами. Стробоскопический эффект позволяет наблюдать при неисправном сцеплении сдвиг между моментом вспышки (зажигания) и меткой, нанесенной на карданном валу или на крестовине карданного шарнира.

Сцепления проверяют на стенде КИ-8930 при измерении тяговой мощности. Предварительно необходимо к системе электрооборудования подключить прибор в следующем порядке: провод со знаком «минус» присоединить к «массе» автомобиля; провод со знаком «плюс» — к плюсовой клемме аккумуляторной батареи автомобиля; провод без маркировки (щуп) — к свече первого цилиндра. Перед работой со стробоскопом желательно сделать отметку мелом на трубе карданной передачи или крестовине карданного, шарнира у главной передачи.

Проверку сцепления выполняют в следующем порядке: после установки автомобиля на стенде, прогрева двигателя и подключения стробоскопа включают прямую передачу и плавно полностью открывают дроссельную заслонку. Включают стенд, реостатом загружают автомобиль до скорости вращения барабанов стенда, равной 900 об/мин (50 км/ч). Затем нажимают на кнопку включения стробоскопа и направляют световой луч на метку. При исправном сцеплении метка кажется неподвижной.

Билет № 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: