Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей

Основой организации работ на СТОА является Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Данное Положение обязательно для всех организаций и предприятий, производящих ТО и ремонт этих автомобилей, разрабатывающих нормативно-техническую доку­ментацию и осуществляющих подготовку персонала для системы.автотехобслуживания независимо от их ведомственной при­надлежности.

Техническое обслуживание автомобилей пред­ставляет собой комплекс работ, направленных на предупрежде­ние отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехничес­кие, работы по системе питания, шинные, заправочные и смазоч­ные.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения ра­боты по ТО легковых автомобилей подразделяются на следую­щие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО); сезонное обслу­живание (СО).

ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание над­лежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выпол­няется владельцем автомобиля самостоятельно перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.

ТО предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный эксплуатационной документацией (сервис­ными книжками) пробег автомобиля. СО включает работы по под­готовке автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года согласно рекомендациям предприятий-изготовителей.

Ремонтом называется комплекс работ по устранению воз­никших неисправностей и восстановлению работоспособности ав­томобиля (агрегата). Ремонт автомобилей (агрегатов) включает контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, механические, медницкие, сварочные, жестяницкие, обойные, ок­расочные, шиномонтажные, электротехнические и другие работы. Он выполняется по потребности и в соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ подразделяется на текущий (ТР) и капитальный (КР).

ТР предназначен для устранения возникших отказов и неис­правностей путем проведения необходимых работ с восстановле­нием или заменой: у агрегата — отдельных деталей или узлов, кроме базовых; у автомобиля — отдельных деталей, узлов или агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта.

КР предназначен для восстановления работоспособности аг­регатов с обеспечением гарантированного пробега при условии соблюдения правил эксплуатации.

Таблица 1.2

Перечень основных агрегатов автомобиля и их базовых деталей

Агрегат Базовые детали
Двигатель Коробка передач Раздаточная коробка Ведущий мост Неведущий мост Рулевой механизм Кузов легкового автомобиля Блок цилиндров Картер коробки передач Картер раздаточной коробки Картеры ведущего моста, колесно­го редуктора, редуктора Балка моста или поперечина под­вески Картер рулевого механизма Основание кузова

Он предусматривает полную разборку объекта ремонта, дефектовку, восстановление или за­мену составных частей с последующей сборкой, регулировкой и испытанием.

Агрегат подвергается КР в случаях, когда базовая деталь (табл. 1.2) нуждается в замене или восстановлении, требующем полной разборки агрегата, а также когда работоспособность агрегата не может быть восстановлена путем проведения ТР. Нормы пробега основных агрегатов автомобилей до КР (для целей планирования) приведены в табл. 1.3.

При КР узлов и агрегатов должно обеспечиваться восстанов­ление до уровня новых изделий или близкого к нему состоя­ния: зазоров, натягов, взаимного расположения деталей (осей, плоскостей и т. п.), микро- и макрогеометрии рабочих поверх­ностей, структуры и твердости металлов, форм и внешнего вида составных частей агрегата. Ресурс восстановленного изделия должен быть не менее 80% нового.

Автообслуживающие предприятия производственных объеди­нений заводов-изготовителей выполняют ТО и ремонт производи­мых автомобилей в гарантийный период их эксплуатации. Предприятия республиканских специализированных организаций автотехобслуживания производят ТО и ремонт всех автомобилей, в том числе и в послегарантийный период их эксплуатации. При наличии мощностей ТО и ремонт автомобилей может произ­водиться как в гарантийный, так и в послегарантийный периоды эксплуатации на любом предприятии независимо от подчинен­ности.

Платные услуги по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, могут оказываться и предприятиями других отраслей промышленности в соответствии с утвержденными документами о порядке предоставления платных услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, на предприятиях и в организациях, для кото­рых предоставление этих услуг не является основной деятель­ностью.

Единую техническую политику по координации размещения автообслуживающих предприятий, разработке нормативно-тех­нической документации, снабжению запасными частями, обору­дованием, специнструментом и оснасткой осуществляет Минавто-пром СССР через управление «Глававтотехобслуживание» и производственные объединения (управления) заводов-изготовите­лей автомобилей.

При предоставлении услуг по ТО и ремонту легковых авто­мобилей, принадлежащих гражданам, предприятия автотехобслу­живания руководствуются Правилами предоставления и пользова­ния услугами станций технического обслуживания и в зависи­мости от их специализации, мощности и оснащенности тех­нологическим оборудованием выполняют следующие виды работ, услуг:

ТО (в том числе в гарантийный период эксплуатации), го­довой технический осмотр с выдачей справки для ГАИ и прочие работы по обслуживанию;

ремонт узлов и деталей двигателя, систем питания и охлаж­дения, системы выпуска газов, сцепления, коробки передач, раз­даточной коробки, карданного вала, ведущего моста, подвески автомобиля, колес и ступиц, рулевого управления, механизма тормозов, электрооборудования, радиооборудования, отопителя, принадлежностей, кузова, в том числе жестяницко-сварочные, арматурные, обойные, окрасочные работы, а также шиномонтажные, слесарно-механические, медницкие работы, пошив и установку чехлов, гарантийный ремонт;

прочие услуги — прием предварительных заявок на ТО и ТР, переоборудование автомобилей, восстановление агрегатов, узлов и деталей, подготовку к сезонной эксплуатации, предоставле­ние постов самообслуживания, предпродажную подготовку, продажу автомобилей, запасных частей, инструмента, принад­лежностей и средств ухода, установку ремней безопасности на автомобилях, имеющих места крепления, и дополнительных изделий (радиоприемников, фартуков колес, защитных пластин картера и т. п.), оказание помощи на дому, доставку неисправ­ных автомобилей к месту их ремонта, оказание технической помощи за пределами станции, обработку и антикоррозионное покрытие автомобилей и их консервацию, хранение автомоби­лей на платных стоянках, проведение консультаций по вопросам ТО, ремонта, хранения и эксплуатации автомобилей, составле­ние расчетов стоимости ремонта после аварии, прием отработавших аккумуляторных батарей и изношенных автомобилей, абоне­ментное обслуживание, комиссионную торговлю подержанными автомобилями, а также деталями, узлами, агрегатами.

ТО и ремонт автомобилей государственных и общественных организаций производятся при отсутствии заказов на ТО и ремонт автомобилей, принадлежащих населению, в объемах, не превышающих установленный план.

ПРИЕМ, ОФОРМЛЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКАЗОВ

Автомобиль на СТОА доставляется заказчиком (владельцем автомобиля) или средствами СТОА за счет заказчика.

В случае производственной невозможности принятия автомо­биля в день его прибытия СТОА записывает заказ на планируемый период в журнале, где указываются дата и время пред­ставления автомобиля на СТОА. Предварительная запись на СТОА может осуществляться и по телефону. Если заказчик в назначенное время на СТОА не прибыл, то его очередь ликвиди­руется.

Оформление заказов на ТО и ремонт автомобилей, учет вы­полнения заказов, оформление выдачи автомобиля заказчику осу­ществляются на СТОА в соответствии с утвержденным доку­ментооборотом (при приемке необходимы заявки на выполне­ние работ, технический паспорт и сервисная книжка, а при вы­даче — копия заказа-наряда и сервисная книжка с отметкой о выполнении соответствующего ТО).

Заказы на выполнение ТО и ремонта автомобилей подаются в виде письменной заявки владельца на производство работ, а предприятие (организация, учреждение) представляет гарантий­ное письмо, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером. В случае отказа от приемки автомобиля соответ­ствующее должностное лицо на СТОА указывает на обороте заявки мотивированную причину отказа.

Оформление заказов производится при предъявлении докумен­та, удостоверяющего личность заказчика, и технического паспор­та автомобиля. Заказчик, не являющийся владельцем автомобиля, предъявляет доверенность (на его эксплуатацию или право ремонта), выданную и оформленную в установленном порядке.

Заказчики, имеющие право на внеочередное пользование услугами, предъявляют соответствующие документы. Право на внеочередное обслуживание распространяется на владельцев автомобилей, имеющих право собственности, подтвержденное тех­ническим паспортом, а также на лиц, пользующихся автомоби­лями по доверенности и имеющими право на внеочередное обслуживание, при наличии у них действующего водительского удостоверения.

Прием заявки заказчика к исполнению СТОА оформляется заказом-нарядом и при необходимости его продолжением, а за­явки на гарантийный ремонт — рекламационным актом по форме, установленной предприятием-изготовителем. В заказе-наряде указываются согласованный с заказчиком и соответствующий за­явке перечень работ по ТО и ремонту, номенклатура запас­ных частей и материалов, необходимых для выполнения работ, а также срок выполнения заказа.

При оформлении заказа-наряда одновременно составляется приемосдаточный акт, в котором при приемке автомобиля отра­жается его комплектность, а также фиксируются все дефекты, отказы и неисправности.

Выполнение некоторых услуг, таких, как подкачка шин, ди­агностические работы, срочный ремонт, мойка и другие (их перечень определяется вышестоящей организацией), может произ­водиться по номерным талонам или на основании заказа-квитан­ции (без оформления приемосдаточного акта).

Для ремонта автомобиля могут быть использованы предъяв­ляемые заказчиком запасные части и материалы, отвечающие требованиям действующей нормативно-технической документации. О представлении заказчиком запасных частей и материалов де­лается запись во всех экземплярах заказа-наряда или заказа-квитанции.

Составление калькуляции и оформление документации после определения стоимости ремонта поврежденного автомобиля, стои­мости автомобиля с учетом его технического состояния и амор­тизационного износа, а также оценки потери товарного вида производятся как самостоятельные услуги по запросу заинтере­сованных организаций или по письменному заявлению вла­дельца.

Отсутствие'' калькуляции у заказчика на стоимость ремонта поврежденного автомобиля не является основанием для отказа в приеме автомобиля в ремонт.

Легковые автомобили иностранных марок, а также отечествен­ного производства, выпущенные свыше 10 лет назад, принимаются в ремонт при условии предоставления заказчиком или наличия на СТОА соответствующих запасных частей.

Автомобили, принятые СТОА для выполнения работ, но не находящиеся в производстве, хранятся на территории СТОА, в том числе на открытых площадках, а снятые с автомобиля и под­лежащие возврату заказчику агрегаты (кроме кузова) и узлы — в закрытых помещениях.

СТОА обязана выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в обусловленный срок (в рабо­чих днях, не более): ТО — 2, гарантийный ремонт—10, ТР (кроме кузова) — 10, окрасочные работы со снятием старой крас­ки — 15, сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской — 45.

Приемка от населения деталей, узлов и агрегатов, подлежа­щих восстановлению и использованию при ремонте, и расчеты за них осуществляются в соответствии с Положением о порядке приема и расчетов с населением за детали, узлы и агрегаты, подлежащие восстановлению и использованию при ремонте легко­вых автомобилей.

Ремонт агрегатов на СТОА выполняется, как правило, необез­личенным методом. Но в целях сокращения продолжительности простоя автомобилей по согласованию с заказчиком ремонт может осуществляться наиболее прогрессивным обезличенным методом — путем замены неисправных узлов и агрегатов на ис­правные.

Автомобильные шины, аккумуляторные батареи, радиоприем­ники, микропроцессоры, часы и другие изделия, не выпускаемые Минавтопромом СССР, ремонтируются в соответствии с действую­щими правилами, установленными соответствующими министерст­вами (ведомствами), на специализированных предприятиях.

Работы по техническому диагностированию на СТОА выпол­няются в соответствии с требованиями Руководства по органи­зации диагностирования легковых автомобилей на СТОА системы «Автотехобслуживание» (см. гл. 4).

Порядок подготовки и проведения на СТОА периодического технического осмотра легковых автомобилей определяется дейст­вующим Положением о государственном периодическом техни­ческом осмотре автомобилей, принадлежащих гражданам.

При наличии на СТОА постов самообслуживания заказчик может производить ТО и ремонт автомобиля собственными си­лами с использованием консультативной помощи, инструмента и материалов СТОА. В этом случае заказчик обязан соблюдать установленные правила техники безопасности, пожарной безопас­ности и производственной санитарии. Перед началом работ пред­ставитель СТОА знакомит заказчика с правилами эксплуатации постов самообслуживания, о чем делается запись в специальном журнале.

Нахождение заказчиков в производственных помещениях СТОА, за исключением постов самообслуживания, мойки, диагнос­тирования, срочного ремонта, приемки-выдачи автомобилей, без разрешения администрации СТОА запрещается.

В помещении поста приемки и оформления заказов на видном месте вывешивают основные справочные материалы: правила предоставления и пользования услугами СТОА; распорядок рабо­ты СТОА и стола заказов; перечень работ и услуг, выполняемых СТОА; гарантийные обязательства заводов-изготовителей автомо­билей; образцы заполнения форм документов при оформлении заказов; адреса и номера телефонов СТОА и вышестоящей организации; оперативная информация о приеме заказов, наличии запасных частей и основных материалов; распорядок приема граждан руководством СТОА; адреса ближайших СТОА, рас­порядок их работы, телефоны столов заказов.

Книга отзывов и предложений, действующие прейскуранты на запасные части, ТО и ремонт также должны находиться в столе заказов и выдаваться по первому требованию заказчика.

Организация работы постов самообслуживания и консульта­тивных бюро осуществляется в соответствии с действующими пра­вилами.

Порядок приема от населения легковых автомобилей для списания и расчетов за них определяется соответствующим По­ложением.

 

При выдаче автомобиля его владелец получает на руки ко­пию заказа-наряда с подписью ответственного лица, удостове­ряющего полноту и качество выполненных работ, а в сервис­ной книжке делается соответствующая отметка.

При получении автомобиля из ТО и ремонта заказчик вправе проверить объем и качество выполненных работ, исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту, и обязан проверить комплектность получаемого автомобиля.

После оплаты выполненного заказа заказчику или его пред­ставителю оформляется разовый пропуск для выезда автомобиля со СТОА. При утрате заказчиком заказа-наряда и приемо­сдаточного акта автомобиль выдается по письменному заявле­нию заказчику с предъявлением документов, удостоверяющих его личность и принадлежность автомобиля.

СТОА несет ответственность за полноту и качество выпол­ненных работ, за сохранность и комплектность автомобилей, принятых на обслуживание. Претензии по качеству могут быть предъявлены заказчиком только в объеме заявленных им и выпол­ненных СТОА работ: по ТО — в течение 20 сут; по ТР — в течение 30 сут; по ремонту автомобиля с заменой агрегатов на новые — в течение гарантийных сроков, установленных предприя­тиями-изготовителями на эти агрегаты; по восстановлению двига­теля на заводе — в течение 12 мес; по восстановлению на пред­приятиях автотехобслуживания агрегатов узлов и деталей, вы­полнению кузовных работ и ремонту элементов кузова, полной или частичной окраске — в течение 6 мес.

Указанные гарантийные сроки исчисляются со дня выдачи автомобиля заказчику и распространяются также на установ­ленные при ремонте агрегаты, узлы и детали в соответствии с техническими условиями на них. По истечении указанных сро­ков, а также в случае несоблюдения заказчиком правил техни­ческой эксплуатации или вскрытия замененного агрегата, узла, прибора претензии не принимаются.

Дефекты, связанные с некачественным ТО и подготовкой ав­томобиля к техническому осмотру, устраняются за счет СТОА в течение одного дня, а дефекты, связанные с некачественным ТР,— в течение трех рабочих дней. Дефекты, обусловленные не­качественно выполненными кузовными и окрасочными работами, устраняются в технически возможные сроки, но не более 10 рабо­чих дней.

Основанием для устранения дефектов служит акт рекламации, который регистрируется в специальном журнале. При ремонте автомобиля, связанном с устранением дефекта, в течение указан­ных гарантийных сроков срок гарантии продлевается на время нахождения автомобиля на СТОА.

В случае несогласия заказчика с заключением по рекламации за ним сохраняется право направить автомобиль на техническую экспертизу или диагностирование. При подтверждении обоснован­ности рекламации расходы по определению и устранению дефек­тов несет СТОА, а при необоснованности — заказчик.

Возникающие между заказчиком и СТОА разногласия о ка­честве ТО и ремонта автомобиля, а также других видов услуг рассматриваются при необходимости по письменному заявлению заказчика и решаются в установленном порядке: комиссией, утверждаемой вышестоящей организацией, с участием в ней пред­ставителей незаинтересованных организаций. Иски заказчиков к СТОА и СТОА к заказчикам разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

Заказчик имеет право: требовать обоснования стоимости работ, контрольный экземпляр прейскуранта цен, создания СТОА или вышестоящей организацией комиссии для рассмотрения кон­фликтных вопросов; проверять полноту и качество выполненных работ и комплектность автомобиля; вносить свои замечания о работе СТОА в «Книгу отзывов и предложений» и обращаться в вышестоящие организации, которым она подчинена.

ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

Предпродажная подготовка — комплекс работ, вы­полняемых с целью предоставления покупателю исправного, подготовленного к эксплуатации автомобиля,— осуществляется в соответствии с ОСТ 37.001.082—82 «Подготовка предпродажная легковых автомобилей» организацией, их продающей.

Предпродажная подготовка и обслуживание автомобилей в гарантийный период эксплуатации характерны только для систе­мы автотехобслуживания и вызваны ответственностью заводов-изготовителей за качество продукции и стремлением получить объективную информацию для ее совершенствования.

Качество автомобиля в момент продажи должно соответ­ствовать требованиям технических условий завода-изготовителя и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Проведение предпродажной подготовки является обязательным условием для обеспечения гарантий завода-изготовителя, о чем делается отметка в сервисной книж­ке или заменяющем ее документе.

Перед продажей автомобиль тщательно осматривают, осуще­ствляют необходимые регулировочные и контрольные работы, обращая особое внимание на проверку узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения. Все выявленные отказы и неисправности устраняют.

Предпродажная подготовка легковых автомобилей включает следующие виды комплексных работ: обязательные работы; уст­ранение неисправностей по потребности; дополнительные работы, осуществляемые по желанию покупателя и оплачиваемые им.

Комплекс обязательных работ предусматривает: снятие консервационного покрытия и проведение моечно-уборочных опера­ций; проверку соответствия номеров товаросопроводительной документации с номерами двигателя, шасси и кузова автомобиля; проверку наличия технической документации, комплектующих изделий и принадлежностей; проверку и регулировку узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения; выявление и устранение механических повреждений, например, царапин или вмятин кузова.

Рекомендуемая трудоемкость этого комплекса работ состав­ляет около 4 чел.-ч в зависимости от модели автомобиля.

Комплекс работ по потребности включает удаление неисправ­ностей, а иногда и отказов, которые невозможно устранить во время проведения регулировочных работ первого комплекса. Как показывает опыт, проведение этих работ требуется для 3,5— 4,5% продаваемых автомобилей, выполняются они в соответст­вии с договорами торгующих организаций и заводов-изготови­телей.

В комплекс дополнительных работ входит, например, уста­новка зеркал на крыльях, багажника на крыше автомобиля, противоугонных устройств.

Для качественного проведения всех вышеуказанных работ целесообразно предусматривать продажу легковых автомобилей через СТОА или специализированные магазины с использова­нием для проведения предпродажной подготовки соответствующих постов, необходимого оборудования, приборов и инструментов. Поэтому в разработанных после 1970 г. проектах СТОА на 25, 50 и более рабочих постов предусмотрены магазины по продаже новых и подержанных автомобилей, запасных частей, средств по уходу за автомобилями и различных принадлежностей к ним. При этих магазинах планируют также производственный участок для предпродажной подготовки автомобилей.

На производственном участке новый автомобиль, поступаю­щий для продажи, подвергают расконсервации, снимают анти­коррозионное покрытие, моют кузов, удаляют пыль и грязь из салона автомобиля. Комплекс необходимых регулировочных работ проводят с использованием подъемников и другого необходи­мого оборудования, инструментов и приспособлений. Сложные работы, например жестяницко-сварочные и окрасочные, выпол­няют на соответствующих производственных участках СТОА. Проверенный и подготовленный к продаже автомобиль поступает в зону хранения и выдачи.

 

РЕМОНТ АГРЕГАТОВ

В целях повышения эффективности использования материаль­ных ресурсов и удовлетворения потребности в запасных частях на предприятиях автотехобслуживания Минавтопрома СССР организованы прием, восстановление и реализация деталей, узлов и агрегатов, в том числе кузовов, блоков кузовных деталей и съемных кузовных деталей легковых автомобилей (в дальней­шем изделий), подлежащих восстановлению.

Эти операции осуществляются в соответствии с Положением о порядке приема и расчетов с населением за детали, узлы и агрегаты, подлежащие восстановлению и использованию при ре­монте легковых автомобилей.

Изделия у населения принимаются на выделенных для этих целей СТОА согласно утвержденным номенклатурным перечням. Список СТОА, производящих прием, и номенклатурные перечни изделий утверждаются вышестоящей организацией.

Прием и оценку изделий осуществляет в присутствии вла­дельца на постах приемки автомобилей специалист, а прием и оценку кузовов и блоков, кузовных деталей — комиссия в соста­ве не менее 3 чел., назначаемые приказом по СТОА. Акт комиссии установленной формы утверждается директором СТОА.

Изделия принимаются у населения только при их соответствии требованиям Технических условий на восстановление, утвержден­ных в установленном порядке.

Изделия должны быть чистыми, не содержать самостоятель­но модернизированных или отремонтированных (восстановлен­ных) деталей способами, исключающими возможность их восста­новления (приварка сопряженных деталей вместо разъемного соединения, предусмотренного конструкцией, и др.). Комплект­ность агрегатов и узлов, принимаемых для восстановления, должна соответствовать спецификациям заводов-изготовителей.

Номерные агрегаты и узлы принимаются только при пред­ставлении владельцами документов, подтверждающих право вла­дения ими. Номерные агрегаты и узлы с уничтоженными номе­рами не принимаются (за исключением случаев, оговоренных в регистрационных документах).

При приеме у населения изделий выписывается приемная кви­танция в трех экземплярах, а расчет производится путем вы­платы наличных денег через кассу СТОА или путем зачета при расчете за выполненные услуги.

Закупочные цены на детали, узлы и агрегаты, в том числе на кузова и блоки кузовных деталей, устанавливаются в размере 30%, а на съемные кузовные детали— в размере 10% от дейст­вующей розничной цены нового изделия.

При заключении комиссии о невозможности восстановления ку­зова оценивается только пригодный к восстановлению и ис­пользованию при ремонте типовой блок кузовных деталей со­гласно табл. 1.4. Оставшаяся часть кузова принимается по цене металлолома.

Съемные кузовные детали в состав типового блока не вхо­дят. Детали кузова, закрепленные на нем с помощью элементов многократного использования, являются съемными кузовными де­талями (капот, крышка багажника и др.). Если они не подлежат восстановлению, то принимаются также по цене металлолома.

Детали, узлы и агрегаты, принятые СТОА для восстановле­ния, сдаются на склад и учитываются в установленном порядке. Учет приема номерных агрегатов ведется в журнале.

Восстановление изделий производится на подведомственных предприятиях Минавтопрома СССР обезличенным методом по тех­нической документации предприятий-изготовителей легковых ав­томобилей. При этом техническое состояние восстановленных из­делий и их комплектность должны соответствовать Техническим требованиям к восстановленным агрегатам, узлам и деталям лег­ковых автомобилей:

параметры и технические характеристики восстановленных из­делий (за исключением ресурсных и весовых) должны быть со­размерны параметрам, установленным для новых изделий;

изделия должны иметь маркировку в соответствии с требо­ванием ремонтных чертежей, а их ресурс должен быть не ниже 80% ресурса новых изделий;

должен быть приложен паспорт;

бумажные и картонные прокладки, резинотехнические изде­лия (сальники, манжеты, уплотнения, прокладки, защитные колпачки и т. д.) при восстановлении узлов (агрегатов) должны быть заменены новыми независимо от их состояния, а комплектующие изделия — на новые или восстановленные;

комплектность восстановленных агрегатов и узлов автомо­билей должна соответствовать комплектности новых изделий.

На предприятии, производящем восстановление, все восста­новленные детали подвергаются приемосдаточным испытаниям по ремонтной документации заводов-изготовителей. Методики про­верок, регулировок и испытаний должны соответствовать мето­дикам контроля и испытаний серийных изделий по действующей нормативно-технической документации.

Все восстановленные изделия должны быть приняты службой технического контроля и иметь ее штамп на прикладываемых сопроводительных документах. К восстановленному двигателю должен быть приложен паспорт.

Консервация, упаковка, транспортировка и хранение восста­новленных изделий производятся в соответствии с технически­ми условиями заводов-изготовителей на новые изделия.

В процессе ремонта автомобиля на СТОА с согласия вла­дельца могут быть использованы восстановленные изделия. Установка восстановленных изделий производится обезличенно. При этом в заказе-наряде в строке против выписанной детали делается отметка: «восстановления».

Реализация на СТОА новых и восстановленных изделий (входящих в номенклатурный перечень) производится при усло­вии предъявления владельцами легковых автомобилей заменяемых изделий для закупки их СТОА. Несоответствие предъявленных изделий требованиям Технических условий на восстановление не является основанием для отказа в замене этих изделий.

Восстановленные детали, узлы и агрегаты, в том числе ку­зова и блоки кузовных деталей, реализуются по цене, равной 70% от действующей розничной цены нового изделия, а восста­новленные съемные кузовные детали — по цене, равной 80% от действующей розничной цены нового изделия (отдельные части элементов кузова и съемных кузовных деталей, принятых по цене металлолома, могут быть использованы на СТОА при ремонте как вспомогательный материал и дополнительной оплате заказчиком не подлежат).

При установке на ремонтируемый автомобиль восстановлен­ных номерных агрегатов СТОА выдают справки-счета установлен­ной формы. Отсутствующие номера на агрегатах не восстанав­ливаются.

Качество восстановленных агрегатов (за исключением дви­гателя), узлов и деталей гарантируется в течение 6 мес., а двигателя — в течение 12 мес. со дня реализации изделия за­казчику.

Долговечность и надежность двигателя, выпущенного из ре­монта, в значительной степени зависят от правильного режима его эксплуатации в период обкатки, когда во всех механизмах происходит основная приработка трущихся деталей. Поэтому в этот период необходимо строго соблюдать все пункты раздела «Обкатка», приведенного в инструкции по эксплуатации автомо­биля, исключив на этот период проезд по тяжелым дорогам.

Исправная работа отремонтированного двигателя и всех его составных частей гарантируется в течение 12 мес. со дня установки на автомобиль при условии, что пробег за это время не пре­высит 16000 км и будут строго соблюдаться правила эксплуа­тации, указанные в инструкции на автомобиль.

2. Системы питания двигателей с искровым зажиганием.

С помощью системы питания двигателœейсискровымзажиганиемприготавливаетсяиподаетсявцилиндрыгорючаясмесь, регулируетсяеесоставиколичествовзависимостиотрежимовработы двигателя. В качестве топлива для этих двигателœейиспользуютбензинигаз.

При работе бензин распыливается и испаряется в карбюраторе и во впускном трубопроводе, газовое же топливо поступает в смесительное устройство.

Смесеобразование в двигателях с искровым зажиганием

В двигателях с искровым зажиганием применяют следующие способы внешнего смесеобразования: карбюраторный; впрыскивание легкого топлива во впускной трубопровод; послойное и форкамерно–факельное. Наиболее широко в автомобильных двигателях используют карбюраторный способ смесеобразования, а процесс приготовления горючей смеси называют карбюрацией. При этом топливовоздушная смесь в основном образуется в системе впуска (в карбюраторе и впускном трубе–проводе) и завершается смесеобразование в цилиндре. В процессе карбюрации желательно получить однородную топливо–воздушную смесь, что возможно при полном испарении топлива и равномерном распределœенииегопаровввоздухе. Нопрактическиэтоневозможно, таккаксмешиваниетопливаивоздухавначальной стадии происходит при двухфазном состоянии топлива (жидкость и пар) я большом соотношении объемов воздуха и паров бензина (примерно 50: 1).

Процесс карбюрации включает в себя: движение воздуха через карбюратор и по впускному тракту двигателя; движение топлива по каналам и через калиброванные дозирующие отверстия (жиклеры); истечение топлива или бензовоздушной эмульсии из распылителœей; распыливание, испарениеиперемешиваниетопливасвоздухом.

На процесс карбюрации влияют качество топлива, температура смеси (зависящая от температуры окружающего воздуха и впускного трубопровода), конструкция карбюратора и элементов системы впуска, а также режимы работы двигателя. При этом важный фактор в достижении высококачественного смесеобразования – время, отводимое на данный процесс.

В современных высокооборотных автомобильных двигателях время для смесеобразования весьма ограниченно (0,02...0,03), что затрудняет образование смеси с высоким содержанием паров, надежное перемешивание топлива с воздухом и равномерныйсостав смеси по цилиндрам. Смесеобразование в первую очередь зависит от скорости испарения топлива. Распыливание топлива, подогрев и перемешивание заряда в процессе карбюрации необходимы для ускорения испарения и увеличения количества паров топлива в смеси.

Основной показатель качества процесса распыливания – тонкость распыливания, оцениваемая средним радиусом капель. Повышение тонкости распыливания способствует лучшему испарению.

Топливо распыливается в основном вследствие разности скоростей движения топлива и воздуха. При разности в 4...6 м/с. наступает разрушение струи; полное распыливание топлива достигается при разности в 30 м/с.

Движение воздуха по впускному тракту с местными сопротивлениями и перепадами давлении обусловливает его турбулизацию, что также способствует распыливанию топлива и его перемешиванию с воздухом.

Движение воздуха и топливовоздушной смеси через систему карбюратора.

Рассмотрим схему впускного тракта и изменение разрежения по его длинœе. Приэтомможноустановитьзонывводатоплива, вкоторыхбудетсоздаватьсянаиболееэффективноеегораспыливание.

Впускной тракт включает в себя воздушный фильтр 1, карбюратор 2, трубопровод 3 и цилиндр 4 двигателя. При этом рассматриваются области I входного патрубка карбюратора, II диффузора, III смесительной камеры и IV впускного трубопровода. Во впускном тракте предусмотрены регулирующие расход воздушная 5 и дроссельная 6 заслонки.

Скорость воздуха достигает наибольших значений (100... 150 м/с) в узкой части диффузора в сечении АА. При этом движение воздуха в диффузоре всœегдатурбулентносинтенсивнымзавихрением, чтоспособствуетдроблению, распыливаниюииспарениютоплива. В эту зону диффузора через главный жиклер вводится топливо при работе двигателя на режимах полной нагрузки и близких к ней. На режимах малых нагрузок и на холостом ходу заслонку прикрывают, разрежение в области впускного тракта за дроссельной заслонкой возрастает и там достигаются наиболее благоприятные условия для распыливания топлива. По этой причине на режимах малых нагрузок и холостого хода двигателя в карбюраторе предусмотрена подача топлива в зону за дроссельной заслонкой.

Для повышения тонкости распыливания топливо в карбюраторе дробится как при подаче воздуха в топливные каналы карбюратора для получения топливовоздушной эмульсии, так и истечении из жиклеров.

В карбюраторе испаряется сравнительно небольшая часть топлива. Оставшееся жидкое топливо в виде крупных капель вместе с воздухом и парами топлива при движении во впускном трубопроводе продолжает дробиться. Более мелкие капли дополнительно испаряются, а неиспарившаяся часть топлива осœедаетнастенкахвпускноготрубопроводаиобразуеттопливнуюпленку. Пленкатопливанаиболееинтенсивнообразуетсясмесительнойкамере III инаначальномучасткевпускноготрубопровода IV. Придвижении по трубопроводу пленка частично испаряется и при входе в цилиндр доля испарившегося топлива составляет 60...80%. Завершается процесс испарения при прохождении оставшейся части жидкого топлива через щели впускного клапана и в цилиндре.

Образование топливной пленки вызывает нарушение нормальной работы двигателя. Особенно значительным осœеданиетопливапастенкахтрубопроводаоказываетсянанеустановившихсярежимахработы. Так, кпримеру, прирезкомоткрытиидроссельнойзаслонкиусловияиспаренияухудшаются вследствие тепловой инœерциистеноктрубопровода. Приэтомколичествотоплива, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇвыпадаетнастенки, можетбытьбольшеколичестватоплива, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇиспаряетсяизпленки, чтовызываетобеднениетопливовоздушнойсмесииухудшениеравномерностираспределœениятопливапоцилиндрам. Витогечастьтопливавотдельныхцилиндрахнеуспеваетиспарятьсядоначалавоспламененияи, какрезультат, ухудшаетсяпроцесссгорания, снижаютсямощностьиэкономичностьдвигателя.

Система центрального впрыска бензина

 

Основными преимуществами системы впрыска по сравнению с карбюраторными системами являются следующие:

- отсутствие дополнительного сопротивления потоку воздуха на впуске, имеющему место в карбюраторе, что обеспечивает повышение наполнения цилиндров и литровой мощности двигателя;

- более точное распределение топлива по отдельным цилиндрам;

- значительно более высокая степень оптимизации состава горючей смеси на всех режимах работы двигателя с учетом его состояния, что приводит к улучшению топливной экономичности и снижению токсичности отработавших газов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: