Месяц | Тема и цели занятия 1-й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Сентябрь | Тема | Золотая осень | Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты | Что летом родится, зимой пригодится | Гуляй, да присматривайся | ||
Цели | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с лич ным опытом; - вести дневник наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе | Закреплять: - обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; - названия различных овощей и фруктов; - знание характерных свойств овощей и фруктов, о семенах рас тений. Дать представление отом, как растение приспосабливается к размножению. Учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников | Обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, приготовление варенья, компотов и соков. Воспитывать: - бережное и любовное отно шение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; - уважение к труду людей, работающих на земле | Познакомить с народным календарем. Приобщать к русской народной культуре. Активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода. Обогащать словарь старинными названиями осенних месяцев | |||
Октябрь
| Тема | Как выращивают хлеб? | Деревья и кустарники нашего двора | Царство растений - грибы | Домашние животные | ||
Цели | Закреплять: - знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; - названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он | Закреплять: - знания о деревьях как предста вителях флоры Земли, их красоте и пользе; - представление о сезонных из менениях в природе, об их влия нии на жизнь растений. | Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, | Познакомить сдомашни-ми животными: коровой и козой. Закреплять: - названия домашних живот ных и их детенышей; - знание об их назначении и |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
проходит, прежде чем мы его съедаем. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб | Воспитывать интерес кизу-чению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | знающими грибы. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для некоторых насекомых. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе | пользе для человека. Объяснить происхождение слова «домашние». Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать любознательность | ||||
Ноябрь
| Тема | Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» | Домашние животные: лошадь, коза | Куда улетают птицы? Экскурсия в парк | Как звери готовятся к зиме? | ||
Цели | Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового. Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых | Учить ухаживать за животными, которые живут в уголке природы. Знакомить с новыми домашними животными: лошадью и козой. Закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность за содержание животных в уголке природы, в своем личном хозяйстве | Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того: - что часть птиц улетает в те плые края; - как можно облегчить прожи вание птиц в зимний период. Приучать: - связывать наблюдения с лич ным опытом; - вести дневник наблюдений | Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): - где живут; - чем питаются; - как готовятся к зиме. Дать элементарные пред ставления о взаимосвязи жи вотных со средой обитания | |||
Декабрь | Тема | Проказы матушки-зимы | Животный мир нашего края | Вода в жизни человека | У меня живет щенок | ||
Цели | Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). | Продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни. Рассказать об охране | Формировать: - знание о значении воды в жизни человека; - знание о необходимости | Учить: - наблюдать за животными: знать особенности поведения той или иной породы собак; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| Продолжать приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на ха- рактерные признаки зимы, про- должительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во вре- мя заморозков | природы, о помощи человека ди- ким животным. Приучать: - связывать наблюдения с личным опытом; - вести дневник наблюдений | воды для обеспечения здоро- вья человека. Воспитывать бережное отношение к воде | - находить общие и отличи- тельные признаки между вол- ком и собакой. Формировать ответствен- ность за содержание живот- ных в неволе. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми жи- вотными | |
Январь | Тема | Что мы знаем о рыбах? | Животный мир полярных районов Земли | Экскурсия в парк | Кто живет на подоконнике? | |
Цели | Расширять представления: - о рыбах; - о том, как зимуют рыбы. Учить: - ухаживать за рыбками, кото- рые живут в уголке природы; - наблюдать за ними; - рассматривать их строение | Расширять представления о диких животных. Познакомить: - с животными Крайнего Севера: белым медведем, тюленем, мор- жом; - с культурным наследием наро- да, проживающего на данной территории. Учить: - составлять описательный рас- сказ о животном; - сравнивать, замечать особенно- сти в строении и поведении жи- вотных. Развивать любознательность 1 | Побуждать наблюдать за изменениями, происходя- щими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей и се- менам, которые остались на деревьях. Продолжать учитьзаме- чать красоту зимнего пейзажа. Закреплять знания о янва- ре в пословицах, поговорках, праздниках этого месяца. Формировать умение пра- вильно вести себя на природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Воспитывать бережное | Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с лич- ным опытом; - вести дневник наблюдений. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить: - описывать комнатные расте- ния: - выделять характерные при- знаки; - сравнивать между собой; - ухаживать за растениями. Познакомить со способа- ми вегетативного размноже- ния растений. |
Продолжение табл.
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
отношение к природе | Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека | ||||||
Февраль | Тема | О характерных особенностях января и февраля | Наши друзья - пернатые | Куда исчез снеговик? | Знакомьтесь: еж | ||
Цели | Учить наблюдать за природой по народным приметам. Уточнить и закрепить знания о феврале и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира. Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с лич ным опытом; - вести дневник наблюдений | Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Учить: - различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки | Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе. Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. Закреплять знаниеотом, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнять представления о том, как человек приспосабливается к зиме | Расширять представления о еже. Учить составлять описательный рассказ о животном. Дать представление об экологической цепочке. Подвести кпониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу | |||
Март
| Тема | Признаки начала весны | Знакомьтесь: лягушка | Ягода-малина | Домашние птицы | ||
Цели | Учить: - называть характерные при знаки весны; - устанавливать связь между изменениями температуры воз духа и состояния воды; - замечать красоту пробуж дающейся природы. Продолжать учить: - устанавливать простейшие причинно-следственные связи; - делать анализ погоды с по следующими отметками в ка лендаре природы | Пополнять знания о земноводных. Дать представления о среде обитания лягушки. Учить составлять рассказ с помощью вопросов | Уточнять названия лесных и садовых ягод, отличительные признаки и качества садовых ягод. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе | Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Апрель | Тема | Эти удивительные насекомые | Покорение космоса | День Земли | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья |
Цели | Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать: - сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении; - представления об особенно стях сезонной жизни насеко мых, местах их обитания | Дать представление: - о космосе, космическом про странстве; - о ближайшей звезде - Солнце; - о планетах Солнечной системы; - о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать | Познакомить спраздни-ком - День Земли, который отмечается 22 апреля. Учить: - понимать и любить природу; - устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Формировать представление о том, что человек - часть природы. Учить различать почву (песчаная, чернозем, лесная). Расширять представления о многообразии неживой природы | Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека. Учить: - взаимодействовать с приро дой; - следить за погодой; - связывать наблюдения с лич ным опытом; - вести дневник наблюдений | |
Май | Тема | Цветущая весна | Цветущий луг | Лес ^ это богатство | Лето красное пришло |
Цели | Приучать: - следить за погодой; - связывать наблюдения с лич ным опытом; - вести дневник наблюдений. Продолжать изучать се зонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть | Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение | Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам. Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности | Систематизировать представления о временах года. Расширять представления о ягодах, которые растут в саду и лесу. Учить различать лесные и садовые ягоды |