Содержание тем дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Содержание раздела/темы дисциплины
1 Обзорная характеристика психологических наук о труде. Психология труда, инженерная психология, эргономика, как дисциплина, интегрирующая знания многих наук о труде (экономика, трудовое право, акмеология, педагогика и др.) и дисциплин научной психологии. Эргономика как комплексная междисциплинарная наука о труде. Смежные области психологического знания о человеке как субъекте трудовой деятельности и объекте управления: организационная психология, психология управления; психология спорта; транспортная психология; авиа- космическая психология, экономическая психология и др.  Краткая история отечественных и зарубежных психологических наук о труде. Актуальные направления и проблемы организации деятельности психолога-практика в сфере профессионального труда.
2 Теоретико-методо-логические основы психологии труд, инженерной психологии и эргономики   Теории и модели психологических исследований трудовой деятельности. Принципы системно- деятельностного, субъектно- деятельностного и личностно- деятельностного подходов; принцип развития.. Методы анализа и интерпретации эмпирических данных. Метод моделирования и его разновидности. Предмет, проблемы и задачи психологии труда Становление психологии труда.Современные психологические концепции трудовой деятельности: методические и теоретические аспекты. Методы психологии труда. Профессиография и профессиограмма: понятие, назначение, методы формирования. Психология труда и организационная психология: общие и отличительные признаки.
3 Профессиография как базовый метод изучения профессиональной деятельности Понятие и п. принципы профессиографии; Профессиограмма и психограмма: назначение, структура, методы формирования. Способы сбора и фиксации профессиографического материала: экспертная оценка, опросы, трудовой метод, видео-аудиофиксация, эксперимент. Виды и уровни психологического анализа профессиональной деятельности в зависимости от этапа и предмета изучения: генетический подход, личностно-мотивационный анализ деятельности, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный; индивидуально-психологический психофизиологический анализ. Направления профессиографии в зависимости от конкретной цели исследования. Профессионально-важные качества (ПВК). Своеобразие ПВК при решении разных практических задач.
4    Психологическое содержание трудовой деятельности Методы психологического изучения профессиональной деятельности. Понятия: профессиональные знания, умения, навыки. профессиональная деятельность, профессиональные задачи, трудовые действия. Виды трудовых действий по их целевой направленности и функциональному содержанию: сенсомоторные; перцептивные; мнемические; творческие; логические; интерперсональные; действия самоконтроля и контроля; профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы личности; особенности сознания и самосознания субъекта труда.  Наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), опросный лист О. Липмана, «Опросник позиционного анализа». Анализ документов(инструкций, положений, регламентов), «трудовой метод», алгоритмическое (или операционно-структурное) описание трудового проведения, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод критических инцидентов, экспертных оценок, эксперимент (лабораторный и естественный), статистический метод, методы психосемантики. Анализ психологических предпосылок, причин сбоев в работе
5   Психологические типологии профессий. Критерии и методы разработки классификации профессий. Составление эмпирических группировок видов труда на основе расчета коэффициентов сходства (различия) признаков при попарном сравнении профессий как многопризнаковых объектов. Классификации профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации  Классификации видов операторского труда. Другие классификации    
6 Человек как субъект трудовой деятельности. Психические (праксические) состояния человека в трудовой деятельности. Развитие человека как субъекта труда. Этапы и кризисы профессиональной деятельности (становления, развития, инволюции) человека. Классификации Г. Шихи, Е.М. Климова, А.К. Марковой, Р.А. Ахмерова). Психологические типы профессиональной компенсации. Типология профессиональных предпочтений, профессиональных типов личности и разновидностей профессиональной среды Дж. Холланда. Профессиональные деформации: общая характеристика, возрастные и личностные особенности профессиональных деформаций. Профессиональное психическое выгорание и хроническая усталость. Критерии личностной зрелости и их использование в практике управления персоналом.  Стимулы и мотивы трудовой деятельности. Научные школы управления персоналом: классического менеджмента, человеческих отношений, поведенческих наук, человеческих ресурсов. Мероприятия гуманизации труда.  Методы диагностики мотивации трудовой деятельности. Психология трудовой дисциплины.  Психология труда пожилых людей. Трудоспособность, дееспособность, работоспособность (актуальная и потенциальная), Разновидности праксических состояний. Неблагоприятные праксические состояния (переутомление, монотония, конечный порыв, психическое пресыщение, дистресс и др.) Обусловленность праксических состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки (информационной, физической, эмоциональной), условиями труда и психосоматическими ресурсами работника. Профессиональная адаптация, дезадаптация, реадаптация; «профессиональная адаптивность» и опосредующие ее факторы. Монотонность и монотония в трудовой деятельности человека: понятия, факторы развития и мероприятия ограничения, нормативы.  Психологическая готовность к трудовой деятельности (функциональная, личностная). Напряжение и напряженность человека в трудовой деятельности. Работоспособность: фазы и факторы обеспечения.   Диагностика праксических состояний: цели и методы. Психологические технологии профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Психологические и физиологические основы проектирования, оценки и коррекции режима труда и отдыха.
7 Профессиональное самоопределение и психология профессионального обучения. Профессиональная ориентация(первичная, вторичная); профессиональная консультация. Знания, умения, навыки: понятия, особенности, структуры. Методы профессиональной обучения: предметный, операционный, операционно-комплексный,, проблемно-аналитический. Комплексная подготовка персонала: понятие, этапы. Коучинг и супервизия как современные формы наставничества и психологической помощи в профессиональном становлении личности. Кривая упражнения. Психологические особенности профессиональной подготовки взрослых, контроля профессиональных знаний, умений, навыков. Профессиональные компетенции и компетентность, их соотношение с ПВК
8 Психология безопасности труда.   Факторы актуальности и основные вопросы психологии безопасности труда. Этапы решения вопросов психологии безопасности. Психологические факторы ошибок и нарушения правил техники безопасности и охраны труда. Психологические предпосылки плохого усвоения правил техники безопасности и охраны труда Психологические требования к инструктажу по технике безопасности и охране труда. Психологические условия безопасности и охраны труда. Методы психологического анализа происшествий. Психологические способы профилактики профессиональных ошибок, производственного травматизма и аварийности.
9 Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Понятие и структура индивидуального стиля деятельности (ИСД) в трудовой деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин). Факторы формирования и проявления ИСД (зона неопределенности организации труда, типологические и личностные особенности субъекта труда, Устойчивость ИСД в онтогенезе, осознанные и несознаваемые компоненты ИСД, Методы диагностики, и формирования оптимального ИСД. Опыт психологического исследования ИСД
10 Психодиагностика в решении вопросов психологии труда.   Методы и этапы диагностики профессиональной пригодности. Субъектные факторы профпригодности. Психологический отбор как разновидность констатирующей психологической экспертизы. Аттестация персонала: назначение, задачи, технология. Центр оценки персонала: достоинства и ограничения. Коммуникативная компетентность, её диагностика и развитие. Правовые и этические нормы психологической диагностики и прогнозирования профпригодности. Правила сбора, хранения и использования персональных данных.
11 Психологическая экспертиза в психологии труда   Понятие, основные задачи и разновидности психологической   экспертизы. Классификации трудовой деятельности. Работоспособность, трудоспособность, дееспособность как критерии здоровья (соматического, нервно-психического). Типичные нарушения работоспособности у лиц с психосоматическими нарушениями и акцентуациями характера. Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и лиц с ограниченными возможностями как средство компенсации нарушений соматического и нервно-психического здоровья.. Психологические основы трудотерапии как способа восстановления нарушенных функций и человеческого достоинства.
12 Психология группового субъекта труда.   Теоретические основы психологического изучения совместной трудовой деятельности (группы, бригады, команды, коллективы). Психологическая характеристика группового действия (пространственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений). Типы совместной трудовой деятельности. Моделирование групповой деятельности операторских команд Психология формирования команд. Совместимость, сплоченность, социально-психологический климат в трудовом коллективе и эффективность совместного труда; методы их диагностики, способы оптимизации.  Особенности общения в малом коллективе. команде. Типы лидерства в трудовых коллективах.  Проблемные ситуации служебно-делового взаимодействия (недоразумение, спор, конфликт и др.): методы диагностики и мероприятия профилактики.
13 Общие проблемы инженерной психологии и эргономики. Предмет, принципы, проблемы и задачи инженерной психологии. Вехи истории развития. Методы инженерной психологии. Система «человек-машина-среда» (СЧМС): понятие, разновидности, особенности структур. Концепции исследования СЧМС: машиноцентрическая и антропоцентрическая. Эргономика- междисциплинарная наука. Основные проблемы и практические вопросы эргономики. Методы психологического изучения труда человека-оператора. Модули анализа трудового действия (эмоциональный, когнитивный, исполнительный). Модели трудового действия в инженерной психологии (имитационные; информационные; информационно-процессуальные; корреляционные модели).Методика построения модели трудового действия. Сложность и трудность задач.  Эргономические факторы трудовой деятельности.
14   Человек –оператор как субъект трудовой деятельности  Структура деятельности человека-оператора Психологические признаки труда человека –оператора.  Профессионально важные качества человека-оператора как специалиста и как оперативного руководителя. Гражданская ответственность в нештатных условиях работы. Психические процессы в деятельности человека-оператора Мотивация труда в сложных, ответственных и опасных профессиях. Надежность человека-оператора: понятие, факторы, диагностика, обеспечение. Психологические особенности содержания понятий ошибка и нарушение. Психологическая концепция «ошибки», классификации ошибок. Ошибка и опыт. Поведение оператора в опасной для своей жизни и для эргатической системы ситуации Причины отказа работников от задания в сложных и опасных профессиях. Тревожность, страх, профессиональные неврозы. Неблагоприятные индивидуально-личностные   качества человека-оператора: склонность к риску, сверхосторожность, эмоционально-волевая неустойчивость и др.
15 Эргономические основы организации труда человека-оператора. Тайм-менеджмент профессионала: организация и обучение. Стресс-менеджмент: диагностико- тренинговая профилактика дистрессовых состояний человека-оператора. Профилактика перегрузок и недогрузок человека-оператора. Психолого- консультативное сопровождение трудовой деятельности человека-оператора. Методы психологической помощи человеку-оператору, получившему психологическую травму.
16 Психология и безопасность эргатических систем.   Типы происшествий: несчастный случай, авария, катастрофа. Психология ошибок в работе человека-оператора. Отказы системы ЧМС, вызванные ошибками человека. Психологические аспекты в изучении и профилактике происшествий. Объектные и субъектные причины несчастных случаев и аварий. Категории опасных профессий. Психология снижения риска ошибок, нарушений, аварий в человеко-машинных системах. Безопасность труда в условиях деформации информационного обеспечения (избыточность, недостаточность, бессистемность, фрагментарность, несвоевременность).  
17 Эргономические характеристики и показатели. Системотехнические характеристики: эффективность, надежность, оптимальность, готовность, устойчивость и их соотношение. Характеристики и показатели деятельности человека в эргатических системах: физиологические, психофизиологические, психологические, социально-психологические; интегральные, комплексные, групповые.  Характеристики и показатели качества систем: надёжность, эргономичность, управляемость, обслуживаемость, обучаемость, обитаемость.
18 Инженерно-психологическое (ИП) и эргономическое проектирование эргатических систем. Специфика работ психолога (эргономиста) на разных этапах проектирования эргатических систем: моделирование, расчеты, оценка, макеты. Проблема распределения функций между человеком и машиной. Прогнозирование численности персонала системы «человек-машина» (СЧМ). ИП и эргономическое проектирование, оценка и рационализация трудовой нагрузки. Планирование труда и отдыха персонала. Анализ факторов среды.
19   ИП и эргономическое проектирование рабочего пространства. Рабочее место: понятие, классификации. Аттестация) рабочего места в эргатической системе. Проектирование жизненного пространства: цех (интерьер), предприятие, окружающая его территория. Эргономические требования к проектированию рабочего места. Пространственная организация, расчет параметров и планировка рабочих мест. Антропометрические и функциональные характеристики. Эргономические параметры обслуживания рабочих мест.    
20   Эргономическое проектирование и оценка ручного инструмента, рабочей одежды, органов управления в СЧМ. Физиологические, биомеханические и психологические критерии оптимизации параметров ручного инструмента и механизмов. Органы управления в СЧМ, их выбор, классификация, пространственное размещение (по критериям частоты использования, досягаемости). Эргодизайн рабочей одежды и снаряжения.
21 ИП и эргономическое проектирование и оценка информационной среды в эргатических системах. Эргономическая оценка эргатических систем. Средства отображения информации (СОИ)), их разновидности и критерии оценки (пространственное расположение на рабочем месте, видимость, читаемость показателей). Проблема кодирования информации. Особенности проектирования и оценки индивидуальных и коллективных средств отображения информации. Проблема соответствия информационной и образно-концептуальной моделей в проектировании и оценке СОИ. Оценка результатов труда и трудового процесса. Удовлетворенность работников трудом, условиями, оборудованием, отношениями между людьми и пр. «Функциональный комфорт» и его оценка. Оценка надежности эргатической системы. Оценка качества промышленной продукции, товаров и услуг. Порядок и методика проведения эргономической экспертизы. Эргономические аспекты стандартизации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: