Мир смыслов или Семантическая Вселенная

Модуль 1 Введение в психологию личности

Тема 1. Концепция множественности миров существования человека 

Миры существования человека: феноменологический подход

Целостное понимание мира предполагает синтез мистического и рационалистического начал. Мир это Тайна и Текст. Понимание Мироздания нам не дано. Мы обречены стоять перед тайной. Тайна по своей сущности не схватываема. К ней можно только прикоснуться. В сакральном отношении к миру и состоит величие человека. Служители древнеегипетских храмов первые осознали величие Тайны и воплотили ее в пирамидах. Преклонение перед тайной доминировало и в средневековой культуре. Наука и стремление человечества в космос, поддержанное научно-техническим прогрессом, возникли из устремленности к Тайне. Наука в ее познавательной устремленности, оказывается направленной не столько на познание мира, сколько на расширение и углубление его незнания. Наука ценна как средство осознания непостижимого величия Мира. Соприкосновение человека с тайной происходит через воображение, открывающееся в созерцании. Сила соприкосновения с Тайной заключается в том, что Тайна несет в себе нравственное начало, определяя достоинство человека. Основой Мироздания является творческое начало. Смысл Мира – в раскрытии потенциально заложенных в нем смыслов. Смысл жизни человека – активное участие в этом процессе.

Мир – это Текст. Весь воспринимаемый эволюционизирующий Мир можно рассматривать как множество текстов. В биосфере, текстами становятся отдельные особи, виды и другие составляющие биосферы. В неживой природе пейзаж – это тоже текст. Человек – живой текст. Согласно антропному принципу существование Вселенной в ее наблюдаемом виде определяется набором нескольких чисел (фундаментальных физических констант). Природа фундаментальных констант не материальная, а ментальная, не физическая, а семантическая. Набор констант делает возможным существование нашего физического тела. Материя становится одухотворенной. Каждая из фундаментальных констант имеет, не строго точечное, а интервальное значение, которое не улавливается современными способами измерения. Спонтанно происходящий отбор констант задает самоорганизацию Мироздания. Современная космология описывает как спонтанные флуктуации физического вакуума порождают различные физические миры (теория инфляционной Вселенной). Аналогия со спонтанным порождением новых текстов позволяет надеяться на построение в будущем сверхъединой теории поля, объединяющей оба мира – физический и семантический. Профессор Принстонского университета А.Д.Линде спрашивает: “После создания единого геометрического описания слабых, сильных, электромагнитных и гравитационных взаимодействий не станет ли следующим важнейшим этапом развитие единого подхода ко всему нашему миру, включая внутренний мир человека?”

Миры существования человека: физический мир (1), мир биосферы (2), мир снов, фантазии, воображения (3), мир коллективного сознания нации (4), мир смыслов (5), мир трансперсонального бытия (6), мир социального бытия (7), жизненный мир личности (8).

(1) Физический мир открыт непосредственно нашим органам восприятия лишь в малой степени. Человек прошлого непосредственно воздействовал на физический мир посредством магии. Современная техника существенно расширила взаимодействие человека с этим Миром. Но овладение через технику привело к отчуждению человека от физического Мира. Жители современных мегаполисов отчуждены   от Мира биосферы (2). Они нещадно истребляют этот Мир, пытаются управлять им и выступать по отношению к нему в роли Демиурга, творящего новое живое. Прогресс биологических наук и развитие биотехнологий позволяет осуществлять новый тип вмешательства в человеческую жизнь. Это целенаправленное вмешательство извне в человеческий организм. Генофонд становится объектом манипуляций. Бурный прогресс молекулярной генетики вовлекает в сферу биотехнологического вмешательства то, чем человек является “по природе”. Человеческий род пытается взять в свои руки собственную биологическую эволюцию.

Человек открывает Мир снов, фантазий, воображения (3) внутри себя в процессе своей творческой активности. Люди современной культуры недостаточно сопряжены с этим Миром. Мешает все: телевизор, радио, компьютер, массовая печать, общая суета и напряженность жизни. (4) Мир коллективного сознания нации. Это коллективное бессознательное (дремотное квазисознание) наполнено образами, ощущениями. Оно не обладает разработанной формой языка, не владеет логикой, лишено способности самостоятельно мыслить, т.е. создавать тексты, формулировать концепции. Но оно умеет оперировать образами, имеет свою систему предпочтений, обладает способностью развиваться под действием окружающей среды. Оно хранит в своей памяти неизжитое прошлое, забытое нашим дневным сознанием. Коллективное бессознательное не может действовать самостоятельно. Оно действует через людей. Общество может жить в гармоническом состоянии и быть послушным своим властям до тех пор, пока есть согласованность между действиями людей их откликами в бессознательном. Нарушение согласия между деятельностью общества и состоянием его бессознательного вызывает серьезные социальные конфликты. Массовые социальные устремления в XX веке неразрывно связаны с древней идеей национального превосходства. В них отсутствует метафизическая идея родовой солидарности человечества.

Мир смыслов или Семантическая Вселенная

(5) Мир смыслов (Семантическая Вселенная). Смысл – понятие онтологическое. Потенциально все смыслы изначально существуют во Вселенной, существуют, не будучи созданными в своей потенциальной, непроявленной форме. Семантический вакуум – это нераспакованный (непроявленный) Мир смыслов. Смыслы Мира спрессованы так, как спрессованы все вещественные числа на действительной оси в порядке возрастания их величин. Смысловой континуум – пространство, в котором нет пустых мест. Человек не механически считывает, а творчески распаковывает континуум смыслов, обращаясь к вероятностной, неформальной, числовой логиике. Распаковывание – создание текстов осуществляется вероятностным взвешиванием оси μ: разным ее участкам придается разная мера. Семантика каждого текста задается функцией распределения (плотностью вероятности) – ρ (μ). Функция ρ (μ) оказывается тем окном, через которое мы можем всматриваться в семантический мир. Тексты характеризуются дискретной (семиотической) и континуальной (семантической) составляющими. Семантика определяется вероятностно задаваемой структурой смыслов. Смыслы – это то, что делает знаковую систему текстом. В тексте все смыслы заданы избирательно. Изменение текста – его эволюция – связано со спонтанным проявлением в некоей ситуации y фильтра – ρ (y/μ), мультипликативно взаимодействующего с исходной функцией ρ (μ). Взаимодействие задается формулой Бейеса:

ρ (μ /y) = kρ (μ) ρ (y/μ),

где ρ (μ /y) – условная функция распределения, определяющая семантику нового текста, возникающего после эволюционного толчка y; k - константа нормировки. Фильтры возникают спонтанно – это значит, что мы не можем раскрыть причину их появления. Их нельзя прогнозировать. Способность генерировать новые, нетривиальные фильтры (Метаэго) является самой сильной характеристикой личности. Беседа (языковая игра) может сужать (конкретизировать) и расширять смысл слова.

Природа смыслов может быть схвачена только в их динамике. Только через проявление их в Бытии, содержащем сознание. Динамическое раскрытие природы смысла может быть достигнуто только через одновременный анализ семантической триады: смысл, текст, язык.

Личность, носительница смыслов, является их генератором, преобразователем. Личность открыта Миру. Она способна совершать действия, порождаемые новыми смыслами. Эти действия могут оказаться всеохватывающими – направленными на изменение общества и преобразование Мира.

Человек создает из смыслов тексты с помощью языка (словесные, цветовые, музыкальные) по законам анти-Аристотелевой логики творчества. Творческое (дологическое мышление) является мифологичным. Вероятностная логика творческого процесса позволяет оперировать размытыми смыслами, раскрывающимися на глубинных уровнях сознания. Логика свободного мышления не связана Аристотелевым силлогизмом. Процесс мышления (обретения новых смыслов) интуитивен. Исходные посылки рождаются спонтанно на смысловом континууме. Затем они редуцируются к семантическим дискретам и раскрываются через логически формулируемые тексты. Аристотелева логика вторична. Она редуцирует смысловой континуум к дискретам – словам, за которыми скрыто множество смыслов. Человек пользуется Аристотелевой логикой, излагая свои мысли. На дискретном логически структурированном уровне оценивание смыслов производится с помощью формальной логики, опирающейся на некоторые исходные посылки. Формальная логика – средство общения между людьми. В процессе предмышления происходит изменение значимости исходных посылок. Понимание дискретных текстов предполагает обращение к скрытой размытости смыслов. Понимание является личностным и ситуационным процессом. Несмотря на свою внешнюю логичность, текст воспринимается как некий процесс переживания. Каждый из нас один и тот же текст может понимать по-разному и, может быть, совсем не так, как он был задуман. Понимание текстов это всегда творческий процесс. Это всегда пере-понимание того, что уже ранее как-то было понято – распаковано на семантическом континууме. Понимание – это не только гносеологический, но и онтологический процесс: вновь обретенные смыслы создают новые условия бытия. Понимание рождается через образы. “Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах”. Ранее люди заимствовали образы из обыденной жизни, обращаясь непосредственно к сенсорному опыту. Теперь эти образы семантически истощились.

Современный человек может заимствовать образы из математики и физики. Человек воспринимает Мир через математические представления – через число; через время, исчисляемое числом; через пространство, через вероятностную меру, исчисляемую числом; через логику, смыкающуюся с математикой. Это выбранный нами способ моделирования Мира. Моделирование мира – это метафора.

Индивидуальность человека, Эго личности – это совершенный, живой текст, способный к самопрочтению, к реинтерпретации самого себя в новой ситуации. Эго – не стабильное состояние, а процесс, так как система ценностных представлений непрерывно меняется, особенно в острых жизненных ситуациях. Личность – это интерпретирующий себя самого текст. Возникновение трагической ситуации в жизни человека или общества играет ту же роль, что и резкое изменение среды обитания для видов в мире животных и растений. Трагизм собственного жизненного опыта раскрывает личность. Человек так же, как и биосфера, способен к преадаптации. На глубинных уровнях своего сознания люди предвидят грядущие события и готовятся к ним, меняя заранее свои ценностные представления. Так возникают революции. Вдруг оказывается, что ценностные представления у многих людей изменились так, что появилась возможность новой волны событий, ранее никогда не происходивших. Эта взметнувшаяся вихрем волна была просто невозможна в прежней, еще недавно существовавшей парадигме общества. Особенность всего живого – это обладание элементом будущего в настоящем.

(6) Мир трансперсонального Бытия. Каждой личности присуще все многообразие семантики Мира, весь семантический генофонд. Другая особенность личности проявляется в том, что она телесно капсулизирована. Здесь кроется тайна связи материи со смыслами. Медитация, откровение (религия), умозрение (философия) – это попытки человека заглянуть в запредельное, приобщить его к культуре. Стремясь прояснить и усилить услышанное изнутри, человек создает легенды, мифы, обращается к мистериям, музыке, поэзии, архитектуре, закрепляет узнанное архетипами, символами. Многообразие культур отражает вариативность Мира смыслов. Каждая культура находила свои пути взаимодействия с каждым из Миров существования человека. Жизнеспособность культур определяется способностью человека сохранять целостность в многообразии Бытия.

Многомерное раскрытие личности – это путь к преодолению социальной отчужденности и агрессии.Человек издревле ощущал связь с трансличностным, запредельным – Вселенским началом. Если Эго человека – это открытость Миру земного действия, то Метаэго – открытость космическому, трансличностному началу. Сознание человека открыто трансличностному, космическому сознанию (ноосфере, Плероме). Человек выступает в роли моста, связующего два аспекта Мироздания: его сейчасность и его надвременность. Космическое начало – надвременно, оно хранит в себе как неизжитое прошлое культуры, так и потенциальное многообразие возможного будущего. В своем свободном выборе фильтров предпочтения человек вливается в трансличностные аспекты движения мировой истории, беря на себя долю ответственности за ход ее развития.

Личность – это спонтанность. Спонтанность – это открытость вселенской потенциальности. Способность попадать в резонанс с ней. Спонтанность это беспричинность, нелокализованность в физическом пространстве, вневременность. Самоорганизация. Творчество – надличностная трансцендентальная спонтанность. Это всегда – спонтанное озарение, забегание вперед, вызов, бунт. Гиперличность – модели межличностных отношений, возникающих тогда, когда личности (две или несколько) ведут себя как одна личность, т.е. когда их системы ценностных представлений на время оказываются корреляционно связанными. Архетип детерминизма больше не работает. Архетип знания: уверенное Знание стало обращаться в Незнание. Дуалистическое расщепление материи и сознания не имеет смысла. Смыслы и материя – это различные проявления единой реальности. Существует поле смыслов (коллективное бессознательное), которое связано с физическими полями.

Карта сознания. Троичная структура сознания.

1.  Уровень логического мышления, выполняющего разъяснительную функцию в процессе коммуникации.

2.  Уровень предлогического мышления. Это уровень творческой активности.

3.  Подвалы сознания. Образы. Сознание непосредственно взаимодействует с семантическим полем Вселенной через систему архетипических символов.

4.  Телесность человека. Мозг и тело человека являются частью сознания.

5.  Метауровень космического сознания.

6.  Коллективное бессознательное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: