Маршрутная сеть – это совокупность всех маршрутов движения городского общественного транспорта, на которых на регулярной основе организуется перевозка пассажиров.
Маршрут – установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки.
При формировании маршрутной сети города необходимо учитывать следующие требования:
- маршруты должны связывать по кратчайшему пути важные пассажирообразующие пункты (районы) города;
- конечные пункты маршрутов должны располагаться вне центральной части города;
- число маршрутов должно отвечать потребности пассажиров в беспересадочных сообщениях при обязательном учете необходимого количества подвижного состава;
- маршруты должны быть равномерно загружены по длине;
- маршруты движения различных видов транспорта должны быть скоординированы.
Трасса маршрута прокладывается по улицам и дорогам, техническое состояние которых соответствует установленным требованиям. Элементами маршрута являются:
- конечные пункты, являющиеся определяющими при формировании маршрута. На них производится межрейсовый отстой подвижного состава, отдых водителей и кондукторов. На конечном пункте размещается диспетчерский пункт, буфет, туалет;
- промежуточные остановочные пункты;
- перегоны – участки трассы маршрута между смежными промежуточными пунктами;
- опасные участки – части трассы маршрута, на которых имеется повышенная опасность возникновения ДТП.
Троллейбусный парк №6 осуществляет перевозки пассажиров по 9 маршрутам.
Городские маршруты:
- 2 ул. Шаврова – метро «Комендантский проспект»;
- 9 ул. Кораблестроителей – Ординарная ул.;
- 11 ул. Кораблестроителей – ул. Тульская;
- 23 ул. Шаврова – ул. Туристская;
- 25 метро «Старая Деревня» – ул. Генерала Хрулева;
- 31 Северный пр. – ул. Добролюбова;
- 34 Тихорецкий пр.– метро «Петроградская»;
- 40 метро «Старая Деревня» – Суздальский пр.;
- 50 ул. Шаврова – Тихорецкий пр.
Важные требования, предъявляемые к городской маршрутной системе, сводятся к обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке и наименьших затрат времени на одну поездку в любом направлении города. А также обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного их наполнения на всей длине маршрутной сети.
Схема троллейбусной сети города Санкт-Петербурга представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема троллейбусной сети города Санкт-Петербурга
4 Характеристика маршрутов перевозки пассажиров
По характеру расположения на территории города маршруты бывают:
- диаметральные, связывающие отдельные районы города и проходящие через центр подобно диаметру;
- радиальные, связывающие один из районов города с центром;
- тангенциальные – похожи на диаметральные, но через центр проходят частично (по касательной);
- кольцевые – маршруты, движение по которым представляет собой замкнутый контур;
- полукольцевые, являющиеся «гибридом» радиальных и кольцевых, т.е. имеющие большое кольцо, как правило, в центре города и длинный «хвост», обычно в один из районов города;
- комбинированные, часто используются в пригородном и междугородном, как правило, автобусном или железнодорожном сообщении.
Троллейбусные маршруты по расположению делятся на центральные и периферийные, а по назначению - на основные и подвозящие к маршрутам других видов транспорта.
По условиям использования и характеру движения маршруты делят на обычные и укороченные.
На обычных маршрутах остановка троллейбусов обязательна на всех остановочных пунктах.
На укороченных маршрутах движение организуется на определённом участке обычного маршрута, где наиболее интенсивный пассажиропоток.
Выбор направления движения троллейбусов, а также конечных и промежуточных пунктов маршрута осуществляется в соответствии с потребностями населения в перевозках; при этом пассажиропоток должен быть достаточно устойчив на всём протяжении маршрута. При выборе маршрута необходимо учитывать следующие общие требования:
- конечные пункты троллейбусных маршрутов устанавливают в местах большого притока пассажиров (метро, рынки и т.д.). На конечных пунктах маршрута должны быть оборудованы площадки для разворота и отстоя троллейбусов;
- все главнейшие городские пункты массового скопления пассажиров при наличии постоянного пассажиропотока должны иметь по возможности транспортную связь по кратчайшим направлениям как между собой так и со всеми районами города, что обеспечивает населению минимальные затраты времени на поездки и увеличит приток пассажиров;
- система троллейбусных маршрутов должна соответствовать основным направлениям следования пассажиров и обеспечивать им поездку по возможности без пересадок;
- троллейбусные маршруты устанавливают при наличии достаточно благоустроенного дорожного полотна, соответствующего правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, с учётом ширины и продольного профиля улиц, а также эксплуатационно-технической характеристики подвижного состава;
- троллейбусные маршруты городских сообщений должны быть согласованы между собой и с маршрутами других видов транспорта.
Паспорт маршрута – это документ, дающий полное представление о маршруте. Паспорт маршрута составляется по утверждённой форме. Указывается наименование маршрута. В паспорте маршрута указывается полное название всех улиц населённого пункта, по которым проходит маршрут. В паспорте маршрута располагаются данные с указателем линейных и дорожных сооружений: мостов, рек. Проводятся замеры протяжённости, расстояние между остановочными пунктами.
Обязательно в паспорте фиксируется дата открытия маршрута, начало и окончание движения по периодам дня и дням недели или расписание движения троллейбусов.
В паспорте маршрута периодически обновляют следующие сведения (один раз в год):
- номер маршрута;
- наименование (указывают названия конечных пунктов маршрута);
- дату составления паспорта, дату внесения соответствующего изменения паспорта;
- длину маршрута в каждом направлении движения и общую, время работы маршрута;
- дату и основание открытия движения на маршруте;
- данные о наличии и состоянии павильонов на остановочных пунктах;
- отчетные годовые показатели работы маршрута;
- время открытия движения на маршруте утром, закрытия движения вечером, средний интервал движения на маршруте.
В конце паспорта фиксируется отчётные данные о работе АТП с указателем марки троллейбусов, работающих на маршруте.
Паспорт маршрута №34 представлен в Приложении Б.
5 Характеристика подвижного состава предприятия
Троллейбусный парк № 6 насчитывает 137 машин из них 1 машина технической помощи и 3 для хозяйственных нужд парка.
Списочный состав по маркам машин, годам выпуска и видам перевозок представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Списочный состав | ||||
Марка ТС | Кол-во | Вид перевозок | Год выпуска | Кол-во мест (в т.ч. для сидения) |
ВТМЗ-5298 | 1 | учебная | 2001 | 100 (20) |
ВТМЗ-5298.01 | 1 | социальные | 2002 | 114 (24) |
ВТМЗ-5298.01 | 7 | социальные | 2006 | 114 (24) |
ВТМЗ-5298.01 | 9 | социальные | 2007 | 114 (24) |
ВТМЗ-5298.01 | 5 | социальные | 2009 | 114 (24) |
ВТМЗ-5298.01 | 2 | социальные | 2011 | 114 (22) |
ВТМЗ-5298.01 | 20 | социальные | 2012 | 105 (20) |
ВТМЗ-5298.01 | 11 | социальные | 2013 | 105 (20) |
ВТМЗ-5298.01 | 4 | социальные | 2014 | 105 (20) |
ВТМЗ-62151 | 5 | социальные | 2010 | 164 (40) |
ПТМЗ-5283 | 1 | учебная | 2001 | 100 (20) |
ПТМЗ-5283 | 1 | социальные | 2002 | 110 (22) |
ПТМЗ-5283 | 2 | социальные | 2004 | 110 (22) |
ЗИУ-10 | 1 | социальные | 1993 | 164 (40) |
ЗИУ-10 | 2 | социальные | 2003 | 164 (40) |
ЗИУ-10 | 6 | социальные | 2005 | 164 (42) |
ЗИУ-9 | 1 | тех.помощь | 1990 | 3 |
ЗИУ-9 | 2 | социальные | 1991 | 114 (23) |
ЗИУ-9 | 2 | социальные | 1993 | 118 (24) |
ЗИУ-9 | 1 | учебная | 2001 | 100 (20) |
ЗИУ-9 | 3 | социальные | 2004 | 114 (23) |
Тролза-5265 | 2 | социальные | 2010 | 100 (20) |
Продолжение таблицы 2 | ||||
Марка ТС | Кол-во | Вид перевозок | Год выпуска | Кол-во мест (в т.ч. для сидения) |
Тролза-5265 | 3 | социальные | 2013 | 100 (20) |
Тролза-5265 | 5 | социальные | 2014 | 100 (20) |
Тролза-5265 | 4 | социальные | 2015 | 100 (20) |
Тролза-5265.02 | 21 | социальные | 2017 | 100 (20) |
Тролза-5265.08 | 15 | социальные | 2017 | 80 (20) |
Потребность в подвижном составе устанавливается исходя
из необходимости назначения на каждый маршрут такого количества троллейбусов определенной пассажировместимости, которое обеспечивает минимум издержек перевозчика при условии освоения пассажиропотока
с соблюдением нормативных требований к качеству транспортного обслуживания. При этом выбирают типы и число троллейбусов на перспективу для формирования рациональной структуры парка подвижного состава.
В Санкт-Петербурге преобладают троллейбусы с низким уровнем пола, а количество троллейбусов с высоким уровнем пола с каждым годом уменьшается. Троллейбусы Санкт-Петербурга обслуживаются 6 парками, все они осуществляют регулярный выпуск машин на линию. Все троллейбусы имеют четырехзначный бортовой номер с 1970-х годов, первая цифра бортового номера совпадает с номером троллейбусного парка, к которому приписана машина, троллейбусы СТТП имеют первой цифрой «5».
Капитальный ремонт одиночных и сочлененных троллейбусов осуществляется на Петербургском Троллейбусном заводе с полной заменой кузова, построением новой рамы.
За 32 года существования парка подвижной состав обновлялся на более новые современные модели. 1 марта 1985г. были выпущены первые два троллейбуса на 40-м маршруте. Эти троллейбусы прошли маршрут протяженностью 12,35 км. Так новое транспортное предприятие включилось в напряженный ритм работы по перевозке пассажиров Приморского и Калининского районов.
В течение года парк успешно набирал мощность и в декабре 1985 г. на линии работало 79 машин, обслуживалось 4 маршрута протяженностью 38.1 км. После 10 лет работы протяженность обслуживаемой маршрутной системы выросла до 107,1 км.
В настоящее время подвижной состав парка изменился на 80%. Начинали работать на ЗИУ-9, сейчас в парке имеются троллейбусы большой вместимости (сочлененные) и одиночные (низкопольные).
Троллейбус модели ВМЗ-62151-10 изображен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Троллейбус модели ВМЗ-62151-10
Технические характеристики модели ВМЗ-62151-10:
- полная вместимость, чел. 165
- количество пассажирских мест для сидения, шт. 40
- длина, мм 18575
- ширина, мм 2530
- высота, мм 3370
- база: передний - промежуточный мост, мм 5190
- база, мм промежуточный - задний мост - 6707
- масса снаряженного троллейбуса, кг 16000
- высота подножек от уровня дороги, мм не более 360
- система управления тяговым электроприводом транзисторная
- тяговый электродвигатель, кВт асинхронный, мощностью 180
- номинальная скорость, км/час 70
- троллейбус оборудован информационной системой, включающей
в себя: речевой информатор, электронные маршрутные указатели (спереди, сзади и по правому борту), информационное табло (бегущая строка) в салоне
- штангоулавливатель пневматический
Троллейбус модели Тролза-5265 «Мегаполис» изображен на
рисунке 4.
Рисунок 4 – Троллейбус модели Тролза-5265 «Мегаполис»
Технические характеристики модели Тролза-5265 «Мегаполис»:
- полная вместимость, чел 100
- количество пассажирских мест для сидения, шт. 20
- масса троллейбуса в снаряжённом состоянии, кг 10580
- максимальная техническая масса троллейбуса, кг 17380
- длина, мм 11665
- ширина, мм 2550
- высота (с опущенными токоприёмниками), мм 3470
- база, мм 5900
- высота подножек от уровня дороги, мм не более 360
- площадь низкого пола, % 100
- система управления тяговым электроприводом транзисторная
- тяговый электродвигатель, асинхронный, мощностью 180
- расход электроэнергии на тягу, Вт час/ткм не более 80
- максимальная установившаяся скорость движения троллейбуса с
полной массой и номинальном напряжении контактной сети, кас м/ч 60
- автономный ход троллейбуса с номинальной нагрузкой, м 150
- троллейбус оборудован информационной системой, включающей
в себя речевой информатор, электронные маршрутные указатели (спереди, сзади и по правому борту;
- штангоуловитель гидравлический
С 12 декабря 2017 года в приморском районе Санкт-Петербурга начал работать первый в городе маршрут электроробусов с динамической зарядкой. Экологичный транспорт достиг сразу нескольких дальних кварталов Северо-Приморской части города, включая Шуваловский и Богатырский проспекты, улицы Оптиков и Туристскую.
Первым на работу по новой технологии перешел троллейбусный маршрут № 23 «улица Шаврова – метро Старая Деревня». Его трасса и режим работы изменились. Обновленный маршрут № 23 будет перевозить пассажиров электроробусами с динамической подзарядкой ежедневно с раннего утра до полуночи, в то время как «старый» работал только по будням в часы «пик».
Троллейбус модели Тролза-5265-02 изображен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Троллейбус Тролза-5265-02 «Мегаполис»
Краткая техническая характеристика модели Тролза-5265-02 «Мегаполис»:
- число мест общее 100
- для сидения 20
- длина, мм 12335
- ширина, мм 2550
- высота, мм 3470
- снаряженная масса, кг 10580
- полная масса, кг 17380
- электродвигатель ДТА-1У1 переменного тока
- макс.мощность, кВт до 180
- тип аккумуляторов литий-титанатные
- емкость, А·ч 80
- макс. скорость, км/ч 80
Для перевозки пассажиров используются троллейбусы различного класса, в зависимости от вида перевозок, а также различной вместимости и районов города, Васильевский остров и Петроградскую сторону обслуживают троллейбусы большой вместимости ВТМЗ-5298.01 и ВТМЗ-5298, троллейбусы особо большой вместимости работают на маршрутах с большим пассажиропотоком в Калининском, Приморском и Выборгском районах.