К2017годувмиреизвестныиприменяются4моделиэлектронногоправительства:
· Континентально-европейскаямодель
· Англо-американскаямодель
· Азиатскаямодель
· Российскаямодель
· Континентально-европейскаямодель. Дляданноймоделихарактерноналичиенадгосударственныхинститутов,чьирекомендациидолжныисполнятьсявсемистранамиЕвросоюза;высокаястепеньинтеграции,чтопроявляетсявединойвалюте,единоминформационномпространстве,вподготовкеновойединойКонституцииитд.;законодательство,регламентирующееинформационныеотношениявевропейскоминформационномпространстве.Применениетехнологийвэтоймоделипреждевсегоориентированонануждыграждан-пользователей.
· Англо-американскаямодель. МодельширокоиспользуетсявСША,КанадеиВеликобритании.ВСШАсозданыинформационныесупермагистрали,которыеобеспечиваютгражданамполучениеинформацииогосударственномуправлении.Всеуслугиоткрыты,прозрачны,аправительствонесетбольшуюответственностьпереднаселением.ВпрограммеВеликобритании,котораяназывается«Электронныеграждане,электронныйбизнес,электронноеправительство.Стратегическаяконцепцияобслуживанияобществавинформационнуюэпоху»сделанакцентнарешениеследующихпроблем:расширениеобластипредоставляемыхуслуг,наиболееэффективноеиспользованиесоциальнойинформации,созданиеусловийдляполногоохвата.ОсновнойцельюдляВеликобританииявляетсяосвобождениегосударственныхслужащихотвыполнениярутинныхработ.
· Азиатскаямодель. Данноймодельприсущспецифическийтипуправления.Основнойакцентсделаннаудовлетворениеинформационныхпотребностейнаселенияивнедренияинформационныхтехнологийвсистемукультурыиобразования.Созданиеединогоинформационногопространстваврамкахвсейстранынетолькоусиливаетпозициигосударства,ноиставитвпрактическуюплоскостьосновнойпринципдемократии:народ—источникиносительвласти.
· Российскаямодель. Основнымицелямипрограммыявляютсяповышениеэффективностифункционированияэкономики,государственногоиместногоуправления,созданиеусловийдлясвободногодоступакинформациииполучениянеобходимыхуслуг.Всеговпрограммепредусмотреноразвитиеподевятинаправлениям,основнымиизнихявляютсяобеспечениеоткрытостивдеятельностиоргановисовершенствованиедеятельностиоргановгосударственнойвластииместногосамоуправления.
· Кнедостаткаммоделейэлектронногоправительства,особеннонараннихэтапахегопостроения,следуетотнестиизлишне«механический»способпереводатрадиционныхгосударственныхимуниципальныхуслугвэлектронныйвид.Переводвэлектронныйвидгосударственныхуслугобычноневключаетвсебявыявлениенеэффективныхиустаревшихнормативныхдокументов,осуществлениемерпоихотмене,коррекциииразработкеновыхзаконов,приказовиположений—таккакэтотребуеторганизациисложногопроцессакоординацииэкспертнойработыипроцессовнормотворчества,ивременинаэтуработу.Рабочиегруппыпосозданиюэлектронногоправительствавосновномфинансируютсяизбюджета,внихпреобладаютгосударственныеслужащиеипоисккомпромиссасдругимиучастникамиэкосистемынепредполагается,илипроисходитструдом.Такойтехнократическийподходкавтоматизациигосударственныхуслугпринесомненномповышенииудобстваихиспользованиягражданамииорганизации,витогесущественнонеулучшаетделовойклиматинеменяетсодержаниевзаимодействиямеждусубъектами.Впроцессеоказаниярядагосударственныхуслуг,ввидуневозможностинормативноотменитьтрадиционный«бумажный»документооборот,происходитдублированиетрадиционногоибумажногодокументооборота,чтоведеткповышениюбюджетныхзатратнаподдержкуобоихпроцессовивызываетуэкспертоввопросыобэкономическойэффективностиигосударственнойцелесообразноститакогоподходакихавтоматизации.