8 класс (35 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов художественной деятельности |
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА РОССИИ — ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА И РОДНОГО КРАЯ (8 ч) Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 ч) | |
1—2. Архитектура городов России в зеркале ис-тории Восприятиекрасоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Архитектура Санкт-Петербурга начала XVIII в. как своеобразный сплав исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесённых из западноевропейских стран. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма, государственные градостроительные преобразования, связанные с реконструкцией городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Влияние градостроительных преобразований на развитие русских провинциальных городов в XVIII и XIX вв. Исторические и архитектурные памятники, историческая среда, сложившаяся на протяжении нескольких столетий в городах России, архитектурный облик и особый национальный колорит российских городов. Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы архитектурных арок». Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, силуэт, пятно, ритм, симметрия). Материалы: графические по выбору Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать архитектурные сооружения российских городов XVIII—XX вв. Сравнивать архитектурные постройки разных стилей. Находить элементы стиля классицизма в архитектуре Петербурга, Москвы и других городов. Высказыватьсвоё суждение о том, как повлияли новые градостроительные принципы на архитектурный облик российских городов. Приводить примеры планировки древнерусских городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Рассказывать о знаменитых архитекторах, внёсших свой вклад в формирование облика городов различными сооружениями, ставшими памятниками архитектуры. Объяснять смысл понятий ампир, регулярная система планировки городов. Участвовать в обсуждении архитектурного облика русских городов XVIII—XX вв., роли градостроительных преобразований в развитии русских городов. Приводить примеры радиально-кольцевой планировки древне-русских городов. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Сверять своё изображение арок с учётом перспектив-ного построения их формы со схемой. Выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектур-ных построек разных стилей с натуры, по памяти и представлению. Применять выразительные компози-ционные и графические средства в работе над зарисовкой. Составлять иллюстрированный словарь архитектурных стилей из зарисовок силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей. Дополнять словарь фотографиями памятников архитектуры различных стилей и их деталей.Подбирать материалы об архитектурных памятниках классицизма, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Пере-давать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к изображению. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
3—4. Любимые места твоего города (посёлка) Восприятиепамятников архитектурына старинных и современных фотографиях и в произведениях худож-ников XIX—XXI вв. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Красота и особый архитек-турный облик российских городов в пейзажах худож-ников XVIII—XXI вв. Особенности изображения город-ского пейзажа в творчестве художников XVIII—XXI вв. Изобразительные средства выразительности в передаче любимого места города (села) (выделение в композиции главного, пространство, настроение в пейзаже, опорные ключевые композиционные центры). Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности (линия, силуэт, пятно, цвет, ритм, симметрия). Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, акварель, белая бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматриватьфотографии памятников архи-тектуры и произведения художников-пейзажистов. Определять характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы. Высказыватьсвоё суждение о том, как выбор архитектурного мотива влияет на передачу замысла и художественного облика города. Называтьзнакомые пейзажи русских художников. Сравнивать особенности образа города в творчестве художников XVIII—XIX вв. Сопоставлять своё представление о городе, впечатления от фотографий памятных мест российских городов с картинами художников-пейзажистов. Находить знакомые элементы архитектурных стилей в городских застройках. При-водить примеры взаимодействия новой архитектуры с самобытным народным зодчеством. Участвовать в обсуждении архитектурных досто-примечательностей и поэтической жизни российской провинции в пейзажах художников XIX—XXI вв., единства старины и современности в архитектурном пейзаже русских городов художников XXI в., образа современного города, в котором ощущается дыхание прошедших эпох, изобразительно-выразительных средств, применяемых в создании художественного образа любимого места города (села). Выполнять графические зарисовки любимых мест города (села) для живописной композиции. Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Подбирать материалы о любимых местах своего города (посёлка), пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать живописную композицию в цвете. Пере-даватьв художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к композиции. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
5—6. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII—XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико-аллего-рический образ триумфа в монументальных сооружениях. Своеобразие средств выразительности различных видов монументального искусства в организации пространства города. Творческое задание с использованием компо-зиционных, графических и декоративных средств художественной выразительности. Материалы: графические по выбору, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать мемориальные памятники скульптуры и архитектуры, мемориальные ансамбли, которые являются бесценными свидетелями исто-рических событий. Называть известные архитектурные сооружения, скульптурные портреты и группы, посвящённые историческим событиям и лицам, их авторов. Рассказывать,в честь каких знаменательных событий в истории России и стран мира воздвигалисьэти сооружения и скульптуры. Приводитьпримеры памятных мест своего города (села). Высказывать своё мнение о том, как скульптурная группа, статуя, бюст, триумфальная арка, колонна или обелиск организуют общественное пространство города, выполняя роль его визуального центра. Рассказывать об особенностях композиционного и декоративного решения монумен-тальных архитектурных сооружений в пространстве города. Объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль. Участвоватьв обсуждении иллюстративной и декоративной роли скульптуры, памятников героям и памятных знаков на местах, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., пантеонов, музеев, разных граней темы великих побед России, воплощённой в проектах современных архитекторов, особенностей средств художественной выразительности мону-ментального искусства, рассчитанного на массовое восприятие, существующее в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. Выполнять по памяти или с натуры зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, расположенных фронтально.Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе (посёлке). Выражать в зарисовках своё эмоционально-ценностное отношение к красоте монументального сооружения. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
7—8. Твой вклад в сохранение памятников культуры Восприятиеобъектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градострои-тельства, искусства, этнологии, социальной культуры и являющихся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры в России. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Искусство в современном мире. Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творческое задание с использованием композицион-ных и графических художественной выразительности. Материалы: графические по выбору. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов культурного наследия России. Рассказывать, какие памятники архитектуры являются живым свидетельством развития градо-строительства в России, составляя важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Называть произведения народного декоративно-прикладного искусства, которые отражают древние русские традиции, имеют единые исторические корни у разных народов России. Рассказывать о всемирно признанных центрах народных художест-венных промыслов России. Называтьмузеи России, задачами которых является сохранение художественных ценностей для последующих поколений. Определять, к какому виду культурного наследия в соответствии с принятой градацией относятся исторические объекты родного края, района, города (села). Участвоватьв обсуждении значения объектов культурного наследия в формировании облика российских городов как необходимого атрибута современных городов с богатым историческим и культурным прошлым, критериев особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) для современного города (посёлка). Составлять план проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края». Дополнять план зарисовками, фотографиями памятника культуры, их описаниями. Подбирать материалы о памятниках культуры родного края, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать оформление проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края», дополняя собранными материалами. Передаватьв художественно-творческой деятельности своё эмоцио-нально-ценностное отношение к памятникам культуры. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ (7 ч) Тема 3. Идеи и формы монументально-декоравного искусства(7 ч) 9—10. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито Восприятиепамятниковархитектуры, гармонично сочетающихся с природной средой. Наскальные рисунки в пещере Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая. Фрески художников-монумен-талистов эпохи Возрождения (Рафаэля Санти, Микеланд-жело Буонаротти); фресковой живописи художников Древней Руси (Феофан Грек); фрески Псковской и Новго-родской иконописных школ. Сграффито современных художников. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Творчество художников-монументалистов разных стран и эпох. Особенности плафонной живописи (техника фрески). Основные идеи цикла фресок Сикстинской капеллы (Микеланджело). Высокий иконостас в православных храмах России — одна из форм монументальной живописи. Особенности фресок Псковской и Новгород-ской иконописных школ. Новые эстетические концепции монументальной живописи второй половины XX в. Распространение техники сграффито (эпоха Ренессанса в Италии, в XIX в. в Бельгии (Г. ван Дивута, А. Креспена. П. Ливемонта; оформление зданий, жилых домов, клубов в России). Творческое задание с использованием выразите-льных средств монументально-декоративной живописи. Материалы: пластилин трёх цветов или глина и гуашевые краски. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Сграффито в пространстве города 1960—1990-х гг. Задания поискового и творческого характера | Рассматривать примеры памятников монументаль-ной живописи, выполненных в техниках фрески и сграффито, фрески Древней Руси, эпохи Возрождения. Различатьфрески, сграффито. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения. Сравнивать фрески древних и современных авторов (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия. Объяснять смысл понятий художник-монумента-лист, фреска, сграффито, высокий иконостас. Участвоватьв обсуждении тем и сюжетов фресковых росписей христианских храмов, особенностей художественного метода создания фресок, сграффито, их художественно-выразительных средств. Выполнятьтворческое задание согласно с усло-виями. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу фрески или сграффито. Выполнить эскиз композиции для оформ-ления школьного интерьера (класса, актового или спортивного зала, столовой, рекреаций) в технике сграффито. Выполнить упражнение в технике сграф-фито. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презентацию |
11—12. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика Восприятие памятников мозаичного искусства раннехристианского и византийского периодов Древней Руси, мозаичного наследия М. В. Ломоносова, мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурке, церкви Воскресения Христова, мозаичных панно станций метро Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, мозаичных форм современных дизайнеров. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Сходство и различия в создании образов на библейские сюжеты в произведениях художников-мозаичистов Византии, древнерусских мастеров. Творческое задание с использованием выразите-льных средств монументально-декоративной живописи. Материалы: карандаш, клей, картон для основы, многоцветная бумага или картон (возможен другой материал) для изготовления элементов мозаики. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Памятники мозаичного искусства в городах России Задания поискового и творческого характера | Рассматривать мозаичный ансамбль Мавзолея Галлы Плацидии, мозаики Равенны (V—IV вв.), собора Святой Софии Киевской, Исаакиевского собора, церкви Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, мозаичных панно М. В. Ломоно-сова и современных мозаичистов на станциях метро в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Различать фрески, мозаики и иконопись. Высказывать суждение о сюже-тах, композиции и колорите мозаичных панно древних и современных мозаик. Объяснять смысл понятий фрески, мозаики, ико-нопись, панно, смальта. Сравнивать мозаичные панно (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) древних и современных мозаичистов и находить в них общее и различия. Участвоватьв обсуждении особенностей художест-венного метода создания мозаичных панно (прямой и обратный набор), особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения мозаичных панно, творческого наследия в области изобразительного искусства М. В. Ломоносова, использования мозаичного искусства в городском дизайне. Выполнять творческое задание согласно усло-виям. Описывать словами замысел своей орнаменталь-ной или сюжетной композиции. Выбирать соответст-вующие замыслу мозаичной композиции материалы. Выполнять эскиз декоративной композиции (орна-ментальной или сюжетной) для техники мозаика. Выполнять мозаику в материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презен-тацию по собранным материалам на тему «Древние традиции в искусстве мозаики» или «Мозаика в современном дизайне». Выполнять исследовательский проект по искусству с использованием средств инфор-мационно-коммуникативных технологий |
13—14. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж Восприятие памятников искусства витража (храмовая живопись Западной Европы и Востока, гражданская архитектура разных эпох, витражные формы современных дизайнеров). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов. Использование витражного искусства в городском дизайне (в оформлении интерьеров (окна, двери, интерьерные перегородки), предметов быта (вазы, плафоны)). Типы витражей. Творческое заданиес использованием средств выразительности монументально-декоративной живописи. Материалы: карандаш, маркер или кисть и чёрная гуашь (акварель, тушь); бумага, картон (чёрный или белый), «сетка»-каркас для имитации витража, поли-мерные цветные плёнки, ножницы, скотч. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать витражи в храмовом зодчестве Западной Европы и стран Востока, Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, в Храме Архангела Михаила «что в бору» в Ярославской области; «Ангел молитвы» (Государственный музей-заповедник г. Павловска); в гражданской архитектуре разных эпох, витражные формы современных дизай-неров. Различатьфрески, мозаики, витражи и иконопись. Высказывать суждение о сюжетах, композиции и колорите древних и современных витражей. Сравнивать древние и современные витражи (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия; типы витражей (классический, накладной витраж (фьюзинг), расписной, плёночный, комбиниро-ванный). Участвовать в обсуждении особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения витражных панно, витражных форм современных дизайнеров (витраж-рельеф, витраж-стена, витраж-стол, витраж-решётка), особенностей художественного метода создания витражей: технологии окраски, обработки, декорирования стекла. Выполнятьтворческое задание согласно условиям. Выполнятьэскиз декоративной композиции (орнаментальной или сюжетной) в технике витража. Работать в малых группах при оформлении окна в классной комнате. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать соответствующие замыслу витражной композиции материалы. Завершать работу над изготовлением витража. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
15—16. Монументально-декоративная живопись вокруг нас Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Виды монументально-декора-тивной живописи в современном мире. Процесс работы над проектом. Творческое задание с использованием средств монументально-декоративной живописи. Материалы: древплита, глина, гуашь двух-трёх цветов или цветной пластилин (белый, коричневый, терракотовый), стека или скребок (для сграффито); аэрозольные баллончики (для граффити); плотная бумага или картон для основы, цветные полимерные плёнки, скотч (для витража). Инструменты: ножницы, канцелярский нож. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать работы современных мастеров различных техник монументально-декоративной живо-писи. Различать примеры монументальной живописи: фрески, сграффито, граффити, мозаики, витражи. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения. Участвоватьв обсуждении особенностей художест-венного метода создания фресок, граффити, мозаики, витража. Выполнятьтворческое задание согласно условиям. Работать в творческих группах. Создавать декоративные элементы — вставки в технике сграффито (мозаики, витража) для оформления школьных рекреаций или одного из учебных кабинетов (по эскизам, разра-ботанным на предыдущих уроках). Создавать композицию в технике граффити для декора забора в школьном дворе. Описыватьсловами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие виду монументальной живописи (фрески, сграффито, мозаика, витраж, граффити). Участвовать в подведении итогов работы. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
ДИЗАЙН В РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ОТ ФУНКЦИИ К ФОРМЕ И ОТ ФОРМЫ К ФУНКЦИИ (9 ч) Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (4 ч) | |
17—18. Транспортные средства. Массовое про-изводство автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов Восприятие промышленных транспортных средств, создаваемых человеком средствами индустрии по законам красоты, пользы и функциональности. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Диалогоб искусстве. Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями совре-менных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры. Творческое заданиес использованием графического проектного рисунка. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Кроссворд Заданияигрового характера на проверку и расширение знаний. Страница для любознательных. Дизайн торговой марки продукции Заданиятворческого характера | Рассматриватьпромышленные транспортные средства ихарактеризовать их. Определять харак-терные особенности легкового и грузового автомобиля. Сравнивать разные типы транспортных средств,выяв-ляя их основные пропорции (кузов, капот, колеса и др.). Находить общее и различия в пропорциях, пластике и деталях транспортных средств. Узнавать марки авто-мобилейи называть их. Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как сферы эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной и технической сфере), технических и внешних качеств автомобилей. Высказывать своё суждение о проектировании автомобилей, ориентированных на современную технологию моделей, и общественного транспорта начала XX в., их пропорциях, пластике, конструкции и торговой марке. Выполнятьзадание, согласно условиям. Учитывать пропорции, пластику и точность конструкции авто-мобиля. Выполнять подготовительный рисунок лёгкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задание игрового характера, применяя знания в изменённых условиях. Выполнять задания творческого характера. Придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз |
Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 ч) | |
19—20. Художественные и функциональные ка-чества интерьера и его проектирование Восприятие художественно-сконструированных ве-щей (дизайнерские разработки мебели и дизайн интерье-ров разных жилых и офисных интерьеров). Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование предметов интерьера. Творческое заданиес использованием методов проектирования предметной среды. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров. Высказыватьсуждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении. Участвовать в проектировочной идеи дизайнерского изобретения, функциональном назначении предметов интерьера и их декоративным решением. Выражать в творческо-художественной деятель-ности свою основную идею для выполнения макета мебели. Представлятьобщую композицию интерьера, составленную в классе вместе с одноклассниками. Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования. Определять функциональное и эстетическое назначение предмета. Выполнятьтворческое задание, согласно условиям. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности |
Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 ч) | |
21. Российская мода: исторический опыт XVIII—XX вв. Восприятиеодежды XVIII—XX вв. разнообразных художественных стилей и их частных проявленией в моде. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Развитие национального моде-лирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Исторический опыт и особенности одежды романского, готического стилей Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна и современных стилей. Творческое заданиес использованием средств выра-зительности проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать одежду XVIII—XX вв. Сравниватьконструктивные решения одежды разнообразных художественных стилей модельеров (Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Мака-ровой и др.). Определять общее и различия в них. Высказывать суждение о понравившемся силуэте одежды. Аргументировать ответ. Выявлять харак-терные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды. Объяснять смысл понятий романский, готический стили, Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна. Участвоватьв обсуждении развития национального моделирования одежды, вклада модельеров Н. П. Ламановой, В. Степановой и др. Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовки — повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей. Составлять коллективное панно. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
22. Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-г. XX в. Восприятие одежды молодёжного стиля, созданной модельерами А. Курреж и П. Карденом (Франция), М. Куант (Англия) в 60—70 гг. XX в. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Творческое задание с использованием средств выразительности проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматриватьфотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами. Сравниватьпластические и декоративные решения моделей. Высказывать суждение о понравившемся ансамбле молодёжной одежды. Аргументировать ответ. Сравниватьмодели одеждымолодёжного стиля из коллекций французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Выявлять общее и различия в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях. Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору). Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности |
25. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. Восприятие моделей одежды фольклорного направления с использованием элементов народного искусства. Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов. Творческое задание с использованием художест-венных выразительных средств проектной графики. Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассказать, что восхищает тебя в одежде выпол-ненной в фолк-стиле разными модельерами. Высказывать свои суждения о значении творчества художника-модельера В. Зайцева, благодаря которому русская мода достигла мирового уровня. Участвовать в обсуждении (использования фор-мообразования и конструктивных особенностей русского народного и традиционных костюмов других народов России в фольклорном направления моды известными дизайнерами одежды (В. Зайцев, Л. Телегина, Е. Стер-лигова, С. Качарава, Т. Осьмёркина и др.), отличи-тельных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма. Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности |
26. Спортивный стиль одежды. Восприятие одежды спортивного стиля. Основные содержательныелинии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды. Диалог об искусстве. Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.). Творческое заданиес использованием художест-венных выразительных средств проектной графики. Материалы: цветная бумага, фломастеры, тушь, клей. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды. Рассказыватьо дизайнерском подходе к рацио-нальности формы и конструкторско-технологического решения и эстетической функции в спортивной одежде. Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, которая в повседневной жизни призвана обеспечить максимальное удобство, раско-ванность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях. Высказывать свои суждения об одежде спортивного стиля, её рациональных формах и конструкторско-технологических решениях. Выполнятьколлективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта (соревнование на лыжах, фигурное катание, футбол, хоккей и др.)» в технике аппликации с дорисовкой. Применять разно-образные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза. Выполнять подготовительный рисунок. Про-рисовывать фигуры человека и модели одежды. Передаватькрасоту и изящество костюмов. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ 30-х гг. XX в. И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕГО РАЗВИТИЕ Тема 6. От импрессионизма к авангардной живописи XX в. (8 ч) | |
25—26. Художественные поиски свободы в искус-стве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к пред-метному миру Восприятиепроизведений известных зарубежных (К. Моне, К. Писсарро, П. Сезанна, П. Гогена,М. Дени, П. Бонара, Ф. Ходлера, Э. Мунка, Г. Климта) и отечест-венных (М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Сомова, М. З. Шагала, Р. Р. Фалька) художников, выступавших новаторами в реалистическом искусстве конца XIX — начала XX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Период последней трети XIX в. — начала ХХ в. — начало новаторских поисков в искусстве (импрессионизм, пуантилизм постимпрессио-низм, модерн, кубизм). Специфика художественно-образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве. Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для техники пуантилизма. Материалы: бумага, графические материалы. Советы мастера | Рассматривать живописные произведения отечест-венных и зарубежных художников конца XIХ — начала XХ в., которые отражают процесс поиска новых худо-жественных форм в искусстве живописи, раскрывают основные особенности авангардного направления в живописи — кубизма. Сопоставлятьобразы реалисти-ческого и авангардного решения. Рассказывать о специфике средств художественной выразительности их воплощения, связыватьпоявления авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеалами эпохи рубежа веков. Выска-зывать суждение об авангардной живописи. Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм. Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX — начала ХХ в., средств художественной выразите-льности живописи в технике пуатилизма. Выполнятьразработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству с использованием техники пуантилизма |
27—28. Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира Восприятие произведений отечественных (М. А. Вру-бель, И. И. Билибина, В. В. Кандинского, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, К. О. Сомова, К. C. Малевича, Н. М. Альт-мана) и зарубежных (П. Сезанна, А. Матисса, Х. Гриса, Ж. Брака, П. Пикассо) художников, в творчестве которых наиболее ярко отразились новаторские искания, авангардные взгляды, направления и стили, в том числе — кубизм. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей дейст-вительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов). Особенности изображения предметного мира кубистами — констру-ирование объёмной формы на плоскости, расчленению объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересе-кающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Творческое задание с учётом средств художест-венной выразительности, характерных для кубизма. Материалы: бумага, графические материалы. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения выдающихся худож-ников конца XIX — начала ХХ в. различных направ-лений. Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических средств художественной выразительности кубистической живописи. Сравниватьпроизведения художников,называть приёмы и средства художественной выразительности, которыми пользовались авторы работ. Выполнять разработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству в жанре кубистического натюрморта. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
29—30. От примитивизма к абстракции Восприятие произведений отечественных живопис-цев, принадлежавших к разным художественным объединениям, чьё творчество определяло характер художественной жизни в России в начале XX в. («Мир искусства» — Е. Е. Лансере, М. В. Нестеров, А. Бенуа, А. Рябушкин, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, Б. М. Кус-тодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин; «Голубая роза»; «Союз русских художников» —А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов; «Союз молодёжи»; «Бубновый валет» — Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Кандинский и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи. Диалог об искусстве. Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Средства художествен-ной выразительности, которыми пользуются художники-лучисты. Средства эмоционального воздействия абстрак-ционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма. Творческое задание с использованием средств выразительности искусства лучизма. Материалы: цветная бумага, гуашь, кисть, фломас-теры, мелки, карандаши; компьютерные графические программы: Fotoshop, CorelDRAW (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения самобытных русских художников начала ХХ в., художников, обратившихся в искусству городского фольклора и ставших основа-телями — русского авангарда. Сопоставлять произведе-ния художников-реалистов, импрессионистов, кубистов. Находить различия в средствах художественной выразительности. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений разных живописцев. Участвоватьв обсужденииведущих художественных объединений в России рубежа XIX—XХ вв. («Мир искусства», Абрамцевский художественный кружок, «Голубая роза», «Союз русских художников», «Союз молодёжи», «Бубновый валет»), обращения художников «Бубнового валета» к городскому фольклору, ярмарочному искусству, лубку — основе творчества художников примитивистов, средств художественной выразительности произведений абстракционизма, влияния их цветового решения, динамики и экспрессии на настроение и эмоциональное состояние человека. Сравнивать произведения разных направлений между собой.Находитьассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями.Рассказыватьо своих впечатлениях. Выполнять беспредметную композицию в технике лучизма или абстракционизма. Выполнять творческое задание согласно теме и условиям.Выражать в творческой работе своё отношение к искусству абстракционизма. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
31. Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор Восприятиефотоизображений произведений агитационного фарфора художников 20-х г. ХХ в. (С. В. Чехонина, Н. И. Альтмана, И. А. Пуни, В. В. Лебе-дева, М. Моха, К. С. Петрова-Водкина, Р. Ф. Вильде, А. Н. Самохвалова, М. М. Адамовича, К. С. Малевича, Н. М. Суетина; мелкой пластики Н. Данько). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художест-венного изображения. Средства художественной вырази-тельности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной вырази-тельности русского агитационного фарфора (лако-ничность, графичность, орнаментальность, изобрази-тельность). Творческое задание с использованием средств выразительности супрематизма. Материалы: белый фарфор (или белый картон, картонные тарелочки) краски по фарфору, акрил или гуашь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения агитационного фарфора. Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделий. Находить связи декора изделий и направлений в живописи этого периода. Высказывать свои суждения о красоте и простоте бытовых изделий; о функции пропаганды и агитации, заложенных в содержании росписи фарфоровых изделий. Участвоватьв обсуждении отражения в аги-тационном фарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитационного фарфора на основе лучших традиций искусства прошлого, на основе смелых экспериментов в поиске форм посуды, новых выразительных пласти-ческих и живописных изобразительных средств, мотивов росписи (призывные тексты, революционные лозунги, символика (серпы, молоты, организованные в орна-менты), роли художников-супрематистов в становлении оригинальной росписи агитационного фарфора, сущности творческой концепции художников-супре-матистов, средств художественной выразительности агитационного фарфора. Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита. Понимать смысл стиля «супрематизм». Сравнивать произведения в технике супрематизма. Находитьв них специфические супрематические признаки. Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелочки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитационного фарфора 1920-х г., но с современ-ной тематикой. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отно-шение к изображаемому. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
32. Художественная афиша: от модерна к авангарду Восприятие произведений плакатного искусства зарубежных (Ж. Шере, А. Мухи) и отечественных (И. И. Билибина, М. А. Врубеля, К. О. Сомова, Л. Н. Ке-кушева, Е. С. Киселёва, Н. Герардова, Е. П. Самокиш-Судковской, П. Ассатурова, А. В. Дурново, Г. П. Паш-кова, Э. Лисицкого, Г. Б. Якулова, С. Ю. Судейкин, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, Б. В. Зворыкина, В. Г. Сварога, А. М. Родченко, Б. М. Кустодиева и др.) авторов первой трети ХХ в., современной художественно-рекламной продукции (плакатов, афиш, входных билетов, флайеров и т. д.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Диалог об искусстве. Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние аван-гардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат. Средства художественной выразительности рекламного плаката, художественной афиши (композиция, начертание шрифта текста, изобразительные элементы, цвет, услов-ность, лаконичность и т. д.); информация, заложенная в рекламном плакате, соотношение изображения и текста. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты оформления рекламной продукции». Творческое задание с использованием средств выразительного языка плаката периода первой трети ХХ в. Материалы: ватман, гуашь, линейка, карандаш, кисти, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения художников-плака-тистов первой трети ХХ в. в области художественной рекламы. Выявлять актуальные темы рекламных плакатов. Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами. Высказы-вать свои впечатления от восприятия художественных афиш начала прошлого века. Сравнивать стиль оформ-ления художественных афиш со стилем модерн, со стилем декора агитационного фарфора. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности художественной афиши, в работах разных художников. Сравнивать средства вырази-тельности произведений начала ХХ в. и современной рекламной продукции. Находить приёмы авангардного искусства, заимствованные в рекламе начала ХХ в. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматриватьсвоеобразие художественной афиши и другой рекламной продукции, посвящённой определен-ному событию. Выполнять комплект рекламной продукции в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала ХХ в. для открытия школьной арт-галереи. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 7. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти (2 ч) | |
33. Советское искусство. Соцреализм Восприятие произведений выдающихся отечествен-ных художников (К. С. Петров-Водкина, А. Т. Матвеева, Л. В. Шервуда, М. Б. Грекова, С. В. Ренгиной, С. В. Гера-симова, Д. А. Налбандяна, В. И. Мухиной, Т. Н. Яб-лонской. К. Ф. Юона, В. Е. Татлина, Ю. И. Пименова, В. Герасимова, А. А. Пластова, Г. М. Коржева, А. А. Дей-неки, В. Е. Попкова и др.), в которых отразились самые яркие и характерные события и признаки советской эпохи. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика худо-жественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Социалистический реализм, соц-реализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой. Диалог об искусстве. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей дейст-вительности. Утверждение идеи социалистического гуманизма, идеи искусства национального по форме и социалистического по содержанию. Средства выразитель-ности, с помощью которых создавали образы человека в разные десятилетия XX в. в своих произведениях худож-ники соцреализма. Творческое задание с использованием средств художественной выразительного языка и стилистики искусства соцреализма. Материалы: гуашь, акварель (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству социалистического реализма. Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений социалистического реализма. Сопоставлять содержание художественных произведений и реальными событиями, известными из истории России. Высказывать, свои впечатления от восприятия художественных произведений социалистического реализма. Участвовать в обсуждении принципов искусства социалистического реализма (правдивое описание и изображение действительности в сочетании историчес-кой конкретности образов с их героикой и романтикой; согласование художественного выражения с содержа-нием идеологических реформ и задачами воспитания трудящихся в социалистическом духе), произведений художников, работавших в советскую эпоху. Выявлять средства выразительности, с помощью которых живо-писцы, графики, скульпторы передавали пафос строи-тельства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества. Сравнивать средства худо-жественной выразительности произведений с произве-дениями начала ХХ в. Высказывать своё отношение к этим произведениям. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
34. Музей в современной культуре. Наш школьный музей Восприятиеэкспонатов музеев мира и России (Британский музей (Лондон); Музей С. Гуггенхайма (Нью- Йорк); Политехнический музей (Москва); Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва); а также школьных музеев — Музей «Память» (Красноярск); Музей истории школы (Невьянск); Музей Природы и Человека (Югра, Ханты-мансийский округ), Музей «Русская изба» (Видное. Московская область)). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Художественно-эстетическое значение истори-ческих памятников. Художественный диалог культур. Крупнейшие художественные музеи мира. Взаимо-отношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Диалог об искусстве. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений. Музей как возможность общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений. Работас компьютером (виртуальные экскурсии по музеям мира и России). Творческое задание с использованием компью-терных средств и с помощью поисковых систем Internet. Материалы: компьютеры. Советы мастера. Подведение итогов Резерв времени– 1 ч | Рассматриватьэкспонаты крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых российских городов. Сопо-ставлять их экспозиции исистематизировать прин-ципы организации по содержанию — исторические, художественные, этнографические археологические, краеведческие, школьные и т. д. Выявлятьосновное предназначение музея. Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение. Называть крупнейшие музеи мира и России, музеи своего края. Участвоватьв обсуждении экспозиций крупных музеев мира, России, своего края, соотнесения известных художественных произведений с их основным храни-лищем-музеем, музея — социального института истории-ческой памяти, особой роль музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к Отечеству, к своему краю, экспонатов из разных музеев. Обсуждатьвопросы о принадлежности известных произведений искусства конкретным музеям мира и России. Называтьмузеи, знакомые по предыдущим годам обучения и определять основную направленность их деятельности. Высказыватьсвоё суждение о музеях как важных и необходимых культурных центрах. Работать с поисковыми системами Internet и прово-дить виртуальные экскурсии по музеем мира и России. Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку Internet-концепции и мульти-медийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея. Подбирать с помощью поисковых систем Internet информацию о существующих школьных музеях в нашей стране. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать своё отношение к творческой работе. Участвоватьв подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |