Клиницист ставит перед собой последовательные задачи при беседе и обследовании пациента. Эти задачи соответствуют последовательности рубрик МКБ. Если есть нижеперечисленные признаки в таблице, их следует уточнить, если нет — перейти к следующему вопросу (рубрике).
№ | Диагностические вопросы | Код | Рубрика |
1 | Определяются ли клинически, нейропсихологически и с помощью специальных объективных методов (КТ, ЯМР, ЭЭГ, эхоскопия, РЭГ) признаки органического поражения мозга? | F0 | Органические, включая симптоматические психические расстройства |
2 | Есть ли симптомы зависимости и влияния на поведение психоактивных веществ? | F1 | Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных и других веществ |
3 | Удается ли выявить расстройства мышления (восприятия) в сочетании с экспансивным/депрессивным аффектом или эмоционально-волевым снижением (неадекватность)? | F2 | Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства |
4 | Возможно ли выявить нарушения настроения и аффекта? | F3 | Аффективные расстройства настроения |
5 | Переживается или переживался в ближайшее время стресс? Есть ли в результате этих переживаний невротические нарушения и признаки соматической конверсии? | F4 | Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства |
6 | Определяются ли синдромы расстройств приема пищи, сна, половой дисфункции? | F5 | Поведенческие, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами |
7 | Как определяются устойчивые специфические особенности личности, её сексуальная ориентация, привычки, влечения? | F6 | Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых |
8 | Какому уровню соответствует интеллект и каковы особенности его социальной реализации? Если он нарушен, то по какой причине? | F7 | Умственная отсталость. Рубрики этиологических причин умственной отсталости |
9 | Существуют ли в настоящее время и были ли ранее пароксизмальные состояния? Как они объективно подтверждаются? | G4 | Эпизодические и пароксизмальные расстройства |
10 | Можно ли определить специфические расстройства развития речи, школьных навыков и общие расстройства развития? | F8 | Нарушения психологического развития |
11 | Есть ли признаки поведенческих и эмоциональных расстройств в детском и подростковом возрасте? | F9 | Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте |
История формирования психиатрии как самостоятельной науки.
|
|
В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.
|
|
1. Донаучный период, простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.
2. Эпоха древней греко-римской медицины. Началом ее условно можно считать VIIили VIвек до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.
3. Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.
4. Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.
5. Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».
6. Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».