Как оформляются отношения с МОЛ, читайте здесь.
Кроме того, подпись МОЛ обязательна на инвентаризационных описях. А в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Указаний).
Составить инвентаризационную опись ТМЦ по форме ИНВ-3 вам поможет эта статья.
Из этого следует, что без материально ответственного лица проведение инвентаризации невозможно. В противном случае ее результаты могут быть признаны недействительными. А при обнаружении недостачи с МОЛ будет проблематично взыскать убытки.
Поэтому если вдруг непосредственно перед инвентаризацией или уже в ходе нее (когда она проходит не один день), МОЛ уходит на больничный и склад никому не передает, инвентаризацию целесообразно отложить до выхода данного сотрудника на работу. Перенос сроков требуется согласовать с работником. Оформляется перенос инвентаризации приказом по организации.
|
|
Специальной формы такого приказа нет, главное, соблюсти общие требования, о которых мы рассказываем в статье «Приказы по основной деятельности - это какие приказы?».
При перерыве в инвентаризации, в т. ч. из-за болезни МОЛ, помещения, где хранятся ТМЦ, опечатываются, а описи убираются на хранение в ящик (шкаф, сейф) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (п. 2.12 Указаний).
В то же время полагаем, что в исключительных случаях проведение инвентаризации допускается и в отсутствие МОЛ. Для этого в разумный срок до начала инвентаризации работника нужно уведомить о ее проведении (должны иметься документальные доказательства уведомления), а непосредственно перед ее началом составить акт о неявке МОЛ с указанием причины такой неявки. Соответствующую отметку необходимо будет сделать и в описи. Но предупреждаем, что взыскание ущерба от возможной недостачи в данном случае, скорее всего, придется проводить через суд. Если, конечно, работник не согласится на это добровольно.
Об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете можно прочесть здесь.
В заключение заметим, что, даже являясь временно нетрудоспособным, МОЛ может принять участие в инвентаризации добровольно. Факт нахождения работника на больничном в день инвентаризации сам по себе не является бесспорным основанием для признания инвентаризации незаконной, если работник присутствовал при проведении инвентаризации, о невозможности проведения инвентаризации в связи с нахождением на больничном работодателю не заявлял, болезнь на результаты проведенной инвентаризации не повлияла (см. Кассационное определение ВС Удмуртской Республики от 24.10.2011 по делу № 33-3796/11).
|
|
- ВОПРОС: Какой порядок и оформление результатов инвентаризации по расчетам с персоналом?
ОТВЕТ:
В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Указания) правила инвентаризации расчетов с персоналом описаны достаточно кратко.
Так, согласно п. 3.46 по задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. В соответствии с п. 3.47 при инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Но на самом деле фронт работ здесь существенный.
На данном этапе инвентаризации проверяется вся задолженность организации перед работниками и работников перед ней по любым основаниям. А именно, отраженная на счетах 70, 71, 73, 76 (в части депонированных сумм).
Прежде всего, все «зарплатные» начисления сверяются с документами - основаниями.
Сведения о фактических начислениях берут из лицевых счетов, нарядов, расчетных (расчетно-платежных) ведомостей и др., о положенных начислениях — из организационных, кадровых и пр. документов, таких как:
· Положение об оплате труда работников;
· Положение о стимулирующих выплатах;
· других ЛНА, трудовых договоров, кадровых приказов;
· табелей учета рабочего времени и др.
Проще говоря, проверяют, все ли начислено так, как это должно было быть, выявляют, соответствует ли числящаяся в учете задолженность реальной задолженности.
Одновременно проверяются также налоговые и страховые платежи (счета 68 и 69).
Еще проводят инвентаризацию начисленных и выплаченных соцпособий: проверяют больничные листки, справки о сумме заработка от предыдущих работодателей, заявления на выплату пособий, правильность их расчета.
Если зарплата выдается через кассу, проверяются депоненты (счет 76): все ли отражены, нет ли не списанных.
Если в организации есть прочие операции с работниками (займы, выплаты по возмещению ущерба, др.), проверяется каждая сумма по каждому основанию, отраженная на счете 73. Информацию берут из договоров займа, бухсправок о начислении процентов, платежных документов и т.п.
Также достаточно большой участок проверки — подотчетники.
Здесь, в том числе, следует проверить:
· наличие и соблюдение перечня подотчетных лиц (приказ об утверждении такого перечня);
· целевое использование выданных сумм;
· соблюдение сроков представления авансовых отчетов. По расчетам до 19.08.2017 следует установить, не выдавались ли новые авансы при наличии не закрытых;
Про последние изменения в подотчете на 2017 год читайте здесь.
· наличие подтверждающих расходование денег документов и пр.
См. также: «Порядок учета расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».
Результатом этого этапа инвентаризации является выявление не отраженных в учете или отраженных неверно, а также просроченных долгов.
Итоговым документом является опись, к примеру, по форме № ИНВ-17 (утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88).
Составить такую вам поможет эта статья.
Также комиссией вырабатываются рекомендации о недопущении выявленных нарушений в будущем.
В итоге с учетом выявленных расхождений корректируются данные бухучета. При этом результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Указаний).
|
|
- ВОПРОС: Как можно привлечь человека, не числящегося в обществе, к проведению инвентаризации? Указанный человек работает в обществе, которому подконтрольно общество, в котором будет проводиться инвентаризация.
ОТВЕТ:
Требования к составу инвентаризационной комиссии прописаны в п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Указания). Так, в нем указано, что персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Также в нее можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Про работников иных сторонних организаций в указанной норме не говорится, но и запрета на их привлечение и участие в инвентаризации в действующих нормативных правовых актах нет.
Это значит, что организация вправе привлечь к проведению инвентаризации указанное в вопросе лицо. Тем более, что контролирующее общество вполне может быть заинтересовано в результатах инвентаризации имущества подконтрольной организации, в частности, в достоверности ее бухотчетности.