Рассмотрение основных тенденций в образовании помогает решить одновременно несколько важных проблем: составить целостную картину процессов в образовании, объяснить эти процессы и, наконец, оценить их.
План:
1. Основные тенденции образования в России и их реализация в теории и практике образования XIX века.
2. Первая четверть XIX века. Прогрессивные тенденции в российском образовании, их реализация в построенной системе народного образования.
3. Вторая четверть XIX века. Утверждение реакционных тенденций, идей в теории и практике образования, противоречивость ситуации в образовании.
4. Революционно-демократическая педагогик А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова (в лекции почти не будет затронута, поскольку хорошо представлена в учебниках и учебных пособиях).
5. Общественное педагогическое движение 60-х гг. XIX века. Образовательные реформы и их оценка на основе прогрессивных тенденций, реализация реформ.
6. Педагогические идеи и деятельность Н.И. Пирогова (1810-1881).
|
|
7. Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1871).
8. Педагогика свободного воспитания Л.Н. Толстого (1828-1910).
9. Основные тенденции образования в России последней четверти XIX века. Противоречивость развития образования.
В качестве источников по проблеме лекции рекомендуется: История образования в России. Часть 4., глава по системе Л.Н. Толстого в учебнике под ред. З.И. Васильевой. В учебнике В.А. Капрановой эпоха представлена очень схематично, но некоторые моменты рассмотрены достойно.
Прежде, чем раскрывать обозначенные пункты плана, ответим на вопрос: что такое тенденция в развитии образования?
Во-первых, тенденция – это и есть как раз наиболее общие оценки развития образования. Эти оценки даются с двух позиций – с положительной и с отрицательной. Но помимо этого, тенденция имеет некое содержание, она представляет саму сущность системы образования, основную направленность образовательных структур (например, на классическое или на реальное). Тенденция – это отношение к проблеме народного образования. Анализ тенденции, в частности, позволяет ответить на вопрос: как происходила реализация права народа на образование?
Во-вторых, рассмотрение тенденций в образовании помогает понять, какую роль в развитии образования играет государство, положительно или отрицательно оно влияет на ситуацию в образовании.
В-третьих, с позиции тенденций появляется возможность оценить содержание образования, его структуру.
И, наконец, в-четвертых, в поле нашего рассмотрения окажутся тенденции развития педагогической науки в XIX веке.
|
|
Таким образом, можно подвести итог: тенденция – это основная линия развития образования, основные его характеристики. Когда мы рассматриваем проблемы педагогики и образования с точки зрения тенденций, мы получаем возможность увидеть образование в развитии.
Перейдем к рассмотрению отдельных периодов в истории российского образования XIX века. В истории педагогической науки XIX век принято делить на четыре периода, т.е. на четыре четверти;
1. 1801-1825 гг.;
2. 1825- середина 60-х гг.;
3. Середина 60-х гг. – начало 80-х;
4. 80-х гг. – начало XX века.
Первая четверть XIX века.
Прогрессивные тенденции в российском образовании,
Их реализация в построенной системе народного образования
К началу XIX века сложились условия, обусловившие реформы в образовании первой четверти XIX века. Сложившаяся к началу рассматриваемого периода система образования не удовлетворяла российское общество. На отечественные умы оказывали огромное влияние идеалы Великой французской буржуазной революции. Развитие образование в Европе не могло не вызвать подобные тенденции в России. Кроме того, в России росла потребность в образованных людях. Реформы образования в духе новых потребностей были осуществлены Александром I.
В 1804 году был опубликован Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Это был прогрессивный устав. Наиболее ярко в нем проявились две тенденции: положительное развитие системы образования (с точки зрения, его содержания и доступности) и положительная роль государства в развитии образования.
Согласно Уставу 1804 года, система образования в России строилась по ступеням. Таких ступеней предполагалось четыре:
1. Приходские школы (срок обучения – 1 год, организовываться должны были при каждой церкви);
2. Уездные училища (срок обучения – 2 года, организовывались в уездных городах);
3. Гимназии (срок обучения – 4 года).
4. Университет (срок обучения – 5 лет).
Между ступенями существовала преемственность. Школа являлась бессословной, то есть, была доступна для всех. В Университет тоже сохранялся доступ для всех. Некоторым школам государство даже оказывало помощь. Содержание образования предполагалось широким, но оно не было согласовано со сроками обучения. В приходских школах в течение года изучались чтение, письмо, счет, Закон Божий, Книга о должностях гражданин и человека. В уездных училищах реализовывался более широкий круг образования. В их содержание образования входили и физика, и химия, и математика, и естествознание. Содержание гимназического образования было еще более широким. Выпускники гимназии поступали в университет.
Таким образом, тенденциям в отечественном образовании первой четверти XIX века можно дать весьма положительную оценку. Прогрессивная направленность образования усиливается после победы в Отечественной войне 1812 года. Особое внимание начинает уделяться изучению истории России-победительницы. С 1817 года в содержании образования предусматривается не только изучение чтения, письма, счета, но и возможность изучения достаточно широкого круга знаний.
Вторая четверть XIX века.