Лаврентьева Ольга Геннадьевна

(научный руководитель: д.п.н., проф. Е.И. Бражник)

Тема диссертации:

«Развитие университетов во Франции на рубеже XX-XXI веков»

Тема реферата:

«История университетского образования во Франции»

        

В реферате рассматриваются важные исторические аспекты проблемы диссертационного исследования.

Прежде всего дается подробная характеристика истории возникновения первого университета во Франции – Парижского, который вырос из Сорбонны (богословской школы при Нотр Даме) в 1200 году. Анализируются, во-первых, черты Парижского университета общие для всех средневековых университетов, и, во-вторых, особенности первого французского университета. Рассматриваются структура Парижского университета, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, выстраивания отношений между профессорами и студентами, социального происхождения студенчества, роли Парижского университета в культуре средневековой Франции (в частности, перечисляются видные деятели мировой культуры, которые были выпускниками парижского университета).

Обращается внимание на тот факт, что с Парижским университетом связана деятельность таких выдающихся ученых как Ж.Гей-Люссак, А. Лавуазье, Л. Пастер, П. Кюри, Ж.Б. Перрен, П. Ланжевен, и др.

В следующей части работы предлагается обзор истории развития французских университетов вплоть до наших дней. В центре внимания оказываются как общие тенденции развития французского университетского образования, так и деятельность конкретных университетов Франции в различные исторические периоды. В основе обзора лежит культурологический подход, с позиции которого специфика развития университетов в тот или иной исторический период связывается с особенностями культуры соответствующей исторической эпохи.

Последняя часть реферата представляет особый интерес и тоже выполнена в логике культурологического подхода. В ней анализируется проблема влияния французской культуры на российское общества. Для данного анализа выбран период 18-19 вв. Прежде всего, дается характеристика основных особенностей французской культуры 17 века – важнейшего периода в истории культуры Франции. В рамках этого периода складывается новая система эстетических принципов и приоритетов, ставших предпосылкой возникновения единого пространства и единого языка европейской культуры в XVIII — XIX вв. Эта система не могла не оказать влияния и на культуру России, особенно если учесть факт серьезной ориентации нашей страны на западно-европейский мир. Далее в реферате дается характеристика своеобразия восприятия французской культуры 17 века в России 18-19 вв. В этой части реферата рассматриваются различные периоды в истории России (начиная с петровского до конца 19 века), но особый интерес представляет анализ специфики влияния в период правления Екатерины I, Павла I и Александра I.

 

 

Литература.

1. Джуринский А.И. История зарубежной педагогики. М., Форум, 1989, 272с.

2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2-х кн. СПб.,2001. Кн. 2. С.113.

3. Костюкевич С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки. // Вестник высшей школы (Alma Mater). - 2001. - № 6. стр. 34-37.

4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории   воспитания и обучении. В 2-х томах. СПб., Алегейя. 2000. Т.1. 429с., Т. 2. 496с.

5. Мультатули В.М. Французское влияние в культурной жизни Москвы XVII века // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы конференции. СПб, 2000.С.38-41.

6. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестник высшей школы (Alma Mater). - 1991. - № 7 стр. 100-106; № 8. стр. 97-109.

7. Скакун А.А. Французская культура XVII века и ее восприятие в России. С.26-51.

8.L'enseignement supérieur sous le regard des chercheurs. http://www.inrp.fr/vst/

9. L’université moins attractive? Les transformations récentes de l’accès à l’enseignement supérieur en France et en Allemagne. Bernard Fourcade et Joachim Haas, Centre associé régional du Céreq, LIRHE Toulouse, 2002. 28p.

http://www.univ-tlse1.fr/LIRHE/

10.Vingt annees de reformes dans l’ enseigement superieure en Europe: de 1980 a nos jours. Eurydice,Unité européenne, Bruxelles. 2000.567p.

http://www.eurydice.org



Степанова Лариса Сергеевна

 

(научный руководитель: д.п.н., Ежеленко В.Б.)

 

Тема диссертации:

 

«Воспитание гуманистических отношений учащихся в практике образовательного процесса»

 

Тема реферата:

«Гуманистические идеи в педагогических системах западноевропейских и российских педагогов»

 

Тип реферата: 3

(проблема диссертационного исследования (или ее аспект) рассматривается с точки зрения изученных на лекциях педагогических систем)

Реферат представляет собой яркий пример рассмотрения одного из ведущих аспектов диссертационного исследования (гуманистических идей) в педагогических системах классиков истории педагогики.

В качестве центральной линии реферата выступает идея о том, что идеи гуманизма присутствуют практически у всех педагогов в истории. Это обусловлено тем, что в системах педагогов-классиков образование рассматривается в большей или меньшей степени в связи с такими проблемами, как: проблема ребенка, ученика (здесь важно отношение к ребенку, внимание к его личности, его счастью, что выражается в цели воспитания, средствах воспитания, в организации процесса познания, его доступности и сообразности природе и возрасту ребенка), проблема учителя (то есть, внимание к его личности, его положению), проблема отношения между учителем и учеником.

Но, поскольку в различных системах педагогических взглядов гуманистические идеи выражаются и реализуются по-разному, важно осветить вопрос о том, каким образом, и через какие феномены педагоги в истории выходят в своих теориях на гуманистические отношения. Таким образом, цель реферата – вычленить в истории педагогической мысли те феномены, которые определяют гуманистический подход. С этой позиции в реферате рассмотрены педагогические системы Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский.

Педагогические воззрения рассматриваются в контексте соответствующего социокультурного фона и мировоззрения авторов педагогических систем.

Тщательный анализ обозначенных педагогических систем (на основе первоисточников, историко-педагогических пособий и монографий) позволил:

- во-первых, выделить, высокий гуманистический потенциал каждого педагогического учения;

- во-вторых, выявить специфику гуманистических идей всех из перечисленных авторов:

- в-третьих, объяснить эту специфику с позиции особенностей культуры и общества исторической эпохи, в рамках которых проходила жизнь авторов систем;

- в-четвертых, увидеть генезис развития гуманистических идей в истории педагогической мысли, выявить направления взаимовлияния идей;

- в-пятых, обосновать значимость гуманистических идей педагогов прошлого в условиях современного развития педагогической мысли и образования.

Итоги реферата достойно подведены в его заключении.

 

 

IV. Литература.

 

1) Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 399 с.

2) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа- Пресс», 1995. – 448 с.

3) История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак-в. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

4) История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 304 с.

5) Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

6) Российская педагогическая энциклопедия. - Т.1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

7) Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.  

8) Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. VIII. М., 1951.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: