Социальные группы и общности. Рекомендации

 

Совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называют социальной группой.

Общество – это совокупность социальных групп. Они могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от двух до семи человек.

Дружеская компания или семья относятся к разряду малых групп. Большие социальные группы подразделяются: демографические, этнические, профессиональные, религиозные и т.д.

 

Квази-группа: совокупность людей, напоминающая группу только по форме.

1. Толпа – бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объемом внимания.

2. Аудитория – совокупность людей, ориентированных на информационное взаимодействие с одним человеком.

3. Социальные круги – социальные объединения, возникающие на основе обмена информацией.

Подробнее про квази-группы здесь: http://www.finteoria.ru/kvazigruppy.html

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

· Спонтанность образования (стихийный митинг);

· Неусточивость взаимосвязей (аудитория на лекции биолога популяризатора);

· Отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

· Кратковременность совместных действий

 

Социальная группа: это совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, сложившиеся в рамках исторически определенного общества.

Социальная группа: совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения.

· Общий значимый признак;

· Общие интересы, ценности, нормы поведения;

· Сложившиеся в рамкам определенного общества (исторического)

 

Признаки группы

- Общие цели     Как правило, группа преследует схожие цели. Например, если это группа является спортивной командой, то ее цель может быть победа в городском чемпионате.
- Взаимозависимость     Если исходить из того, что люди объединяются в группы, чтобы преодолевать какие-то трудности (удовлетворять потребности), которые они не могли бы по какой-то причине удоволетворить самостоятельно, тогда можно говорить о большой завимости одних от других (например, члены семьи)    
- Взаимодействие (более или менее постоянное) В малых группах взаимодействие носит непосредственный характер, а в больших оно является опосредованным.
- Относительно устойчивые отношения Например,семья и школьный класса это устойчивые малые группы.
- Восприятие себя частью группы (идентичность)  Например,каждая конкретная женщина воспринимает себя частью большой общности женщин. Как женщине ей предписывается определенные роли и модели поведения в рамках определенного исторического общества.

Типы (виды) групп

Малые/Большие

Формальные/Неформальные

Первичные/Вторичные

Условные/Реальные

Группы членства/Референтные группы

 

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

· Устойчивым взаимодествием, способствующим прочности и стабильности их существования.

· Относительно высокой степенью единства и сплоченности.

· Четко выраженной однодностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы.

 

Групповая сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу и к группе.

Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу к друг другу и считают себя похожими.

По мере увеличения группы уровень сплоченности снижается.

Причина появления групп: существование различных социальных групп обусловлено исторически сложившившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Можно выделить следующие:

· Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности и общении;

· Возможность получить поддержку (моральную, материальную и т.д.)

· Дополнительная защита от вражных проялений (люди объединяются чтобы защищаться).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: